Весна нечаянно нагрянет: Выставочный зал во власти стихии

5 февраля на углу улиц Красной и Орджоникидзе стремительно разыгралась весна. Локальное потепление и цветение продержится здесь до 16 февраля. Гидрометцентр снимает с себя всякую ответственность. И перекладывает ее на скромную краснодарскую художницу Л. В. Мягкую.

У Ларисы Мягкой – говорящая фамилия. Всего-то шесть буковок, а какое емкое соответствие внешнего и внутреннего, формы и содержания, сосуда и огня, если взять да и перевернуть с ног на голову когда-то тиражное четверостишие советской поэзии. Черты молодой женщины столь же тонки, сколь хрупка и нежна пастель – один из любимых ее материалов. Но новая выставка значительно отличается от предыдущей. Акрил и смешанная техника – фавориты нынешней экспозиции.

Вторая персональная выставка Ларисы Мягкой – "Живопись. Графика. Коллаж" – все то же пресловутое "не покупаемое Краснодаром чистое творчество". Глядя на картины, понимаешь, что они существуют на своей волне, где-то там, где "не время и не место говорить о деньгах". Это некоммерческое, нереалистичное, все еще "непонятное" широчайшей прослойке кубанского обывателя искусство.
Парадокс в том, что искусство это вполне рыночное и конкурентоспособное. Потому как "бесформенная живопись" давным-давно удочерена миром. Этим стилем писал некогда Василий Кандинский, за ним и послевоенный американский абстракционист Джексон Полок. Лариса Мягкая словно вступила с ними в диалог – да, да, сквозь пространство и годы. В ее полотнах тот же свободный и безудержный выплеск красок и настроений на холст. Динамичный римейк, повторение пройденного, казалось бы, ан-нет, получился яркий слепок современности. По-настоящему цветной.

- Ощущение, что в выставочном зале начался месяц май, – признается искусствовед Татьяна Соколинская. – На юге художник, по идее, должен работать с цветом. У Ларисы, безусловно, экспрессивный, мажорный, южный колорит.

Напряженные или буйно-солнечные, но всегда настроенчески-концентрированные композиции. Акриловые краски, которые сохнут за 10-20 минут, позволяют художнику работать быстро – в один присест – и получать наслаждение от самого процесса. И вот этот захлеб, это легкое головокружение от живописного действа, от игры цветом передается даже неискушенному зрителю.

Помимо беспредметных импровизаций по стенам мерцают тонкие абрисы охристых, дымно-лиловых ангелов и святых. Обращаясь к древнерусским традициям (икона и лубок), Мягкая выступает как постмодернист, стилизующий древние художественные тексты с позиций сегодняшнего дня. Она – одна из немногих художников, занимающихся фантастической, сказочной многофигурной композицией. В основном, в технике пастели. И мелкими штрихами, и широкими пастозными мазками художница добивается тончайших цветовых оттенков. В своих произведениях она обращается и к русской христианской истории, и к языческой мифологии, и к древним индейско-мексиканским напевам. Использование пластической метафоры позволяют обращаться к скрытой символике, заключенной в артефактах.

Мягкая пишет также условные пейзажи и натюрморты. Вторая выставка подчеркнула и ее увлечение коллажем. Художественный монтаж кусочков цветной бумаги, вырезок из журналов, фотографий и последующая проработка такого "лоскутного полотна" красками придает композиции не только дополнительную декоративность, но и фрагментарность, урывчатость, столь свойственные сознанию человека "рубежа времен". Современность, взятая на глаз эмоционально-условно, приобретает многоплановость, тройное дно.

Но при всем многообразии тем и техник полуторагодовалое творчество Ларисы Мягкой выглядит очень органично. Правда, фотографии выставочных работ передать этого не в состоянии. Потому что с настоящей живописью нужно общаться вживую, тет-а-тет.