"Ночной дозор": озорные позы и битва при Эмтэессе

Не будем пересказывать в сотый раз сюжет или искать многочисленные несовпадения с книгой. Первое уже давно представлено на официальном сайте фильма, в анонсах и многочисленных рецензиях на "Ночной дозор", второе — удел рьяных фанатов, да и не имеет особого значения, ведь сценарий писал непосредственно мэтр российской фантастики. Поговорим о самой картине.

"Ночной дозор" — очень смешной фильм… Но еще забавнее старательные потуги его создателей важно надувать щеки. Лукавые авторы, глядя честным пионерским взором, именуют свое детище леденящими душу словосочетаниями вроде "мистический блокбастер по роману культового писателя Лукьяненко". Сюда же, как правило, приплетается кроваво-красной нитью еще и "культовый" актерский состав в демонических лицах эстрадных звезд и светлых ликах звезд сериальных. И, конечно же, много громких и восторженных фраз произносится (с преизрядной долей пафоса) по поводу "небывалых спецэффектов", до сих пор невиданных и неслышанных по эту сторону российской границы.
Спойлеры, тизеры и прочие ролики с рубящимися рыцарями и вырванными глазными яблоками во всех кинотеатрах и на ТВ, головокружительные оды самим себе в многочисленных интервью и даже разрисованные то ли фанатами, то ли рекламным отделом стены в московских переходах… Все это жужжит над ухом, наваливается из-за спины, дергает за рукав и внедряет прямо в спинной мозг несгибаемое намерение немедленно отправится в кинотеатр и, уже отходя от кассы, стать Иным. Мои сумеречные эпитеты закончились вместе с этим абзацем, дальше будет не так страшно.

Если этому свято поверить, то расстройство можно заработать почти как от обнаружения факта, что эльфы в подмосковных лесах не настоящие, а наспех сделанные из студентов-школьников. Да, "Ночной дозор" — очень даже неплохое, крепко и вкусно сделанное кино, но в своем особом жанре. Называется жанр "трэш" и имеет очень мало общего с нагромождением ура-блокбастерной терминологии.

Режиссер "НД" Тимур Бекмамбетов неизвестен массовому зрителю как автор талантливых рекламных роликов банка "Империал" и режиссер фильма "Гладиатрикс", снятого им непосредственно по заказу собственного трэш-кумира Роджера Кормана. Для наиболее продвинутой части читателей — это та самая история про людей в тогах и шкурах, где играла лысая Чичерина. В своей новой картине он постарался приготовить ядреный коктейль из рекламно-клиповых техник с любимой кроваво-банной стилистикой. Того и другого решено было взять поровну.
А тут еще, по слухам, добрейший Константин Эрнст (продюсер, человек и пароход экранизации "Ночного дозора") подарил Бекмамбетову книгу "Кровь в мировой культуре", которую казахстано-российский режиссер явно досконально изучил. И пошла "кровишша" в хату...

Вот скажите, как можно совершенно серьезно воспринимать фильм, где две трети главных героев перемазаны текущей, пузырящейся, подсыхающей или фонтанирующей красной жидкостью? Где столько внимание уделяется проходному (если по книге) эпизоду с вампиром-нарушителем конвенции, да еще в исполнении манерно чмокающего и слащаво-греховодно мяукающего Лагутенко? К экранному миру, в котором бегают резиновые куклы Машеньки на паучьих ножках, а народная артистка Римма Маркова в ярко-красной кофточке готовит ведьмовское зелье из "Дюшеса" плюс спирт "Ройяль" плюс, разумеется, кровь. Сюда же добавьте изрядную порцию слизи, трупного посинения, кишащих и шмыгающих насекомых и прочих радостей сумеречных состояний души, и получится вполне классический трэш. Только не нужно обзывать его всякими сложными словами.

