Зачем музыканту гитара из хрусталя?

В Татьянин день на Ленина, 89 раздавали хрустальные мини-гитары. Нет, это был не вечер странной благотворительности, просто там проходил "Международный фестиваль молодежи им. Высоцкого" (для непрофессиональных авторов-исполнителей). Фестиваль существует уже пять лет, его руководитель - Константин Мей, большой поклонник Высоцкого, филантроп и "меценат России", как заявлено в афише.

Началось все традиционно: с приветственного слова организатора и привычной похвалы спонсорам. Далее речь зашла о высоком покровительстве, оказанном фестивалю самим И.Кобзоном. Конечно, он был приглашен поучаствовать в сем замечательном событии, но вот незадача - так и не смог подъехать, хотя К. Мей и Л. Гатов усердно ему названивали. Так Иосиф Давыдович упустил возможность получить свою "гитарку" и звание "Певец 21 века".

"Международный фестиваль молодежи" - звучит заманчиво, это вам не казачие хоры. Надо признать, не каждый день подобное происходит в нашем городе. Правда, на месте выяснилось, что участвуют в концерте только кубанские музыканты, зато в планах -- целых 135 стран, которые обязательно пришлют своих делегатов к нам году эдак в 2004. Пока что барды приехали из Кропоткина, из Адыгеи, даже из Динской. Ясное дело, у каждой станицы на Кубани свой колорит, свой ритм, а Краснодар - столица мира... Еще небольшой нюанс: среди участников молодежи оказалось процентов 20 от силы, а так все умудренные опытом дамы и господа. Дополняли картину отсутствие гардероба и вздорные реплики ведущих, безбожно злоупотребляющих словами "душа", "творчество", милосердие", а также совсем уж удивительным "бард-исполнитель".

Тем временем изящные "хрустальные" гитары, производства "Кубаньстекло", бодро распределялись и спасали положение одним своим присутствием. Так сказать, освежали атмосферу. Первые ласточки попали в руки спонсоров (был награжден даже представитель газеты "Человек труда", информационного спонсора мероприятия, принявший подарок с каменнным выражением лица и сразу же гордо удалившийся). Потом пришло время и искусству отдать дань.

Однако ж гитара, как и музыка в целом, вещь самодовлеющая, никак не зависящая от церемониала и невнятных речей. "Можно я, наконец, спою?" - не выдержала Елена Савчина, обладательница на редкость красивого, нежного голоса. Можно-можно. Тем более на пронзительные стихи Ольги Филимоновой. "Я себя адресую в золотые века" - стоило прийти хотя бы ради этой безыскусной строчки. После выступления Елены публика впервые оживилась и искренне зааплодировала. К. Мей тем временем ловко сменил очки и улыбнулся. Точь-в-точь чеширский кот. К сожалению, остальные исполнители либо наводили сон лирическими измышлизмами вроде "А я не мышка, а я не серая, и вовсе не дворовый пес, Я человек с больными нервами, который время перерос", либо вызывали сдерживаемый по мере сил истеричный смех завываниями а ля Владимир Семенович с социальным пафосом и бутылкой наперевес. При этом микрофон перед выступающими держал специально отведенный для этого человек, что, безусловно, не могло не способствовать созданию особо домашней, камерной обстановки.

"Они не гонятся за модой". Если отвлечься от постоянно возникающих проблем с аппаратурой, гудящего звука, неумелых фонограмм (а под силу это разве что небожителям), то все прошло неплохо. Но несколько скучновато, ибо ко второй половине действа та же половина зрителей разбрелась, а ведущий напрасно выкликал участников из рядов: они также растворились в пространстве. "Ушли под дождь". Глас вопиющего в пустыне. Пришлось Константину Мею самому взять гитару в руки и выдать на-гора несколько песен подряд. У него оказался довольно приятный тембр и потрясающее умение петь "под Высоцкого". Чуть не вырвалось "пародировать". Чур меня. И без того от слов барда: "Я - продолжатель дела Владимира Семеновича, некоторые мои песни вполне мог бы написать он" возникало неловкое и стыдливое чувство, перерастающее в справедливое, надо думать, возмущение. Ясно как день, как отреагировал бы на это сам Высоцкий... Переделка "Эх раз, еще раз" на современный лад со старушкой, покупающей в магазине кости для супа вместо мяса и котом нового русского, разъезжающим на мерседесе, показалась, мягко говоря, большой натяжкой. Лучше бы просто стихи Высоцкого почитали: корректнее, да и польза от соприкосновения с классиком ощутимее.

А в целом, правильно заметил артист филармонии, случайно, по собственному признанию, попавший на эту "случайную", опять же, тусовку: "Надо петь свои песни, а кумиров слушать". И с чувством затянул цыганский романс. Потом вклинился пожилой дядя с совсем уж абсурдной в данной ситуации песенкой на слова Л. Рубальской "Случайный роман". Вероятно, случайность...

Уж не кризис ли жанра? Хочется надеяться, просто плохо организованный фестиваль.

Самая удачная фраза вечера: "Звон души порой меняет жизнь" (произнесено соведущей "праздника").

Независимые впечатления: чуткие, нервные пальцы гитаристов, нетерпеливо поглаживающие гитары в потаенных углах зала, определенно смахивающий на гордого индейца незнакомый бард, увы, очень скоро покинувший нас ( еще до того, как он поднес руку к лицу, я знала, что у него серебряный перстень на пальце).

И еще один вопрос: почему в конце не прозвучало традиционное "Как здорово, что все мы здесь...."? Странно.



Вера Колерова