Кубанская дива стала новозеландской примадонной

">

Петь и ходить Виктория Додока начала практически одновременно. В детском садике была запевалой на утренниках, в школе солировала на пионерских праздниках, в училище числилась студенткой, "подающей большие надежды". Так и пела девочка, девушка, женщина дни и годы напролет, пока не допелась до статуса оперной примадонны Новой Зеландии. Страна, названная в прессе "мечтой 2003 года", заключила краснодарку в свои объятия с большим энтузиазмом.

Три года назад Вика распрощалась с творческим объединением "Премьера" – увы и ах, никто ее не держал – и на свой страх и риск отправилась в Крайстчерч (Christchurch). "Город-сад" – один из самых европейских за пределами Европы – сразу приглянулся певице. А певица приглянулась компании "Сanterbury Opera". Прослушав "рашен сопрано", работодатели испытали легкий культурный шок со знаком плюс. И уже через две недели Викторию торжественно назначили куклой в оперу Оффенбаха "Сказки Гофмана". После премьеры в прессе начался маленький победоносный рашен-бум:

"Исполняя роли Олимпии и Антонии, Додока доказала, что она – главная находка "Кентербери Опера". Она заставляет аудиторию трепетать от восторга своей по-детски наивной куклой Олимпией в сочетании с кристально чистой колоратурой, добавляя в характер куклы элементы тонкого юмора… Это певица, которую должны лелеять оперные компании Новой Зеландии…"

Очаровательное мягкое сопрано русской солистки сделало свое дело. Ей была предложена партия, которая считается вершиной бельканто в мировом репертуаре. "Норму" Беллини мало кто может спеть мастерски. Героиня практически не уходит со сцены и выдержать колоссальную голосовую нагрузку и драматический накал почти то же самое, смеется Вика, что совершить финальный забег в Олимпийских играх или взять Эверест. Монтсеррат Кабалье, Джоан Сазерленд, Мария Каллас эту вершину покоряли не раз. Но многим новым дивам стиль bel canto был, есть и будет не по связкам. В Новую Зеландию "Норму" привозила один лишь раз итальянская труппа в 1928 году. С тех пор публика и не чаяла увидеть спектакль на родной сцене. Но публика ошиблась.


Виктория Додока спела так, что в уютный маленький городок стали слетаться меломаны из Америки, Франции, Англии, Германии и Австралии. Трогательные евростарушки, которые слышали саму Марию Каллас, всхлипывали от переизбытка чувств, мужчины утирали скупую слезу. Президент "Фонда Джоан Сазерленд" Дуглас Кремер признался:

"Музыка и пение произвели на меня такое впечатление, что я почти не мог говорить… Если бы мне не нужно было возвращаться на следующий день в Сидней, я бы стоял в очереди за вторым билетом…"

Перед Викторией раздвинулись горы и расширились горизонты. После ошеломительного успеха в Новой Зеландии ее пригласили поучаствовать в гала-концертах "Glory of Russia" в Сиднее. Самая ближайшая перспектива – это "Травиата" Верди. Вообще же, приоткрывает занавес Вика, в компании "Сanterbury Opera" очень интересно и приятно работать. Интернациональный коллектив культивирует доброжелательные партнерские отношения, творческая же кухня отличается от нашей элементарным порядком. Еще греет солистку классическая манера постановок, без экспериментаторских загибов. Можно быть уверенной, что Норме не придется начесывать ирокез, а кукле Олимпии гулять по сцене в нижнем белье. Не замутненная постмодернизмом опера предполагает вокальные партии на итальянском, немецком, французском языке – и нужно понимать, о чем поешь, поэтому оперные певцы если и не полиглоты, разводит Вика руками, то точно – люди мира.

Стремительная карьера Виктории Додока лишь на малую толику зависела от госпожи-удачи. Труд и еще раз труд сделал из нее "New Zealand’s newest Prima Donna". С шести лет вдоль и поперек штудировала она "до, ре, ми, фа, соль, ля, си". Музыкальную школу, Краснодарское музучилище имени Римского-Корсакова, два факультета Московской консерватории (хорового дирижирования и сольного пения) окончила на "отлично". С огромной благодарностью вспоминает своих учителей – Дину Владимировну Румянцеву, Бориса Григорьевича Тевлина и Клару Григорьевну Кадинскую. Они раскрыли природные данные, научили множить их на железную дисциплину и отчаянную работоспособность. Вика "из породы самоедов", уверяет, что талант – это девяносто процентов пота, и как только человек говорит себе, что достиг высот и можно расслабиться, его профессионализм катится под горку. К сожалению, такие метаморфозы в истории искусства случались не раз.

Одиннадцатилетняя Анечка маме сопереживает со всею страстью, на какую способен ребенок. В четыре года она и сама уже распевала партии из "Дона Жуана" на итальянском языке. Поэтому с полным правом дает любимой примадонне полезные советы. Учит ее правильно падать на подмостки и эффектно носить платье. Эстрадными вокализами девочка не балуется, да и не интересуется особо. Но Виктория считает, что говорить об оперном будущем дочери еще рано: время покажет.

Дочка живет в Краснодаре и приезжает к маме на острова на каникулы. Муж Сергей – тромбонист – играет в Симфоническом оркестре "Сanterbury Opera". Жене помогает не только на работе, но и в быту. Ведь, несмотря на громкую славу и широкую известность в городе Крайстчерч, Вика не позволяет себе модной богемности. И нет у нее в доме ни наемных поварих, ни приглашенных уборщиц. Единственно, что она всегда перекладывает на мужа в сезон новозеландских дождей, так это хождение по магазинам с большим скоплением народа. Ведь если на приму ненароком кашлянут или, не дай Боже, чихнут, то голос будет звучать не в полную силу. А ведь быть "сенсационным русским сопрано" не только почетно, но и безумно ответственно.

Вот так живет и трудится в легендарной стране Средиземья женщина, которая поет, Виктория Додока. К вящей досаде ТО "Премьера" и пущей радости коренного и приезжего населения Новой Зеландии. С'est la vie!…