"Не моргай, не зевай, гуси по небу летят…"

В Краснодарском академическом театре драмы состоялась премьера спектакля "Полет над гнездом кукушки". Пьесу Дэйла Вассермана по одноименному роману Кена Кизи поставил известный российский режиссер, ученик Г. Товстоногова Валерий Гришко. Успех дебюта на краснодарской сцене сделал его художественным руководителем театра.

Писатель
В основе подробной инсценировки Гришко - культовый роман Кена Кизи, которого совершенно напрасно принято считать автором одного романа.
Кизи - один из создателей "безумной американской культуры 60-х", которая возникла под звуки рок-музыки и разговоры о мистических учениях, в дыму индийских благовоний и марихуаны. Сын владельца маслобойни в глубокой американской провинции, он оставил учебу в университете, чтобы примкнуть к движению контр-культуры. Пропагандировал наркотики в психиатрической лечебнице, экспериментировал на себе, принимал ЛСД и другие препараты (во многом именно эти впечатления и легли в основу его романа). А затем он решил "завязать" с литературой, организовал джаз-бэнд, купил желтый автобус и отправился по США и Мексике.
Был арестован за хранение наркотиков. Бежал в Мексику, где инсценировал самоубийство, чтобы скрыться от преследований, но все-таки вновь попал в тюрьму. В 70-е Кизи остепенился, вернулся к литературному, а потом и к преподавательскому труду, написал множество рассказов и даже 2 романа (которые, впрочем, не вызвали особого интереса) и мирно скончался совсем недавно в 2001 году.
Интересно, что во времена молодости Кизи стеснялся своей первой пробы пера, считая, что роман-протест не может и не должен вливаться в благополучный мейнстрим культуры.
В 1975 "Полет над гнездом кукушки" был экранизирован Милошом Форманом, главную роль в фильме исполнил Джек Николсон. С тех пор книга и фильм стали для нескольких поколений практически обязательной частью культурного багажа молодых нонконформистов.

Режиссер
Валерий Гришко - выпускник ЛГИТМиК 1974 года (курс Г. Товстоногова). Работал в театрах Курска, Кемерово, Саратова, Вильнюса, а с 1985 года - в Санкт-Петербургском академическом театре им. В.Ф. Комиссаржевской. Поставил несколько спектаклей в театрах США и Европы, особенно активно сотрудничает с театром из Гамбурга. До недавнего времени возглавлял академический "Красный факел" в Новосибирске. К "Полету…" Гришко обращается второй раз. И если в 1983-м в Вильнюсе ему приходилось возить своих актеров на экскурсию в "желтый дом", то в Краснодаре, выяснилось, что нет ни одного члена труппы, кто бы так или иначе не был знаком с "обителью страданий". И это тоже знак времени.
- Я ставил спектакль не про политику, а про человеческую природу. Про естественное стремление, которое убивает цивилизация, - говорит Валерий Гришко. - Между двумя спектаклями километры и горы. Но, безусловно, во времена Ельцина я бы не стал обращаться к этой пьесе. Тогда бы, наверное, пришлось Рэтчед делать положительной героиней.

Спектакль
От политики можно уйти. Но куда денешься от действительности? Мы, зрители, старше Кена Кизи, бунтаря шестидесятых, на половину столетия. Мы умудрены опытом истории, знаем, что стремление к свободе - обоюдоострое оружие. Успех в данном случае приходит к режиссеру тогда, когда он учитывает эту дистанцию, рассказывая про конфликт, разворачивающийся в больничной палате между пациентом и сестрой Рэтчед. Макмерфи некогда геройски сражался в "ограниченном контингенте" войск США во Вьетнаме. Награжден за подвиг - организацию побега военнопленных из концлагеря. Но лишен всех наград, потому что так и не может адаптироваться к мирной жизни. Макмерфи - естественный человек, которому присуща тяга к воле, такая же, как у красивых и сильных зверей, не приемлющих клетку зоопарка.
Особенно это прослеживается в исполнении заслуженного артиста России Станислава Сальникова. Любимый краснодарцами Сальников обаятелен и органичен. Первый шаг к глубинам образа был сделан артистом, когда он преодолел в себе комплексы по отношению к гениальному предшественнику - Джеку Николсону. Но впереди еще дорога по постижению этого феномена не героя, но асоциального типа, чья гибель закономерна, но который своим бунтом пробуждает человеческое в окружающих его людях, хотя его действия не укладываются в рамки стереотипной морали. Противоречий и вопросов тут горзадо больше, чем ответов у зрителей - граждан страны, строящей жесткую вертикаль власти.

Антагонист Макмерфи - сестра Рэтчед в исполнении заслуженной артистки Киргизии Тамары Родькиной. Пожалуй, эта работа "на сопротивлении" самая большая удача актрисы, за долгие годы пребывания в Краснодаре не страдавшей от отсутствия ролей. Ее героиня - не убийца в белом халате, но женщина, которая, прежде всего, хочет управлять мужчинами, существами низкими и бестолковыми. Она готова уничтожить любого, кто посягнет на порядок, которому она служит, устанавливая его сама. Рэтчед погладит материнским жестом по щеке поверженного противника и станет еще страшней и узнаваемей.

Так что же следует за взрывом протеста? Вождь Бромден (неузнаваемый Владимир Пороляк), пробужденный Макмерфи от погружения в аутизм, делает то, что не удалось Макмерфи - разбивает решетку, отделяющую "психушку" от воли. В Вильнюсе финал был печален - решетка вновь падала, превращая его в кровавое месиво. Нынче великан-индеец, сделав шаг, закуривает трубку и задумывается - наступила пора размышлений. Есть еще один ответ в задаче, заданной театром зрителю. Он в метаморфозе, произошедшей с доктором Хартингом (заслуженный артист России Александр Катнов). Интеллигентный, угнетенный, не понятый и не понявший, он находит убежище в подавляющей и регламентирующей изоляции своей палаты. Появление Макмерфи заставляет его отказаться от спасительной философии: "Я заяц. А заяц не станет вызывать на бой Волка"

Итог
Вот что показал театр… Зеркало это, картина или только эскиз? Спектакли взрослеют со временем, как и дети. И я, повторяя считалку, поздравляю нас, зрителей, и краснодарскую Драму с началом новой страницы в истории. "Гуси по небу летят. В целой стае 3 гуся. Летят в разные края. Кто из дому, кто в дом, кто над кукушкиным гнездом".

Что посмотреть в Сочи
27 апреля, 10:44
Что посмотреть в Сочи
Музей-бар, водопады, ресторан с видом на горы и еще 3 классных места
Вязкий газон в Самаре и эмоции футболистов
Сегодня, 16:01
Вязкий газон в Самаре и эмоции футболистов
Разбор матча «Краснодара» с «Крыльями Советов»