Высшее образование — это атавизм? Интервью с директором Британской школы дизайна

  •  © Фото с сайта imcreator.com
    © Фото с сайта imcreator.com

Закончились приемные кампании вузов, близится начало нового учебного года. Кто-то уже начнет свой путь в высшем образовании, а кому-то надо готовиться к следующему лету, когда он станет абитуриентом. В 2017 году аттестаты о среднем образовании в России получили 615 тыс. человек, и половина из них понесли результаты ЕГЭ в высшие учебные заведения.

Идея фикс о том, что у каждого «приличного» человека должно быть высшее образование, сидит глубоко в родительских головах, при этом его качество, как правило, заботит в последнюю очередь. Работодатели в то же время твердят как один, что вышедших на работу выпускников вузов приходится полностью переучивать. По просьбе портала Юга.ру журналист и редактор Елена Гордюшова пообщалась с директором Британской высшей школы дизайна Анастасией Бутрым о том, зачем и чему стоит учиться, и в чем главная задача образования сегодня.

Выпускники вузов сейчас стремятся работать в больших корпорациях или хотят быть фрилансерами с небольшими проектами?

— В творческой сфере размер абсолютно точно не имеет никакого значения. Можно в корпоративном бизнесе быть неким винтиком, работающим как часть большой машины. Или быть фрилансером, таким человеком-оркестром, который сам себе хозяин, но делает одновременно все. Кому-то комфортнее одно, кому-то другое. Есть гипермаркеты, есть бутики, это просто разные бизнес-модели.

Наше мерило это результат наших выпускников, и в их среде есть прекрасные успешные кейсы как в большом бизнесе, так и в мегамаленьком. Например, выпускник одной из наших программ, «ювелирный дизайн», это и есть человек-оркестр. Он имеет «чемоданчик» обладает оптимальным набором инструментов и может разворачивать бизнес от идеи до реализации фактически самостоятельно. Больше оборудования может ему понадобиться на каком-то этапе производства, но в принципе он может все сам. Это позволяет ему одному быть в поле достойным воином. И это наша гордость. В то же время наши выпускники активно реализуются и в больших корпорациях, как в России, так и за рубежом.

Безусловно, есть некоторые сферы, проблема трудоустройства в которых реально существует, например, дизайнеры одежды. Легкая промышленность вообще не самое сильное звено в России, поэтому мы в Британке пытаемся в каждого студента вложить максимальное количество бизнес-навыков, чтобы они могли создавать самостоятельные компании.

Анастасия Бутрым

Анастасия Бутрым

директор Британской высшей школы дизайна

Британская высшая школа дизайна открылась в Москве в 2003 году. Здесь готовят специалистов креативных профессий, в основном связанных с дизайном, будь то дизайн интерьера, одежды, промышленный или графический. Обучение ведется по двум направлениям: это британские программы высшего образования, которые позволяют проходить часть обучения в Великобритании, и программы дополнительного российского образования и переквалификации. В Британке можно получить международную степень бакалавра искусств или получить новую профессию, уже имея диплом российского вуза. Программа школы аккредитована Университетом Хартфордшира.

Насколько хорошее образование помогает удачно трудоустроиться?

— Во-первых, что такое трудоустроиться? Вот вы закончили и у вас есть выбор. Налево можно пойти устроиться в большую компанию, направо создать собственный бизнес.

Наши студенты часто знакомятся с учениками других программ или выпускниками и уже во время обучения придумывают вместе бизнес, выходят уже с командой. Важно, что они могут общаться не только со специалистами из индустрии, но и друг с другом. Есть управленческие, административные, маркетинговые программы, которые подпадают под определение креативное предпринимательство. И безусловно, их сотрудничество с теми, кто делает руками, помогает это все оформить, продвинуть все это в бизнес. Это бесценно. Поэтому, мне кажется, самое главное воспитать желание рисковать в хорошем смысле, и дать возможность психологически нарисовать для себя перспективы. Чтобы была внутренняя готовность, это важнее всего. Людям, у которых эта внутренняя готовность есть, очень редко что-то не удается.

Сегодня нужно мыслить по-хорошему нагло, правильно себя соизмерять с окружающим миром, пусть даже изначально самооценка несколько завышена. Если человек себя переоценивает, это дает ему огромную динамику для развития. А вот когда наоборот это очень тяжело исправляется. Конечно, важно параллельно развивать и мягкие навыки, умение работать в команде, презентовать себя.