Живость и разнообразие в инфернальный мясокомбинат вносит реклама. Вот где разудалый пир отечественного product-placement! Каждому зрителю точно и навсегда становится ясно — какие именно компании и в каком объеме скинулись на очередной локомотив возрождения отечественного кинематографа. Правда, сделано это настолько топорно и прямолинейно, с таким рвением отчитаться за каждую тысячу рекламных у.е., что увиденное на экране вызывает или дружный смех в зале, или эдакое полустыдливое поджатие пальцев ног у отдельных рефлексантов.
Сотовая сеть начинает невинно — с названия на экране мобильника, зато потом щиты, наклейки и ролики мелькают постоянно. Особенно радует сцена в финале: Великое Стояние Добра и Зла на крыше московской высотки превращается в рыцарский файтинг на рушащемся средневековом мосте, выросшем вдруг над Москвой, затем камера делает вираж, и рыцари-руины-вороны отходят на второй план, уступая место бо-о-о-льшому щиту с логотипом. Такая вот битва при Эмтэессе…
"Самый популярный производитель контейнеров для окурков" тоже присутствует на экране в объеме, превышающем безопасный для сознания порог — кружки, банки, плакаты, постеры, стенды, а заодно и рекламный почти-ролик, весьма криво врезанный в сюжет.
Производитель пельменей оказался более человеколюбив (или менее растратен) и ограничился кормлением главных героев своей продукцией всего лишь в двух эпизодах.
Но все рекорды картины побила одна из самых известных поисковых систем Рунета. Как, по-вашему, преволшебнейшие сэры добывают информацию о дне грядущем? Гадание по птицам, воску или дрожанию левой икры оставьте для пещерных предков. Нынче это выглядит так: заходим на поисковик, вводим логин "Горсвет"… и выбираем "Искать в будущем". Адепты и интернетчики, молчать!
К слову, самым забавным моментом фильма как рекламной площадки стали претензии, предъявляемые "Аэрофлотом" "Первому каналу" за компрометацию торговой марки . (сцена с очень долго и нудно падающим самолетом) .

Рекламно-кровавая вселенная "Ночного дозора" обильно украшена спецэффектами, которые возводят чуть ли не до одного из главных достоинств экранизации. Они действительно представляют новый для российского кино уровень, как по подходу, так и по техническому воплощению. Всего в фильме 400 обработанных на компьютере планов, созданных различными российскими студиями. Это хорошо и хорошо весьма. Но самые передовые российские спецэффекты пока с трудом дотягивают до уровня того же "Ван Хельсинга". Что ж, будем учиться...

Безусловно хорош актерский состав — профессиональная работа режиссера и продюсеров привела к тому, что в "Ночном дозоре" каждый на своем месте, даже несмотря на стандартную идею совмещения в фильме звезд эстрады и сериалов. К месту оказались и менее засвеченные актеры. Илья Лагутенко и Жанна Фриске, Константин Хабенский, Галина Тюнина и Маша Миронова, Алексей Маклаков, Александр Самойленко и Анна Слю — их герои не вызовут отторжения даже у самых ярых поклонников оригинального текста. Но особенно удались персонажи Валерия Золотухина (вампир — мясник на рынке) и Виктора Вержбицкого (блистательный устало-демонический Завулон).

Отметим наиболее провисающие моменты и эпизоды "Ночного дозора":

    — все, связанное с компьютерами и сетями — информационно-аналитический отдел "Горсвета" из полутора десктопов, фикуса и рубильника занимается тем, что добывает информацию через банальный поисковик, а программист Городецкий гордо кликает мышкой и возит тюда-сюда по экрану информационные блоки, изображая недюжинные способности;
    — сцена на теплоходе в начале фильма, снятая в такой перестроечно-малобюджетной стилистике, что существенно портит впечатление от этой части;
    — чудным образом починившаяся после взрывов и падений труб ТЭЦ;
    — существенно испорченный, если сравнивать с книгой, Сумрак, ставший плоским, неинтересным и каким-то малозначительным;
    — маниакальная привязанность к комарам и воронам — комары в изобилии населяют Сумрак (всегда подозревал, что эти твари как-то связаны с демоническими силами), а клонированными компьютерными воронами усеян сверх всякой меры весь фильм.

И все же "Ночной дозор" — это источник удовольствий. Бекмамбетов получает удовольствие от игры со стилями, Лукьяненко — от самоиронии и явного стеба над ретивыми инсценировщиками, Эрнст — от собственной крутости, пиара своего телеканала и ожидаемых денег. Зрители — кто от чего, ибо в фильме при желании что-то интересное и занятное может найти для себя почти каждый.
Отчего б не присоединиться?

PS "Я никак не могу сформулировать — что же мы сделали. Еще на съемках хотел для себя понять — потому что так же гораздо легче работать. Но вот не могу, и все. Форма все время уплывает — иногда это наивность в духе Роджера Кормана, иногда что-то такое очень русское…" (с) Тимур Бекмамбетов о фильме "Ночной дозор"