Кубанский казачий «Хогвартс»: школа-интернат народного искусства для одаренных детей им. Захарченко

  •  © Елена Синеок, Юга.ру

Интернет-портал Юга.ру рассказывает о жизни краснодарских школ-интернатов. Наш корреспондент отправился в школу-интернат для одаренных детей им. В. Г. Захарченко, которая считается спутником Кубанского казачьего хора.

История

Детей при Кубанском казачьем хоре стали обучать в 1985 году, тогда и появился первый коллектив — спутник Кубанского казачьего хора. Его руководитель Виктор Захарченко давно мечтал устроить при хоре школу народного искусства. На это его вдохновила старинная практика — до революции мальчиков в войсковых хорах в возрасте от 13 до 15 лет обучали пению в хоровой капелле и игре на музыкальных инструментах. В 1990 году при хоре открылся Центр народной культуры Кубани, куда вошла детская студия, получившая через два года статус краевой детской экспериментальной школы народного искусства. Тогда стал формироваться творческий педагогический коллектив, а в 1995 году, когда появилось отдельное помещение для школы, в него вошли и учителя общеобразовательных предметов.

С 2007 года школа носит имя основателя — народного артиста России и Украины, профессора, композитора Виктора Захарченко. Ученики часто выступают с профессиональным хором и балетом на одной сцене, ежегодно участвуют в кремлевских концертах, а самые одаренные выпускники пополняют состав Кубанского казачьего хора и других коллективов.

В 2011 году в канун празднования 200-летия Войскового певческого Кубанского казачьего хора школа получила подарок от губернатора Александра Ткачева — здание интерната в станице Старокорсунской. Это позволило начать прием детей со всей Кубани.

Лев Верзаев

Лев Верзаев

ученик 6 класса школы для одаренных детей им. Захарченко

Я поступил в школу на танцевальное отделение в прошлом году. Мне надо было пройти профессиональный отбор — показать выворотность, растяжку, чувство ритма, музыкальность. А еще сдать экзамены по русскому, литературе и математике. Я со всем справился. Мы учим народно-сценические, историко-бытовые и классические танцы. Выступаем и в паре, и по одиночке. Мне нравятся все танцы. Я занимаюсь ими с первого класса.

Я из Краснодара и в интернате не живу. Просто каждый день прихожу на уроки к 8:20, а потом остаюсь на занятия по хореографии с 14:00 до 18:00. В нашем классе 15 человек, у нас прекрасные отношения. Из обычных школьных предметов люблю математику, да и все остальные тоже. Домашних заданий не очень много, я успеваю все сделать вечером за час-два. Дома в свободное время сижу за компьютером или слушаю современную музыку. После школы можно пойти работать в Кубанский казачий хор или поступить в институт культуры, но я еще не решил.

Что изучают?

Более 500 мальчиков и девочек занимаются вокалом, танцами, игрой на гармони, баяне, бандуре, балалайке, домре, духовых и ударных музыкальных инструментах, на отделении декоративно-прикладного искусства и народных ремесел.

229 ребят с пятого класса изучают школьные предметы по той же программе, что и в любой другой средней общеобразовательной школе.

Дети могут обучаться и проживать в интернате с 5-го по 11 класс.  

Занятия проходят с 8:00 до 20:00.

Ольга Стерхова

Ольга Стерхова

учитель химии, в школе народного искусства для одаренных детей с 1995 года

— Школьная программа та же самая, что и в общеобразовательной школе. Поблажки? Бывают. Если мы знаем, что ребята приехали поздно ночью с концерта, то стараемся на уроках объяснить новую тему или побеседовать, но ни в коем случае не проводить контрольную. Или дети по программе бесплатно выезжали в Санкт-Петербург и вернулись буквально вчера ночью. Понятно, что они не подготовились. Мы не идем на конфликт, мы все понимаем. Обычно отправляют отличников, они ответственные и сами понимают, что надо будет наверстать пропущенное. Дети всегда берут в поездки учебники. Когда мы ехали в Санкт-Петербург, ко мне подошла ученица и говорит: «Как хорошо, что вы с нами, — будем готовиться к ЕГЭ!» И всю дорогу, двое суток, мы занимались химией, решали задачи. Одноклассники говорили: «Оставь в покое Ольгу Анатольевну», а она: «Вы что, такую возможность упускать нельзя». Мне почему-то кажется, ни в одной другой школе таких случаев не бывает.

Когда мы приезжаем в другие школы сдавать ЕГЭ, все дети балуются или просто стоят, ждут экзамена. А наши ученики сосредоточенны. Потом кто-нибудь обязательно скажет: «Давайте споем молитву!» Наши дети всегда поют, даже в такой сложной для себя ситуации. Их всегда видно, они способные, красивые — видимо, творческая жилка влияет. Они могут побаловаться на репетиции, но всегда собранны на концертах.

Дуэт Екатерина Лесовая и Анастасия Шапочкина. В сентябре 2016 года девушки завоевали Гран-при III Международного фестиваля-конкурса народной песни им. Концевича. Класс преподавателя заслуженного работника Кубани Т. Л. Здебской, концертмейстер А. А. Жидков

Сколько стоит?

Дети, проживающие в интернате, находятся на полном государственном обеспечении.

Обучение в школе бесплатное, ребятам предоставляют учебники, костюмы для выступлений и музыкальные инструменты.

При школе работает подготовительное отделение, в котором занимаются дети с пяти лет. Обучение здесь стоит от 2 тыс. до 2,5 тыс. рублей в месяц, цена зависит от отделения. Дороже обучаться на хоровом и хореографическом факультетах, т.к. здесь больше индивидуальных занятий.

Конкурсы

В 2016 году ребята приняли участие в 32 конкурсах — краевых, российских и международных.

