"Дневной дозор" - гламурненькая готика

Светлая рецензия

Ну вот что, что, по-вашему, можно сказать о фильме, создатели которого иезуитски затаскивают измученные организмы зрителей на премьеру 1 января? А потом мучают несчастных деталями алкогольной интоксикации главного героя, панорамой отвязной пьянки "плохих парней" и прямо-таки непристойной в этой ситуации рекламой пива. И все это на фоне головокружащих погонь, драк и прочих моторизованных членовредительств, завершающихся тотальным разрушением Москвы.
Можно сказать, что чертовски хороший "Дневной дозор" снял товарищ Бекмамбетов.

После триумфального шествия "Ночного дозора"  по кошелькам россиян его зачастую было принято именовать монументальным прорывом нашего кинематографа через самого себя, первым блокбастером на постсоветском пространстве и…и… и вообще. Официальный "дозорный" сайт мило и скромно извещает, что 28 июля 2004 года отечественное кино стало иным", а Константин Эрнст в приливе откровенности именует фильм "успешным дефлоратором, после которого люди поняли, что можно ходить на русское кино" (трудно сказать, в виде чего "первый после Бога" в этом случае представляет публику). 
Видимо, доля истины тут где-то и плавает. Однако все равно крайне трудно избавиться от ощущения, что "Дозор номер раз" был откровенным трэшем, обильно смоченным рекламой и выведенным большую орбиту стартовыми двигателями "Первого канала". Соответственно и обильно декларируемый международный интерес к детищу Бекмамбетова порой отдавал чем-то вроде "О, эти русские что-то странное у себя сняли и очень этому рады, надо бы глянуть".

Но хватит о прошлом. На этот раз все действительно серьезно, и "Ночной дозор" в сравнении с "Дневным дозором" выглядит милой детской аппликацией рядом с навороченной оригами. Это не просто первый фильм года, это новый стандарт для отечественного кино. Если в прошлый раз перед нами предстал модный рекламный режиссер, издевательски маскирующий тот самый трэш под революцию в кинематографе, то теперь мы видим Бекмамбетова-перфекциониста, со вкусом играющего в настоящего голливудского режиссера с многонулевым долларовым бюджетом. И чем-то он здесь на Питера Джексона, который также по-детски радовался своим совершенно не ограниченным возможностям в "Кинг-Конге".

Все, что хотел получить Тимур Бекмамбетов от "Дозоров", он получил сполна. И дело не в деньгах или приглашениях в Голливуд, но в той свободе, с которой можно реализовать на экране свои самые безумные галлюцинации. Гонки по вертикальной стене гостиницы "Космос" и "ЗИЛ", пробивающий насквозь готичный грузовик? Нет проблем, босс. Колесо обозрения с ВДНХ, размазывающее по московским улицам людей и машины, и падающая Останкинская телебашня? Не вопрос, шеф.
Да, он от души развлекается за наши с вами деньги. Но в ответ Бекмамбетов дает почти два с половиной часа хорошего кино, которое не отталкивает дурацкими мультипликационными спецэффектами и не грузит неуклюжим патриотизмом в нео-КПССшной расфасовке. А еще он честно делает свою работу – снимает дорогое кино так, чтобы оно оставалось настоящим кино, выглядя при этом умопомрачительно дорогим

О сюжете подробно говорить не будем, ибо он, по счастью, чрезвычайно далек от второй книги эпопеи Сергея Лукьяненко и действительно занимает вплоть до последних кадров. Пусть и с риском навлечь негодование юных "иных", кричащих в подворотнях "Сдавайся, ведьма, Медведь пришел", но все же стоит отметить, что "Дозоры"-то от первого до последнего написаны весьма вяло и однообразно. А вот сценарий получился настолько симпатичным, что лишать удовольствия от его просмотра будет совсем не комильфо.

Что перешло по наследству от части первой? Пугающе-точный кастинг, запоминающийся образ "другой Москвы", периодическая мясистая тяжесть происходящего, тщательно просчитанный дозированный юмор и пресловутый product-placement. Любимые герои сохранены полностью: есть и Золотухин – наш убедительый ответ всяким там вампирам Лестатам, и разжалованный в вахтеры Гоша Куценко, и  даже воскресший парикмахер-Лагутенко.

