"Матрица-3": До свидания, мистер Андерсен

">

Да, мои дорогие товарищи по участи людей-батареек, мировая премьера "Матрица: Революция", о которой столько говорили, свершилась! Монументальное, масштабное, эпохальное и прочее-прочее событие в мировой культуре, финальное послание пророков Матрицы человечеству, невероятных масштабов премьерный показ в 50 странах мира (сотни городов, тысячи кинотеатров, легионы зрителей) – все это наконец-то произошло 5 ноября. Ура, товарищи!
Теперь все окончательно и бесповоротно свободны, черные плащи сдавать прямо по коридору.

Ctrl + alt + del. Отстрелявшись с пафосом, с чистой совестью можно слезть с броневика и привольно растечься мыслью по могучему, хотя, к сожалению, слегка дубоватому древу.

Но вы и так все знаете, правда? Даже если не успели посмотреть кино. Очередная часть снова проигрывает первой, но спецэффекты "просто супер", хотя с философией нас всех явно кинули. На этом и сосредоточимся. Не слишком хорошее дело пересказывать сюжет, но в данном случае - вполне простительно, ибо все равно его там не слишком много. Финальная битва, Армагеддон и мракобесие, наши победили. Остальное – детали, которые как раз всегда и интересны.

Складывается впечатление, что к части третьей основные персонажи изрядно поднадоели авторам, и они не совсем знают, чем бы их таким занять, чтобы не слонялись попусту среди величественных декораций и умопомрачительных виртуальных конструктов.
Морфеус, фанатичный приверженец Пророчества, терпеливый и мудрый дрессировщик мессий, носитель сверх-идеи и учитель с большой "У", теперь просто "хороший парень". Он периодически мужественно болтается на периферии зрения, умучено рассказывает окружающим, что "Нео нас всех спасет", а временами очень ненатурально пытается в этом усомниться. Особо героически он смотрится на продирающемся сквозь сонмы охотников корабле рядом с Ниобой, сидящей за штурвалом. "Левый нижний, 90 градусов", - нервно, но сосредоточенно говорит любимая женщина механика Гаврилова. "Левый нижний девяносто", - послушно повторяет Лоуренс Фишборн, тщательно изображая безмерную старательность вкупе с обеспокоенностью. Приборы, Петька... А когда все наконец-то завершается полным хэппи-эндом, Морфеус разражается маловдохновляющим бормотанием "Я знал, я знал".
В определенные моменты становится категорически непонятно, что он вообще делает в этом фильме и почему бы беднягу ни пристрелить из соображений жалости и для добавления пущего героического драматизма.
По не совсем ясной причине, считается, что это придает его образу новую глубину. "В "Революции" Морфеус становится еще более человечным, - глубокомысленно высказывался в официальных интервью Фишборн. - Система его непоколебимых убеждений заметно пошатнулась, и, пытаясь справиться с новыми фактами, он становится более гуманным". Золотые слова. Если именно таким образом и выражается гуманность и человечность, тогда я вполне понимаю агента Смита в его кибернетической  мизантропии.

Тринити большую часть времени показывает, как она очень-очень любит Нео, один раз отвлекаясь на то, чтобы красиво раскидать нехороших парней ради спасения любимого. Грустно, но ожидаемо – второе у нее получается лучше первого. Разнообразные "удары скорпиона" и "полеты орла" вкупе с беганием по стенам и набиванием окружающих свинцом выглядят почему-то убедительнее, чем должная вызывать романтический трепет сцена объятий на инфернальной станции метро под бравурную музыку. Хотя, стоит признать, если бы не она – несчастный Нео так и не добрался бы до финала, ибо спасать мир ему как-то муторно, лениво и сомнительно. А так героическая женщина буквально на себе дотаскивает его до последней цели и в итоге гибнет, выполнив свое предназначение. Чем не повод порассуждать о нелегкой женской доле? Когда твой милый, такой беспомощный в начале и героический в середине фильма, к его завершению превращается в нечто мучающееся и переживающее, постоянно попадающее в какие-то неприятности, а ты его убеждаешь, что он самый лучший, все у него получится, вытаскиваешь, утешаешь, получая потом такой печальный финал по воле слезвовыжимательных сценаристов. Правда, покидает матрице-героиня этот жестокий мир совсем уж несуразно. Эпизод с длительными и о-о-очень подробными признаниями в любви и последними напутствиями проткнутой в трех местах насквозь девушки вы не забудете никогда. Зритель, призванный страдать и переживать, чуть ли не с хронометром в руках ждет, когда закончится этот кошмар. Завершается же эмоциональное изнасилование просьбой о последнем поцелуе, после которого Тринити моментально и умирает. Нео тоскует по любимой примерно секунд тридцать. А вот с точки зрения продюсера Джоела Сильвера подобная любовная картина означает, что "Вачовски просто потрясающе показали эволюцию отношений Нео и Тринити. Их внутренняя связь друг с другом является неотъемлемой частью трилогии, ярче всего проявляясь в "Революции": именно роман Нео и Тринити сплачивает героев, связывая воедино сюжетные перипетии и как следствие - фильмы". Что вы смеетесь, он серьезно…