Учителя

За 20 лет школа превратилась в большое образовательное учреждение, где работают 110 преподавателей, из них 23 заслуженных работника культуры Кубани, России, Украины.

Валентина Ярешко

Валентина Ярешко

преподаватель народного хорового пения, заслуженный работник культуры Кубани, России, Украины; в школе народного искусства для одаренных детей с 1991 года

— В 1991 году, когда школа только открылась, занятия проходили в здании по улице Фрунзе. Не хватало помещений, и мы занимали класс балета. У каждой девочки из балета на стульчике лежали аксессуары, поэтому мы занимались стоя. Балерины пришли отдыхать — мы выходим. Отдохнули — заходим. Школа тогда называлась экспериментальной, и, я думаю, эксперимент состоялся. Многие поступили в КГИК на факультет традиционной культуры. Самый первый выпуск, 25 человек, почти все получили музыкальное образование. Работают у нас же — в Кубанском казачьем хоре, в ансамблях «Ивушка», «Вольница». Аня Ступко работает в училище в Москве и поет у Надежды Бабкиной. Пятеро учениц, в том числе и моя дочь, закончили аспирантуру, они теперь кандидаты искусствоведения. Первые дети были совсем другие, спокойные. Сейчас ребятам сначала надо потанцевать, попрыгать, отдышаться — и только потом можно запеть.

На занятиях мы поем народные песни, песни кубанских композиторов. Я очень люблю народные песни «Ой, на гори огонь горыть»и «Виють витры». Я считаю, ребенок должен быть организованным — не пропускать уроки, делать домашние задания, быть самостоятельным в быту. Один мой ученик говорил: «Наша школа — школа на выживание. Если научишься — в жизни будет легко».

Выпускники

За период существования школу окончили 505 выпускников.

  • 24 артиста работают в Государственном академическом Кубанском казачьем хоре;
  • 3 человека работают в ансамбле П.П. Вирского (г. Киев);
  • 21 выпускник — в ансамблях края;
  • 10 выпускников стали преподавателями и работают здесь же;
  • выпускники получают образование в сфере культуры. 147 человек — в вузах и 26 человек  — в средних специальных учебных заведениях.
Анастасия Хабарова

Анастасия Хабарова

ученица 9 класса школы для одаренных детей им. Захарченко

— Я пою в хоре Валентины Ивановны Ярешко. Мы исполняем песни Кубанского казачьего хора, Оренбургского хора и фольклорные песни, которые Валентина Ивановна собирала сама. Мои любимые — песни Кубанского хора, Виктора Захарченко и исторические, например, «Не с под тучушки», «Славно жили наши деды».

Я здесь с шестого класса. Мы с родителями узнали об этой школе, приехали на прослушивание, и я поступила. С восьми лет я занималась в музыкальной школе у нас в станице Старонижестеблиевской. Живу в интернате, домой езжу на выходные, но не на каждые, потому что в интернате мои друзья, нам весело и интересно. Родители, конечно, скучают, но они привыкли и не волнуются за меня.

Я очень люблю читать, слушать музыку, в любое свободное время играю на фортепиано, занимаюсь сольфеджио, музыкальной литературой. Люблю поэтов Серебряного века. Музыку слушаю современную, очень люблю русский рок — «Сплин», «Люмен». И, конечно, хорошо знаю творчество Владимира Высоцкого и Кубанского казачьего хора.

Определенных планов после окончания школы нет, но совершенно точно я хочу связать свою жизнь с искусством. Эта школа воспитывает не просто учеников общеобразовательной школы, которые знают алгебру, физику и русский язык, они знают нечто большее — традиции прошлого, быт казаков. Знаете, в нашей школе другие дети. Я приезжаю в станицу и вижу сверстников — у них совершенно иные интересы, взгляды. Когда я с ними общаюсь, то понимаю, как же хорошо, что я учусь в этой школе и общаюсь с такими интересными, умными детьми. Что будет через 10-15 лет, не могу загадывать, но я хочу прославлять родную Кубань, нашу историю и культуру. Хочется, конечно, в Москве — чтобы узнали, услышали, чтобы восхищались.

Иван Албанов

Иван Албанов

директор школы-интерната для одаренных детей им. Захарченко; окончил Московское хоровое училище им. Свешникова и Академию хорового искусства в Москве; занимает должность директора с сентября 2015 года

— Наша школа находится в ведомстве министерства культуры Краснодарского края, это уникально для учебного заведения в России. Сейчас мы работаем над тем, чтобы образование в нашей школе перевести из разряда дополнительного в профессиональное. Для этого мы перейдем на новую систему образования, так называемую интегрированную. По окончании школы у ребят будет диплом о среднем специальном образовании. Конечно, мы и сейчас рекомендуем выпускников в Кубанский казачий хор и филармонию им. Г. Ф. Пономаренко, но хочется, чтобы дети с первого класса были профессионально ориентированы. Эта школа существует для того, чтобы предоставить одаренным детям возможность учиться в заведении, о котором заботится государство.

Невозможно найти таланты за неделю или за месяц, эта работа должна вестись постоянно. Как? Мы участвуем в ярмарках, выставках, фестивалях, заявляем о себе. Обычно родители определяют, куда отправить ребенка учиться. Они приходят на наши концерты и, вдохновившись, отдают детей к нам в школу. Сейчас мы работаем с детскими садами и кружками, ищем таланты.

Какое отделение самое сильное? Школа создавалась как спутник Кубанского казачьего хора. Кубанское казачье искусство в первую очередь связано с хоровым пением. Поэтому традиционно хоровое отделение — наш локомотив.


Обсудить

В комментариях недопустимы и будут удалены: реклама, оскорбления, клевета, любые нарушения законов РФ.

Читайте также