О женской мудрости и мужском эгоизме или "Орфей и Эвридика" в Краснодаре

Темнота. Полный зал. Начало.
Хор: Орфей полюбил Эвридику! Какая старая история!

Сцена первая.

Абсолютное отсутствие декораций. На сцене пятеро: на заднем плане - две непонятные фигуры в черном, на переднем две в белом - Орфей и Эвридика, в стороне - женщина в странном наряде, затаившись, наблюдает за влюбленными…

Орфей и Эвридика как бы на озере, как бы рано утром… Они валяются на берегу озера, восхищаются как бы окружающими красотами, признаются друг другу в любви. Зрители наблюдают за влюбленными и одновременно пытаются понять, кто же эти фигуры в черном (позже окажется, что женщина - слава Орфея, пока она в серых одеждах, она еще не может вырваться на волю, но она знает, что ее звездный час придет, двое оставшихся ее слуги). Поразмыслить над этим времени хватило - Орфей и Эвридика пели о любви, а о таком великом чувстве за пять минут не споешь, да и за десять тоже…

Еще некоторое время зрители слышат:
- Любимый мой!
- Любимая моя!
- Любимый мой!
- Любимая моя!
- Любимый мой!
- Любимая моя!

И все в таком же духе с небольшими вариациями…
Но, как говорится, счастье влюбленных длилось недолго…

Хор: В завтрашний полдень начнется великое!..
Состязанье певцов! Состязанье певцов!
И победителя ждет Золотая Лира!

Тут Орфей забывает обо всем. В том числе и о той, кому только что клялся в великой и вечной любви. Но Эвридика все продолжает напевать:
- Любимый мой! Любимый мой! Любимый мой!
А Орфей ее совсем уже не слышит. Он, не смотрит на Эвридику, а, как зачарованный, идет на эти чудные звуки, идет на шум. Пытаясь привлечь внимание любимого, Эвридика поет проникновенную песню о природе, любви, чистоте и гармонии жизни - открывает Орфею душу. Однако он видит в этом крике души лишь супер-хит.
"С этой песней Золотая Лира - моя!!!" - это единственное о чем он может думать. Не особо интересуясь мнением Эвридики, Орфей собирается в путь. Ей же остается только благословить его и пожелать победы, она отправляет его в путь: "Иди и возвращайся!".

Так в Эвридике заговорила пресловутая женская гордость. Вот почему она не сидит, надувшись, не говорит: "Ты меня совсем не любишь!" , не кидается на шею Орфею, не устраивает истерик и скандалов, а просто говорит: "Иди, любимый, иди и не оглядывайся!". Внутри нее горит огонь, ее глаза кричат: "Если любишь меня, оглянись!" .
Но она молчит.
Устрой Эвридика хороший скандал, быть может, и сложилось бы все по-другому… пел бы Орфей только для Эвридики, и жили бы они долго и счастливо, и умерли в один день, но…но Орфей идет вперед. Эвридика остается одна на берегу озера…

Сцена вторая. Состязание певцов.

Толпа людей, напоминает гуляние по улице Красной в праздник, все в цветных париках, бутафорских костюмах и масках. Три претендента на победу, на обладание Золотой Лирой. Первый певец - тип голубоватой наружности, в кичливом золотом пиджаке, второй - полноватый субъект в ярком наряде шута с перьями на голове, третий - Элвис Пресли того времени. Начинается состязание.

Какофония из их выкриков, основная часть которых, завывания типа: "О-о-о! А-а-а! У-у-у! Ля-ля-ля-ля-ля! Ля-ля-ля! Ля-ля-ля!", смешивается с голосом Фортуны, а заодно и Золотой Лиры. Представьте себе, над тремя мужскими басами, звонкое контральто:
Я ваша слава.
Я ваша слава.
Бойтесь меня, но добейтесь меня!
Ла-ла-ла!


Толпа в экстазе носится по сцене, причем активно и на огромной скорости, врезаясь друг в друга и вопя от восторга (отсутствие декораций оправдано - "фанаты" разнесли бы их в клочья). Какофония становится невыносимой, приходится закрывать уши руками, опасаясь за цельность барабанных перепонок…

И, о чудо, все замолкает… В возникшей тишине слышится голос Орфея, он поет песню Эвридики. Все слушают…
Судья Харон объявляет победителя: Орфей!
Толпа вновь в экстазе, снова крики, вопли, суматоха.
Орфей, Орфей, великий певец.
Пой нам, пой, великий Орфей!
Пой нам, Орфей!
Пой нам, Орфей!

Певец купается в лучах славы, в обожании толпы…

Сцена третья. Возвращение.