Нео, как уже говорилось, мучим сомнениями, душевными терзаниями, но ничего - держится парень. Толку от него большую часть фильма никакого, зато в финале он привычно-мужественно изображает сами-знаете-кого и пытается бодаться с массово размноженным агентом Смитом. Хотя и проигрывает. Но в итоге все хорошо. Мессии из Нео, к счастью, делать не стали, в бронзу при жизни тоже не отливали, так что в финале за кадром его, скорее всего, ждет санаторий для супер-героев на пенсии, где он будет наслаждаться покоем и принимать успокоительные ванны.

Не слишком повезло и темным силам, которые, как им положено по должности, мрачно гнетут. Меровинген из владельцев упаднически-роскошного ресторана переведен в управляющие ночным клубом "Ад", где мрачно тусуется банда само-мазохистов обеих ориентаций. Как признавался все в тех же официальных интервью художник по костюмам Ким Баррет, авторам этого XXX-шедевра очень хотелось "пронизать все идеями дьявольской живописи Босха". Бедняга Иероним, он этого не заслужил… Рассуждать о свободе воле, как во второй части, Мерву не дали, особого смысла появлению на экране тоже не подарили. Хотя блистательной Монике Белуччи и ее Персефоне пришлось еще хуже: вся такая внезапная и противоречивая в "Перезагрузке", здесь она просто демонстрирует пышный бюст, являясь, впрочем, приятным разнообразием среди латексово-кожаных  мальчиков-завсегдатаев "Ада". 

Кто великолепен, так это Хьюго Уивинг и его агент Смит. Вышедшая из под контроля программа, ходячая помесь вируса и ксерокса, выглядит в его исполнении не только убедительной, но и притягательно. И рассуждениям о тщете людских чувств и эмоций, наивности искусственных построений хочется отчего-то верить больше, чем в потуги очень правильных и гуманных персонажей убедить в обратном своими действиями.
И, конечно же, Проводник – машинист поезда, идущего в "Ад"… Эпизодический персонаж, который западает в душу куда больше многих основных героев.

О чем еще принято писать в "матричных" рецензиях, так это о спецэффектах и антураже. Да, вот эта сторона фильма вызывают массовый падеж челюстей, отслаивание контактных линз и закипании спинномозговой жидкости. И если в "Перезагрузке" иногда встречались ставшие к тому времени штампами отдельные приемы первой "Матрицы", то "Революция" кажется от этого свободной. Грань между декорациями, компьютерными моделями, живыми героями и реальностью растворяется почти полностью. В сценах сражений ты буквально участвуешь, проникаешь за грань без всякой дешевой игры в трехмерность изображения, а антигравитационные бои выглядят так, словно их снимали, не затратив массу времени, сил и денег, а просто "документальным фильмом" в настоящем мире Матрицы. Прекрасны кибер-охотники, квази-живые кальмары-убийцы, убедителен Город Машин, даже Зион обретает черты действительно существующего места.

Во всем этом великолепии смущают детали: стандартные драные свитера повстанцев (у них плохо с нитками?) и словно сбежавшие из "Звездного Пути" одежды советников и командоров; сам Совет старейшин - тяжелое наследие грошовых космических опер; Зи, растирающая в своей комнате в ступке(!) порох для снарядов (очень умилительная кустарщина на фоне гигантских роботов, электро-магнитых пушек и прочей кибенематики); Корпус Бронетехники, потрясающе сделанный и снятый, но до оскомины вторичный (длинный ряд воспоминаний от десятков фильмов жанра "Роботех" до сотен компьютерных игр); сатанинский лик "повелителя машин", созданный из тысяч охотников, растиражированный за пару десятков лет до масскультурного штампа…

