Татьянин тень: мысли о вечере Татьяны Васильевой

В Татьянин день околостуденческое сообщество разбрелось в разные стороны, согласно интересам и статусам. Любители кубанского вина, гордящиеся своим пристрастием, собрались под эгидой своего общества в "Винном погребке". Организованные студенческие массы ждали в ДК ЖД на краевом театральном студенческом празднике, который совместными усилиями подготовили Департамент образования и науки, Краевой комитет по делам молодежи и воплотившие начальственные замыслы в жизнь студенты КГУКИ. Те, кому хотелось в этот день не официоза, а праздника "для души", направились в ночные клубы и прочие злачные места.
Ну а цвет общества собрался на давно ставший традиционным Творческий вечер Татьяны Васильевой, что в пятый раз прошел в филармонии.

Масштаб, грандиозность и значимость мероприятия были видны еще на подходах к месту проведения: внушительный автобус Гостелерадиокомпании и обилие мудреной техники компаний поменьше; престижные авто, десантирующие горделивых холеных дам и их солидных спутников; большая афиша, где имена Васильевой и приглашенной Варлей оспаривали внимание величиной шрифта; и классически театральная бабушка, очень радостно сообщающая об отсутствии номерков – аншлаг, дескать, всегда бы так…

Театр был полон, ложи, как и положено, блистали. Бомонд и не совсем собрался в этот день именно здесь отчасти по привычке (традиция ведь), отчасти из желания приобщится к прекрасному, отчасти по причине заявленной престижности действа.

Надо отдать должное и "виновнице торжества" – понятия "мода" и Татьяна Васильева уже давно слились в массовом сознании в единое целое. Постепенно начинаем привыкать и к тому, что 25 января – это не только бесшабашный праздник всех студентов, но и чинный день очередного бенефиса самого известного из наших модельных домов.

Что было? Многочисленные приветственные слова, здравицы, похвалы, комплименты, чествования, пожелания, выражения восторгов и прочее. Заслуженные, но ставшие за десяток лет какими-то слишком дежурными и однообразными, смахивающими на прилипчивую мантру "Пушкин – это наше все". Да и внимала глава собственного модельного дома, член Союза художников и Союза дизайнеров России, обладательница многочисленных наград, званий и даже медалей всем этим речам как-то весьма обыденно и словно походя. Казалось, они лишь окутывают ее переливающейся глянцевой пеленой, становясь лишь роскошным дополнением к продуманному имиджу.

Ощущение, что тональность событию изначально задавали большой кремово-рюшечный торт и букет хрестоматийных алых роз, которые были первым эстетическим впечатлением после поднятия монументального, почти имперского занавеса. Очень сладко, несколько манерно и с оттенком классицизма, медленно, но верно превращающегося в пусть и "роскошный", но все же штамп.

А ведь когда-то было все не так… Когда Татьяна Васильева не была еще титулована как гранд-дама моды Юга России, ее флагман, символ и прочая, и прочая. Когда искренние восторги еще не превратились в дежурно текущую патоку комплиментов. Именно Васильева первой у нас создала модельный дом, заставив говорить о Кубани не только как о курортно-сельскохозяйственной периферии. Она учила новую элиту не бояться быть яркими и непохожими на серую костюмно-униформенную массу, уметь подчеркнуть свое положение в обществе туалетом, не просто купленным в магазине, но созданным especially for. Участвовала в столичных Неделях Российской моды, очаровывая откутюрный мир смелостью идей и свежестью взгляда. Росла как художник сама и готовила достойных учеников.

Интересный романтический образ нашла для своей коллекции известный модельер из Краснодара Татьяна Васильева. Ее вдохновили судьбы русских аристократок, эмигранток первой волны, ставших за границей подругами знаменитых писателей и художников, актрисами и блистательными модельерами. Название коллекции – это название романа Эльзы Триоле "Розы в кредит". Изысканные, хрупкие силуэты двадцатых годов повторяются в современных шелках и новых линиях. Так писал о VIII Неделе Российской моды еженедельник "Век" в далеком уже 1999 (конец прошлого столетия, как-никак).

Вот только мало что изменилось с тех пор... К сожалению. Кажется, что уже не первый год показы коллекций Татьяны Васильевой отличает только поступательная смена цифр: 98-99-00-01… День сурка, отягощенный навязчивым дежа вю. Постоянное повторение пройденного, с отклонениями в пределах ремикс – кавер-версия.

Вот и сейчас те же самые "силуэты двадцатых", пряная вычурность модерна вкупе с проверенной очаровательностью ретро, струение тяжелой парчи и переливы воздушной органзы… Красиво – да, стильно – временами. Но отчетливо не хватало глотка свежего воздуха среди тщательно отрепетированного за долгие года действа, чего-то нового хотелось, не вполне, может быть, привычного… Жизни, настоящего, подлинного творчества, энергии. Но все это явно "не сюда". Здесь творческий вечер, чествование и бенефис разом, все солидно и богато.

Видимо, роль этого самого "глотка" призваны были выполнить питомцы Татьяна Андреевна, постигающие модную науку под ее началом. Мальчики и девочки, представляющие по идее самые передовые достижения в дизайне, продефилировали в своих творениях, которые, как сказала их наставница, только кажутся авангардом, а на самом деле есть современный молодежный стиль. Мэтрам, наверное, виднее. Но на поверхностный взгляд клетчатые килты в ансамбле с черной майкой, хай-тековые вариации на тему кителя Неру, косоугольный "пэчворк" типа кубизм равно не походят ни на авангард, ни на повседневность. Хотя были вещи и по-настоящему стильные. Но насколько же терялись они на общем фоне!

Много чего еще было… Дефиле Школы моделей Анастасии Васильевой с разновозрастными детьми, которых провозгласили "гордостью генофонда". Демонстрация pret-a-porte от постоянных клиенток Татьяны Васильевой (величественные бизнес-леди и властительные дамы). Поздравления от экс-киношоковского Сергея Новожилова и специально приглашенной Натальи Варлей. Представление новых "лиц" Модельного дома, олицетворяющих четыре национальности Кубани: адыгов, армян, чеченцев и русских, с рассказами о каждом народе. Показ "новой" коллекции "Мир дому моему" с элементами традиционных костюмов Северного Кавказа.

Только вот как-то слишком уж продуманным было умиление, которое на ура вызывали маленькие "модельки", старательно воображающие себя звездами подиума. Как-то слишком архетипично смотрелась представляющая русских девочка в условно-ромашковом веночке и белом наряде а ля рюсс. Да и дружба-народов-на-Кавказе получилась не без странностей – античные туники сменилась условно-горской коолекцией, а потом начались славянофильские разлюли на три выхода подряд под "Кострома-Кострома" от "Ивана Купалы" и прочие модно-патриархальные сеты.

Традиции – штука, безусловно, полезная. А развитие южнороссийской моды и подавно. Но, быть может, стоит в следующем году собрать на Татьянин день под крылом "ведущего кубанского модельера" еще и менее раскрученных коллег ее? Позвать в гости, предоставить подиум. Превратить творческий вечер в настоящий фестиваль моды с участием и признанных грандов и начинающих студентов.
Мечты, мечты…