Не называйте его бардом

"…Не называйте его бардом.
Он был поэтом по природе…"
Андрей Вознесенский

Он родился в Москве. Не сразу определил, что хочет быть актером. После окончания школы он поступил в Московский инженерно-строительный институт, но, проучившись в нем полгода, бросил. "Все. Буду готовиться, есть еще полгода, попробую поступить в театральный. А это - не мое", - сказал он тогда. Его творческий путь начался в Театре на Таганке. Гамлет, Галилей, Пугачев, Свидригайлов - целая палитра образов, созданных вместе с Юрием Любимовым. Параллельно с постановками в театре шли киноработы.

А потом пришла Любовь. Она вошла в его жизнь в 1967 году. Он влюбился в нее после просмотра кинофильма "Колдунья". Он смотрел фильм по нескольку раз в день, мечтал о встрече многие годы.
Было так - я любил и страдал.
Было так - я о ней лишь мечтал.
Я ее видел тайно во сне
Амазонкой на белом коне.
Через несколько лет они поженились. Она была с ним рядом двенадцать лет.

Его песни принято делить на циклы: военный, горный, спортивный, китайский. Люди, слушавшие его песни "с криминальным уклоном", были уверены, что он сидел. Моряки, альпинисты, шоферы-дальнобойщики - все считали его своим. В каждой песне была правда жизни. А он так говорил об авторской песне: "Я хочу сказать и заверить, что авторская песня требует очень большой работы. Эта песня все время живет с тобой, не дает тебе покоя ни днем, ни ночью".
"Кому сказать спасибо, что - живой!"
- написал он в своем известном стихотворении. Он жив и сегодня, благодаря людской памяти, питавшейся и питающейся по сей день его стихотворениями, драматургическими произведениями, киноролями, песнями...

Он - Владимир Высоцкий, великий бард, поет, киноактер. О нем в день его смерти, даже спустя 23 года, вспоминают поклонники и просто неравнодушные люди. Его произведениями восхищаются до сих пор.

И пишу я стихи про одежду на вате, -
И какие!.. Без лести я б вот что сказал:
Как-то раз мой покойный сосед по палате
Встал, подполз ко мне ночью и вслух зарыдал.


В Краснодарском крае он был только раз. Тогда снимался фильм "Стряпуха" - о молодых колхозниках Кубани, их работе, отношениях…
Ежегодно кубанские поклонники Высоцкого проводят фестивали, посвященные любимому барду, создают клубы и музеи его имени. В этом году в Сочи появился памятник Высоцкому, в Краснодаре заложили камень для строительства будущего музея… В день смерти барда, 25 июля, в Краснодаре на площади перед домом Книги началась вахта памяти, организованная краснодарской краевой организацией "9999".
Как рассказал президент организации Виктор Дятлов, "цель создания организации - активное участие в процессе демократических общественных перемен и становление гражданского общества на Кубани посредством использования лучших достижений человечества в сочетании с местными инициативами".

Спросите, какое отношение это имеет к Высоцкому. Прямое. Занимаясь общественной деятельностью, "9999" создали свой клуб памяти Высоцкого. Вот как В. Дятлов прокомментировал это в официальном пресс-релизе: "В мире существует много клубов - от элитарного Английского до Клуба любителей щекотки. Созданный нами клуб называется "Наш Владимир Высоцкий". Володя хотел, чтобы мы были дружнее и лучше, и мы решили попробовать… Первоначальная программа клуба такая: встречаемся два раза в год - 25 января и 25 июля. Наш клуб будет сообществом близких по духу и жизненным принципам настоящих мужчин (женщины в клуб не принимаются!) без ограничения возраста".

Так что, если вы мужчина, вам от 0 до 100 лет, вы - поклонник Высоцкого и хотите походить на героев его песен, вам сюда! Записаться в клуб можно в любой день, просто позвонив по телефону. Кстати, минимальный размер членского взноса - 300 рублей. За это вы получите "небольшой, но заметный значок, который можно носить как на куртках и пальто, так и на летних майках. Аналогичный знак закрепляется на автомобиле члена клуба".

Как нас дома ни грей, не хватает всегда
новых встреч нам и новых друзей.
Будто с нами беда, будто с ними теплей.


Акция, которую "9999" проводила в пятницу, называлась "Поклонники Владимира Высоцкого должны знать друг друга в лицо!" . На журнальном столике посредине улицы - фотография Высоцкого, траурные сто грамм и кусок хлеба, будильник, принадлежавший Высоцкому (его, как рассказывает Виктор Федорович, ему презентовал лично Высоцкий на какой-то совместной пьянке во время съемок "Стряпухи"), магнитофон и звучащие песни Высоцкого.

Без еды проживешь сорок суток,
А без музыки - вряд ли и пять.


Мероприятие началось в 11 часов утра, кода из магнитофона полилась песня "Утренняя гимнастика". Предполагалось, что каждые 10 последних минут часа любой мог взять микрофон и высказаться по темам: "Высоцкий в моей жизни", "Моя любимая песня" или "Высоцкий и Кубань". Однако спешащий по своим делам люд не особо обращал внимание на происходящее. И даже участвовать в викторине "Назови песню" никто не захотел. Но организаторы не расстраивались.

А вот ближе к вечеру любопытных стало больше. Люди начали останавливаться, спрашивать, что происходит… Некоторые даже оставляли свои записи в "Книге отзывов". Эту книгу "9999" завели в ровно год назад, в прошлый день памяти Высоцкого. За это время в ней появилось около полусотни записей не только поклонников, но и знаменитых творческих личностей.

Последние записи появились в ней 16 июля, в день закладки памятника Высоцкому в Краснодаре. Их оставили Борис Хмельницкий, Никита Джигурда, Дмитрий Певцов и другие. Кстати, сама акция проводится под патронажем лучшего друга Высоцкого - Станислава Говорухина.
Вот что он написал в письме: "Я одобряю и полностью поддерживаю инициативу проведения Вашей организацией праздника. Я являюсь давним поклонником таланта В. Высоцкого. Глубоко правдивые, искренние песни его обличали, обличают, и, я уверен, еще много десятилетий будут обличать пороки нашей жизни". Однако ниже стоит приписка: "Весьма сожалею, что не могу лично присутствовать на вашем празднике". Письмо было получено в прошлом году, в этом же - Говорухин тоже не смог приехать…

Ажиотаж вокруг имени Высоцкого не стихнет никогда. Пока будет жив хоть один человек, который видел, трогал, стоял, дышал одним воздухом с Высоцким, его имя будет звучать в разговорах, будут создаваться музеи, в которых будет один-два экспоната. Помнить о нем нужно. Это, действительно, был великий человек. Но какое мы имеем право называть себя его друзьями. Обсуждать его жизнь? Говорить, что он любил и кого ненавидел? Быть может, имеет смысл прислушаться к тому, что он сказал давным-давно: "Я не люблю, когда мне лезут в душу"? На это имеют право лишь его родные люди.

Растащили меня, но я счастлив, что львиную долю
Получили лишь те, кому я б ее отдал и так.