Что изменилось? Ура – спецэффекты. Несмотря на то, что в фильме, по признанию авторов, есть около 700 кадров, сотворенных при помощи компьютерной графики, этого почти не ощущается. Что хорошо и хорошо весьма – грустно, согласитесь, сидеть и точно видеть, что именно было нарисовано виртуозами мышки и акробатами графических планшетов. В "Дневном дозоре" магическое и инфернальное выглядит таким, как и положено – не реалистичным, а реальным.
Полностью поменялся Сумрак. Теперь это не пьяный кошмар дезинсектора, но, без дураков, иной слой действительности, существующий по собственным законам.
Еще жестче стал монтаж и смелее работа операторов, отрывающихся на всю катушку пленки. Никакого сравнения со скучно снятым в лоб сериалом "Мастер и Маргарита" – у Бемамбетова при помощи кудесничающего получилось настоящая многомерная картина, утягивающая зрителя в этот зазеркальный, но такой настоящий мир.
Поменялась концепция встроенной рекламы. Если "Ночной дозор" был сплошной битвой при Эмтеэссе упившихся кофе персонажей, то во второй части все тоньше. Сотовый оператор пиарится только через номера с характерным кодом, высвечивающиеся на экранах мобильных (тоже, кстати, весьма узнаваемого вида, но без логотипов). Банка кофе едва мелькает в кадре, не зависая на первом плане, а рекламу поисковика не особо внимательные и не увидят. И даже усиленная реклама пива смотрится вполне иронично, а ля такой стеб за хорошие деньги спонсора. И сок "Злой" – на закуску.

Из концептуальных изменений – многообразные и витиеватые любовнее линии. Сам Бекмамбетов определял "Дневной дозор" как "романтическую комедию о светлой и несчастной любви Иных" и не далеко ушел от правды. К паре Антон – Светлана добавилась не менее эмоционально напряженная парочка ведьма Алиса – вампир Костя. Последние, впрочем, явно пострадали от вырезанной под корень почти 20-минутной сцены утех влюбленной плоти (Жанна Фриске, говорят, сильно негодовала и обозвала решение вырезать интимные моменты "кастрацией"), но даже оставшееся получилось весьма и весьма. Но и это не все. Для любителей "погорячее" есть и лесбийская сцена в душе/под водопадом, и откровенно слэшевое смертельное танго Завулона с Костей.

Из актеров радует Константин Хабенский, очень качественно страдающий от душевных мук и алкогольных паров. Убедителен Виктор Вержбицкий, архетипичен Валерий Золотухин.  Великолепна  Галина Тюнина, особенно в эпизодах со сменой тел, дьявольски хороша та же Жанна Фриске, трогательна Мария Порошина. И крайне милы абсолютно все Темные, даже в эпизодах – эдакие готично-гламурные подонки.

От выпадания в пафос "Дневной дозор" спасает то, что при всем безудержном размахе Бекмамбетов остается поклонником талантливого глума. То устроит погоню по ночной Москве под Верку-Сердючку, то заставит Бориса Моисеева рубиться большим и страшным мечом, то Айзеншписа навылет убьет. И узнаваемые лица на вечеринке Темных – это не очередной product-placement, а, скорее, стеб над медиа-персонами, которому они не без удовольствия подыгрывают. И даже тамерлановское начало выгядит легкой иронией над самим собой времен банка "Империал".

Словом, первый фильм года состоялся. А Тимур Бекмамбетов состоялся как арт-хаусный режиссер абсолютно мейнстримовских  блокбастеров. Тарантино, думается, будет рад.

PS "Дозоры" помогают артикулировать реальность. Люди ходят в кино, думая, что ходят развлекаться, - на самом деле они ходят за квинтэссенциями опыта. Под видом развлечения картина продает людям определенные коды поведения, которые позволяют им точнее позиционировать себя в реальности.
© Константин Эрнст

PPS А вот жаль, что не Бекмамбетов экранизировал "Мастера и Маргариту"…

"Дневной дозор" (2005)
Режиссер: Тимур Бекмамбетов
В ролях: Константин Хабенский, Владимир Меньшов, Галина Тюнина, Мария Порошина, Виктор Вержбицкий, Жанна Фриске, Алексей Чадов, Валерий Золотухин, Николай Олялин, Игорь Лифанов, Римма Маркова, Дмитрий Мартынов, Гоша Куценко, Алексей Маклаков, Александр Самойленко, Анна Слю, Сергей Лукьяненко
Производство: Кинокомпания "ТАББАК"/"Базелевс Продакшн"/Первый канал, 2005
Продолжительность: 140 мин.

Где посмотреть в Краснодаре