"Дерзкие дни": новые бандерлоги

Новое произведение автора дилогии "Даже не думай!" однозначно показало рост его ремесленных умений и профессиональных амбиций – при прежней мировоззренческой цели. Которую, впрочем, назвать мировоззренческой можно лишь условно, поскольку задача проекта – собрать деньги, и она единственная.

Очередной опус для людей с уровнем сознания младших подростков сделан довольно бодро, гладко и местами даже забавно. Его оценка в большой степени зависит от того, что каждый конкретный зритель/критик ищет в кино и ждет именно от этой картины. Ждете реалистического рассказа о жизни подростков в южном курортном городке? – Не получите. Ждете возможности оттянуться, наблюдая за ужимками и прыжками юных тел? – Вот это пожалуйста.

Каждый коммерческий продукт в сфере массовой культуры по определению должен сочетать в себе тепленькое приятное привычное и жгучее возбуждающее новое. В соотношении, если мне память не изменяет, семьдесят на тридцать. Или шестьдесят на сорок. Бальтцер выдерживает это условие – так, как он понимает обстоятельства игры, конечно. Нынче считается, что молодежный фильм должен быть динамичным, веселым, с любовью, с Гошей Куценко, с пародийными цитатами из голливудских и голивудскообразных фильмов. И все это в "Дерзких днях" присутствует.

В качестве чего-то новенького для российского шлягера (авторы и продюсеры таких картин рассчитывают непременно сделать шлягер) выбраны физическая подготовка и техническая оснащенность наших детей. И если герои многих недавних "молодежных" картин так или иначе были погружены в компьютерный мир, то здесь эта неспортивная штука – экран дисплея – не возникает, кажется, ни разу (ну только в самом начале, показывая нам процесс изготовления фальшивых евро).
Причем наши сорванцы не то что отжимаются от шведской скамейки в полуподвальном жэковском помещении спортсекции микрорайона или в арендованном спортзале очень средней школы. Ну, в крайнем случае – тягаются со снарядами в фитнесс-клубе. Нет, они скалолазают, паркурят, мотофристайлят, скейтбордят, легко гоняют на катере и подводно плавают с аквалангами. Джеймсы Бонды отдыхают на заслуженной пенсии.
Единственное, чего (пока?) не могут Игнат, Михей, толстяк Мутный и девушка Хач, – так это открыть сейф не ключом. Все впереди. Дети растут, проект "Ты – кинозвезда!", который позволил набрать этих отпрысков, легко продолжить. На век наш дней хватит, а ночи пока и вовсе, как пишут мои коллеги, не задействованы. Трудно прыгать по крышам в темноте – но может оказаться, что очень надо.

Физически-модная составляющая картины достаточно легко переносится на российскую кинопленку из разных "Ямакаси" и прочего, как и множество иных находок старших товарищей по зарубежному кинематографу, – скучно уже даже и перечислять фильмы-доноры. В итоге коктейль получается пестренький не только по виду, но и на вкус: в нем переизбыток ингредиентов, но нет определяющей ноты.
Если учесть и "обязательную" для нынешних молодежных комедий сценарную дичь (подростки должны украсть с выставки экспонат из Британского музея) – то есть, совершеннейшую в своей некритичности фантазию основного сюжетного хода – получается, что в главном картина движется ни шатко ни валко.

Бальтцер чувствует это. А потому пытается в шкурку от давно съеденного банана напихать мякоти. Ну, например, сделать обычное противостояние двух молодежных группировок в городе хоть сколько-нибудь идейным. Бандерлоги – молодые граждане страны. Одни (так и называются – Urban Monkeys, потому что лазают по верхам) –защитники животных от людей. Другие – "Черные Коты" – возглавляются сыном местного мэра, всем довольны, а потому протест им не нужен.

Тут, кстати, что-то странное с музыкой. "Коты" уважают хип-хоп, а "Урбаньяки" любят сущую попсу, олицетворяемую девушкой Линой, главной героиней "Дерзких дней". Но кроме такого несоответствия (или я ничего не понимаю?), меня коробит беспомощность данной певицы и сама внешность Лины – она представлена как гэдээровская с мягким резиновым черепом кукла, вдруг вышедшая на среднеценовую панель. (Понятно, что молодая актриса не виновата; ее заставили, например, петь "Сам выбирает между ЛЮ и БЛЮ").) Вероятно, общий гламур предполагает и такое. Но все же девушки из всяких "Питер FM" выглядели попристойней.

Еще из разряда съедобного – все, что связано с игрой в пиратов. Главный пират – Гоша Куценко (похожий здесь на молодого Михаила Козакова) перешел возрастной рубеж и сыграл папика, мастерски иронизируя над всем происходящим на экране и в жизни своего персонажа. И видно, что пиратская история была интереснее всего прочего постановщику и съемочной группе. Неудивительно: тут есть кодекс чести и романтизм – то, чему нас учат с детства хорошие книжки и родители. Оба эти понятия нынче кажутся осмеянными – однако на самом деле цветут и торжествуют в самых неожиданных местах.
И Виктор Сухоруков приглашен был в "Дерзкие дни" не без ума, как и назван своим именем, нередким у его персонажей, – Виктор Иванович. Бандит стал мэром-бандитом – эта коллизия подается в картине ласково, как само собой разумеющееся и единственно возможное. И сам криминальный мир – криминальный на всю глубину моря в Ялте и на всю высоту гор вокруг – точно таков: единственно возможен, неизменен, комфортен и никому не мешает.

Тут обращу ваше внимание на сайт фильма – на его завершающий раздел "Завтра", где помещена как бы первая страница газеты "Дерзкие дни". Это мастерская пародия на все (ну, почти все) наши печатные и непечатные (читай: телевизор), извините, СМИ. Они также удобно встроились в нынешнее пространство и время, как и "молодежные комедии". 
Кажется, что подобный, привычный уже взгляд на жизнь выпирает в картине именно потому, что основная линия адреналинонедостаточна. Ровно никакой дерзости в картине вы не обнаружите: ни социальной, ни моральной, ни интеллектуальной, ни художественной. Кстати, само название представляется мне весьма неудачным. Руслан Бальтцер ведь делал отнюдь не новаторское, не критическое и тем более не протестное кино. Герои фактически ничем не рискуют. Так и режиссер не рисковал ничем, ибо, опять-таки, среднеценовой гламур торжествует на этой панели кинобизнеса.

Но в "Дерзких днях" просматривается и следующая мысль. Картина чертовски льстит юным бандерлогам. Их стая легко побеждает криминал и на самом деле верховодит на этом во всех смыслах слова курорте. Они хозяева своего города – целого мира, которого им завтра будет мало.
Скорее всего, это мысль из разряда невольных. Тех, что приходят в голову критика, по-прежнему призываемого даже не думать, партизанскими тропами. И все же…  самый последний кадр вдруг дает повод предположить, что Руслан Бальтцер все-таки не чужд подлинной образной традиции в кино и даже обеспокоен кое-чем в окружающей нас действительности.

Когда история закончилась поцелуем, объектив камеры не вспоминает о своей диафрагме, а плывет по грустному кораблю в доке и затем на береговой обрыв, где стоит памятник. Мужская фигура. Очевидно, это рабочий с огромным и страшноватым куском поднятого над головой железа, которое должно обозначать полотнище флага.  

Где посмотреть в Краснодаре?