Эвридика все также сидит у озера, будто и не сходила с места прошедшие полгода. Смотрит в даль, шепчет:
- Орфей! Орфей! Орфей! Орфей! Орфей! Орфей! Орфей! Орфей! Орфей!
Появляется Орфей с Золотой Лирой в руках, за ним толпа поклонников… Поет песню Эвридики. Нужно признать песенка-то сильно изменилась, приобрела некую попсовость, Орфей обзавелся стильным пиджачком серебристого цвета и новомодной прической а-ля 70-е… Тусовка подходит к Эвридике… Она в шоке. Не может узнать своего любимого. Не верит, что этот поп-рок стиляга - ее Орфей. А он, как Джеки Чан в одноименном фильме, спрашивает у толпы: Кто я?
Толпа кричит то, что он хочет услышать:
- Ты Орфей, Орфей, Орфей, наш кумир Орфей, лучший певец Орфей. И все в этом духе.
Но Эвридика не верит.
Нет, ты не мой Орфей.
Нет, он совсем другой!

Вот тут-то и получается "облом". Все-то признают гениальность Орфея, а родная и любимая - нет. Ну, на нет и суда нет. Плюнув на все, Орфей уходит… И тут, почуяв добычу, появляется Фортуна. А что нужно мужчине, отвергнутому женщиной? Правильно, другая женщина. Быстро решил Орфей, кто ему нужен: он-то любит ту и другую, но одна признает его талант, а другая нет. Эвридика вновь остается одна на берегу озера…
Антракт.

Сцена четвертая. Раскаяние.

Шумная тусовка. Все те же люди вокруг, Фортуна, бледный измученный Орфей. Нет сил больше петь, нет сил выступать, нет сил вырваться из цепких рук Фортуны.
Хватит! Довольно!
Я устал от вас!
Я не хочу больше петь!
Убирайтесь!
Вы не нужны мне больше.
Твари! Неудачники!
Певец перед вами. Певец!


Но Орфея не слышат, над Орфеем смеются. И снова певец, гонимый толпой поет, пляшет. Проходит время. Все в изнеможении спят. Орфею видится Харон (непонятно то ли просто глюк, то ли взаправду пришел, Харон вообще взял за привычку появляться в трудные моменты жизни Орфея и наставлять его на путь истины). И вновь старик пытается открыть глаза Орфею.
- Орфей, ты великий певец?
- Да, старик, я великий певец.
- Твой голос, Орфей, покоряет сердца?
- Да, старик, мой голос покоряет сердца.
- Скажи Орфей у тебя есть друзья?
- …


И уже почти поверил Орфей, и уже было собрался идти за стариком, но тут просыпается толпа и вновь начинает славить его. И вновь слабовольный Орфей выбирает ласковые сети Фортуны. Но своевольная красотка уже не узнает его, он ей больше не нужен, у нее новый любимчик… И только оставшись один, Орфей видит истинное положение вещей: он один, без друзей, без любимой…
А Харон с маниакальным упорством ходит за Орфеем и приговаривает: "Иди, иди к Эвридике! Иди!".

Озеро. Эвридика. Приходит Орфей, просит любимую простить его, но теперь она не верит. Клянется Орфей:
Хочу быть рядом с тобой.
Я не хочу больше петь!


А что бы подтвердить его слова, посылают боги испытание Орфею.
Орфей и Эвридика как бы на озере, как бы рано утром… Они валяются на берегу озера, восхищаются как бы окружающими красотами, признаются друг другу в любви. И вновь слышится:
В завтрашний полдень начнется великое!..
Состязанье певцов! Состязанье певцов!
И победителя ждет Золотая Лира!


И вновь Орфей не смотрит на Эвридику, как зачарованный, он идет на эти чудные звуки, идет на шум, на крики толпы, идет, идет, идет…
Эвридике остается лишь только удалиться:
Ты выбрал, Орфей.
Иди. И не оглядывайся!
Не оглядывайся!
Не огля...

Миг… Орфей один на сцене. Состязание - миф, мираж, отсутствие Эвридики - реальность. Финал.

Обычная система плюс-минус. Есть минусы, которые заглушаются плюсами. Хорошие музыка (А. Журбин) и слова (Ю. Дмитриев) - плюс. Отличные костюмы - плюс. Отсутствие декораций (приходится только догадываться, где происходит действие) - минус. Звукорежиссер тоже немного подкачал - нельзя такие низкие частоты выводить, уши устали. А сюжет хорош, особо чувствительные особы могли даже всплакнуть…

Вот так закончились краснодарские гастроли Санкт-петербургского театра "Рок-оперы". Труппа этого театра уже не первое десятилетие бороздит просторы нашей необъятной Родины: театр гастролирует 8-9 месяцев в году. Многие краснодарцы помнят постановки тогда еще Ленкомовского театра. В этот раз театр вновь потряс воображение зрителей. Оставалось лишь удивляться - как маленьким составом (в труппе лишь пятнадцать человек) умудрились за три дня показать три абсолютно различные постановки, каждая из которых длилась от полутора до двух часов, а солисты - Елена Ульянова и Раф Кашапов еще и успевают выпускать сольные диски, которые благополучно распродаются во время гастролей.
Остается только позавидовать…