В 2014 году студенты Британки бесплатно разработали маркетинговую стратегию и брендинг для Краснодара. Эта история наделала в городе много шума. Тогда рабочая группа БВШД пришла к выводу, что Краснодар имеет все шансы стать «русской Калифорнией» — городом, где комфортно жить, работать и отдыхать одновременно. Ключевым проектом, на котором студенты предлагали сосредоточиться, был назван «NextAgro. Краснодарский центр агроинноваций». Визуальным итогом этой работы стала разработка логотипа и фирменного стиля бренда, однако вся проделанная работа осталась нереализованной. Администрация Краснодара по сей день этот кейс никак не использовала.

  •  © Фрагмент презентации бренда Краснодара, который разработала группа студентов Британки
    © Фрагмент презентации бренда Краснодара, который разработала группа студентов Британки
  •  © Фрагмент презентации бренда Краснодара, который разработала группа студентов Британки
    © Фрагмент презентации бренда Краснодара, который разработала группа студентов Британки

Многие работодатели жалуются, что вчерашние студенты ничего не умеют, их приходится буквально переучивать.

— Вы знаете, это вообще тренд. Гамбургское дизайн-бюро Oberhaeuser, например, в начале мая опубликовало информацию, что они официально отказываются от требований и дипломов о высшем образовании. Это очень много значит и это очень большой экономический фактор — то, что в умах многих до сих пор базовый уровень подготовки требует наличия диплома. В этом бюро сказали, что они будут брать на работу после школы и обучать сотрудников самостоятельно. Они не хотят больше переучивать это потеря времени. В итоге ведь это гораздо дороже, чем взять еще ничего не умеющих и научить их. Поэтому развитие специалистов с помощью индустрии и в небольшом бизнесе, таком, как рекламный или агентский тоже, безусловно, возможно. За этим, скорее всего, будущее.

Пока еще индустрия и образовательные учреждения не говорят на одном языке. Это общемировая проблема. В индустрии есть запрос на специалистов с определенными знаниями, навыками и умениями очень четко сформулированными, а образование делает что-то совсем другое, что-то свое. Пока еще снять показания бизнеса, подготовить и отдать ему специалистов нет этой цепочки конвейерной. Это должно все соединиться, я думаю, в ближайшем будущем.

Они не хотят больше переучивать — это потеря времени. В итоге ведь это гораздо дороже, чем взять еще ничего не умеющих и научить их

Что такое «образование» вопрос терминологии, потому что есть «человековедение», где закладываются непосредственно человеческие качества. Универсальная правда связана именно со становлением личности. А есть конкретные навыки когда человека нужно научить что-то конкретное делать. В образовании подразумевается и то, и другое. А у нас если и делается, то, скорее, только первое. Важно, чтобы человек, построив свой личный и общий базис, мог выбирать дальше — чему он хотел бы научиться, какие навыки приобрести. И чтобы при этом он был востребован на рынке труда. Пока что рецепта, логичной схемы, как все это должно работать, ни у нас, ни в западном образовании нет.


Николай Андреев

Николай Андреев

управляющий партнер КА Ruport

«У нас в штате работает восемь графических дизайнеров, и мы всегда готовы расширяться и брать кого-то еще, если есть соответствующий претендент. Другое дело, что найти людей, которые соответствуют нашим требованиям, очень сложно. Если к нам приходит человек с дипломом Британки, это сразу зеленый свет. Мы часто отправляем наших ребят туда на интенсивы или приглашаем преподавателей БВШД к нам на мастер-классы. И результат обучения практически сразу же виден в работах».


Может ли человек сделать правильный выбор сразу после школы?

— Я в ужасе от этой мысли, от этой навязываемой необходимости. К этому возрасту никто никогда не определится, это невозможно. Определиться может личность зрелая. А личность становится зрелой — ну это происходит в течение всей жизни, как, в идеале, и учиться человек может в течение всей жизни. И это прямо страшно слышать, что если ты не определился, то все, пиши пропало. У меня вот одному ребенку 15, второму 17. Старший уже учится в вузе, но я совершенно не уверена, что это та сфера, в которой он останется. А пятнадцатилетний еще не определился, и я считаю, что это абсолютно нормально. И если он будет учиться несколько раз, буду только рада.

