Ярослава Пулинович: О краснодарской драме, Александре Огарёве и героях

В Краснодар прилетели известные театральные критики Олег Лоевский, Александра Лаврова, Ольга Сенаторов, а также молодая, но уже состоявшаяся драматург Ярослава Пулинович. Они ознакомятся с премьерами сезона в Краснодарском Театре драмы, в том числе по новым пьесам Ярославы "Как я стал" и "Дальше будет новый день" (проект "Double Пулинович": спектакли "Как я стал" и "Жанна"), и обсудят постановки с труппой.

По словам главного режиссера Краснодарского академического театра драмы Александра Огарёва, он пригласил группу критиков для того, чтобы они смогли дать независимую оценку его деятельности, вокруг которой возник серьезный конфликт.
"Я позвал их в связи с премьерой "Дабл Пулинович". Для меня это важное событие, мне хочется, чтобы оценку нашей работе дали люди  компетентные и далекие от наших дрязг", – пояснил режиссер.

В интервью порталу ЮГА.ру Ярослава Пулинович рассказала о роли Александра Огарёва в краснодарской драме, культурном феномене Перми и героях своих пьес.

Вы часто приезжаете смотреть постановки по своим пьесам?

– На все премьеры ездить не получается, но на какие-то езжу.

Было ли такое что замысел постановки был абсолютно противоположен Вашему замыслу когда Вы писали пьесу?

– Да, сто раз. 

И каково это? Жутко или "Ну, ладно"?

– Нет, мне все равно. Ну, не то что все равно, но я прекрасно понимаю, что театр – это работа коллективная. От драматурга не зависит ничего. Я свою работу уже сделала на тот момент, когда поставила точку и написала слово "конец". Всё. На этом моя работа завершилась, и дальше начинают работать: режиссер, актеры, труппа – огромная машина театра.
Я прекрасно понимаю, что никто в принципе не обязан ставить так, как хочется мне или как вижу я – у каждого свое видение, свой взгляд. Поэтому я спокойно к этому отношусь.

– Нервничаете перед показом своих пьес?

– Конечно, какой-то такой нервяк есть, но при этом понимаю, что от меня уже ничего не зависит. В любом случае, я нахожусь в таком же положении зрителя.

Чьи постановки понравились?

– Были, конечно, удачи, которые мне таковыми показались и театральной общественности тоже. Например, саратовская "Наташина мечта", которая ездила на "Маску плюс" (внеконкурсная программа "Маска плюс" фестиваля "Золотая маска"), "Наташина мечта" Красноярского театра драмы, которая тоже была на "Маске".
"Золоченые лбы" –  я писала инсценировку сказки для Пермского ТЮЗа, которые съездили тоже очень много куда."Я не вернусь" Омского театра Александра Гончарука – у них называется спектакль "Звезда на небе голубом не знает обо мне".

Люди, про которых Вы пишите, часто похожи на типичных представителей конкретных социальных кластеров.

– Наверное, похожи языком. Потому что когда я беру какого-то персонажа, то пытаюсь ловить язык. Моя-то как раз задача это выйти за рамки стереотипов, рассказать больше о герое, чем бытует о нем представление в обществе.

Что Вам нравится из современной драматургии?

– Мне нравится драматургия про людей в первую очередь. Мне неважно – социальная она, несоциальная; политическая – неполитическая. Если за этим стоят живые люди, живые персонажи, герои, которых я понимаю, которым я сочувствую, сопереживаю – для меня это главное. Мне нравится драматургия Сигарева, моего мастера Коляды, драматургия Людмилы Петрушевской, Славы Дурненкова, ужасно люблю Наташу Ворожбит, Павла Пряжко.

Что Вы думаете о культурной ситуации в Перми?

– В Перми я бываю довольно часто. Про историю с Гельманом я подробностей не знаю, но мне кажется, что в действительности к культурному феномену в Перми к можно относиться как угодно. Можно сказать: "Привезли москвичей, забыли своих". Я знаю, что это не так. Талантливые пермяки также активно привлекаются к работе. И это все делается совместными усилиями. Но важнее даже другое…

В один из недавних приездов в Пермь, где тоже ставят мои пьесы, я встретилась с человеком из другого театра. Он сказал, что у него сейчас на спектакле людей полный зал, и в том театре, где мы были, тоже был полный зал. Мы начинаем считать, сколько в конкретный тот момент шло спектаклей в городе. И понимаем, что в масштабе Перми их очень много!  И что удивительно, везде полные залы. Люди – неважно как они это воспринимают, в штыки или с восторгом – идут на диалог, люди обсуждают.

Главное, что там что-то происходит. Это очень важно. Можно, конечно, закрыть всё. Тогда ничего не будет, и повода для дискуссий тоже не будет. Можно оставить там пионерские праздники. Другое дело, что лучше от этого никому не станет. Мне кажется очень важным, что сейчас в Перми идет активный диалог. Идет дискуссия. Это правильно, это замечательно. Значит, в Перми есть о чем говорить. В любом случае, это жизнь, это не умирание.

Пермский театр гремит на фестивалях.

– В Перми очень сильная драма. Там совершенно замечательный ТЮЗ под руководством Михаила Скоморохова, очень известный театр "У моста", авторский театр Сергея Федотова.

А что слышно о краснодарской драме?

– В краснодарской драме происходит сейчас очень важный момент. Когда я приезжала первый раз ставить "Наташину мечту" в 2011 году, ничего об этом театре практически не знала. Как-то так сложилось что не было о нем даже упоминаний. 

Мне кажется, с приходом Александра Огарёва в театре стали происходить замечательные вещи. Театр сдвинулся с мертвой точки, о театре вдруг стали говорить. Например, о "Гамлете" Александра Огарёва я слышала от самых разных критиков, этот спектакль советуют, он ездил на фестивали, и будет, я надеюсь, у спектакля будет большая судьба.
О театре вдруг стали говорить, что здесь потрясающие актеры, пришел интересный режиссер, который релизуется. 

Другой вопрос, я знаю у Александра возник конфликт с краснодарской критикой. Опять же, это какое-то желание людей все непонятное им, все неизвестное загубить на корню. Подождите, прошло всего 2 года. Есть удачи, есть интересные спектакли. Это всегда большой длинный путь  – путь театра и режиссера.
Проще все затоптать и убить, тогда ничего не будет, а будут утренник и самодеятельность. Ну и что, кому станет лучше? 

Но есть люди, которые поддерживают Александра, существует диалог с городом, с театром. Он может оппонировать, может гладить по головке, здорово, когда мнений много, когда мнения разные. Это все формирует статус города, его общность. Потому что когда люди начинают разговаривать друг с другом, они начинают по-другому смотреть на свой город, на события, которые в нем происходят.

Когда спектакль скучный, неинтересный, совсем-совсем никакой, повода для разговора нет вообще. Про совсем плохие и скучные вещи люди не говорят. "Смотрели?" – "Да". И все. Другое дело, если возникает повод для дискуссии.