Потребностей в обучении, образовании, профессиональном росте на протяжении жизни возникает очень много и каждый решает их по-своему. Кто-то занимается самообразованием, кому-то проще пойти куда-то на курсы, учиться по готовой системе. И потом — что такое новая профессия? Это тоже вопрос терминологии. Инженер вчера и инженер завтра — это вообще разные профессии. Когда количество этих изменений, я имею в виду с точки зрения навыков, перейдет в качество, надо будет сказать, что это не инженер, а, допустим, робототехник. Ну а сейчас на разных рынках, даже в разных городах это может быть по-разному. Вполне нормально, что в Нью-Йорке, в Москве и в Краснодаре в описании вакансии графического дизайнера описываются разные требования.

Инженер вчера и инженер завтра — это вообще разные профессии

Я, например, хочу, чтобы мои дети были в первую очередь счастливы. Нужно ли им для этого высшее образование и должно ли оно быть похоже на образование родителей — оба раза ответ нет. Социальные лифты в виде дипломов высшего образования уже не работают. Каждому родителю тяжело усомниться в том, во что всегда верили в его семье, а в России к тому же очень трепетно относятся к образовательной деятельности. Но на самом деле, я думаю, в глубине души зерно сомнения у любого родителя есть — «а правильно ли я делаю, желая, чтобы мой ребенок повторил тот же путь? Рынок сейчас — он такой же?» Это очень большая ответственность. Что ребенок потом будет делать с этим образованием и правильное ли оно? Пока, я думаю, мы боимся задавать себе все эти вопросы.


Ольга Гамбарян

Ольга Гамбарян

дизайнер

«Я два года училась в Британке на курсе «Визуальные коммуникации» у Леонида Славина, это программа российского дополнительного образования. Решила там учиться, потому что были очень хорошие отзывы, и я до сих пор считаю, что это единственная школа, где очень сильный курс визуальных коммуникаций. Интересно, что каждый поток ведет свой журнал в LiveJournal. Я перед поступлением прочитала все записи, поэтому отлично представляла, что меня ждет. В целом образование оцениваю на 10 из 5, а мне есть с чем сравнивать. Я училась в Краснодаре на графического дизайнера в Художественно-промышленной академии. Там мне дали хорошую базу по классическим дисциплинам, но что касается графического дизайна, то в Британке я узнала за месяц больше, чем за шесть лет в академии. Традиционный вуз не дал знаний, которые я могла бы применить сразу в работе, а в Британке просто совсем другая обучающая платформа».

«Нагрузка, конечно, очень тяжелая, но она по делу. Когда выпускаешься, на защите твоего проекта всегда сидит комиссия, где есть арт-директора крупных компаний, и можно сразу получить предложение о работе. Я после завершения учебы не пошла работать в штат, хотя меня приглашали в одно очень хорошее агентство. Я осталась на фрилансе, прочувствовав вкус жизни свободного человека, который может уехать на полгода в другую страну, не переставая работать при этом. Я до сих пор на фрилансе, но у меня крупные заказчики, которые дают мне делать интересные проекты».


Как вы видите будущее высшего образования в целом?

— Я весной была на очень интересной конференции в Новой Зеландии, где было много азиатских стран. Там были совершенно фантастические дебаты. Эксперты разделились на две группы. Одни считали, что у высшего образования есть будущее и оно подстроится под современные реалии и интересные явления, которые происходят в социуме и промышленности. Вторые говорили, что высшее образование — это атавизм. Даже было голосование, и большинство проголосовало за то, что у высшего образования нет будущего. Безусловно, это достаточно смело и, может, с какой-то долей юмора, но тем не менее это то, что волнует очень многих, и это обсуждается уже очень серьезно.

Сейчас у нас как все построено: вот вы приходите, допустим, в МГУ, и вы именно на этом факультете получаете все компетенции. Вы получаете, ваш сосед получает, при этом неважен ваш бэкграунд, ваши особенности обучения. Вы получаете единый продукт, потому что вы туда поступили. А как сделать, чтобы центром сборки этой образовательной программы был сам человек? Потому что если в центре конкретный человек, то это совершенно другой подход.