Подобные "мелочи", к слову, порядком портят и впечатление от финальной битвы Нео и самого-главного-агента-Смита на фоне бесконечных агентов-Смитов-клонированных. Дождь, шизофренические ряды одинаковых лиц, тяжело капающие секунды до начала схватки, решающий удар Нео - сцена буквально на глазах становится классикой уже в момент просмотра. Но команде, работавшей над "Революцией" этого мало, они же делают самый спецэффектный экшн всех времен и народов. И продолжается затея с полетами персонажей. Если во второй части воздушная акробатика Нео вызывала улыбку ("Я Черный Плащ, я ужас, летящий на крыльях ночи!"), то теперь - печальную такую зевоту и рефлекторные поиски ножниц. Ахтунг, в воздухе Покрышкин… Два буйных голубя, сшибающихся грудью на фоне кипящих кучевых облаков тщательно подобранного омерзительного цвета, пробивание друг другом отверстий различной глубины и диаметра во всевозможных поверхностях. Натурализм куда-то испуганно прячется, а весь динамизм рушится от поднятой турбулентной струи. Становится грустно.

А первая часть – действительно лучшая из всех. Именно в "Матрице" номер раз и были заложены все основы фильма, которые по странному выверту судьбы оказались его же вершинами. Все остальное выглядит чередой исправно выдаваемых авторами релизов продолжений, дополнительных уровней и вещей "по мотивам". Со времен перегруженной "Матрицы-2" не покидает ощущение того, что доблестные Вачовски-бразерс постепенно мутировали в собственных эпигонов, нещадно эксплуатирующих одни и те же идеи, которые, треща и разваливаясь, несутся по лабиринтам логики, вывозя на себе неповоротливые махину эпопеи.

Многие неудачи и провисания предыдущей серии пытались оправдать рассуждениями о том, что авторы-демиурги с самого начала знали все правду и имели точный и полностью продуманный замысел трилогии. Дескать, в третьей части наконец-то громыхнет небывалое откровение, а маловеры, стремящиеся потыкать с целью убеждения пальчиками сетевые разъемы Нео, будут посрамлены и ввергнуты в зубовный скрежет. Очень сомнительно, особенно если сравнить сюжеты трех "Матриц", их воплощение, и просто судьбы отдельных персонажей.

Первый фильм нес (как влетающий в вашу голову сверхзвуковой бомбардировщик) Идею, пусть и не слишком новую, но притягательную картину целого мира, лихо перекраивающую основы реальности. Там же была прописана и особая атмосфера вселенной матрицы, созданная на основе крепкого и не лишенного изящества коктейля. Тут и  классический киберпанк с его виртуальными и самыми настоящими драками на фоне свалок пост-цивилизации, и темная "нуаровая" стилистика сумеречной зоны, и современное азиатское кино с его особым рваным ритмом (переходы от неторопливо-затянутых сцен к запредельной скорости боевых эпизодов) и расчетливо-шоковой восточной жестокостью. Но главное – там было не только использование, но и творчество - попытка создать новую мифологию, своего рода современную мистерию. Хрестоматийные две таблетки и почти горьковский вопрос "А есть ли ложка?", новая инкарнация идеи нереальности окружающего и заманчивая перспектива владения ключами к истинному мирозданию, мессианство и мистицизм. Нереальный взрыв мозгов, как называет то же самое один мой знакомый.

"Матрица: перезагрузка" старательно довела до неподдельного эстетического оргазма спецэффектную часть, поведала о мрачной дыре, простите – героическом оплоте сопротивления Зионе, добавив истории персонажей (преимущественно, правда, темнокожих, но на то оно и политкорректность все с той же нуаровостью). Попутно из подземелий вселенского разума на гора была выдана очередная порция историй на тему "все вовсе не так, как вы думаете", изрядно обогащенная примесями античной мифологии, нарезкой из западно-европейской философии от Декарта до Сартра и остаточными следами буддизма, каббалы и иже с ними. При этом именно "философская" часть ощущалась скорее дополнением и откровенно пробуксовывала на лихих поворотах сюжета, и даже откровения фрейдоподобного Архитектора мало что проясняли. Все ждали финала.

В "Революции" нет даже отдельных попыток свести воедино разбросанные по двум предыдущим эпизодам идеи, нет и поражающих в мозжечок откровений о сокровенном. Есть желание довести все до финала, по возможности быстро и обязательно монументально. Есть использование стандартных мифологем (проводник между мирами, повелитель загробного мира, ритуальная слепота Нео etc), есть неоригинальные даже для внутреннего пространства картины рассуждения о свободе выбора. И все… Разговоры о том, что не всем дано разглядеть немыслимую глубину, коварно спрятанную за внешней мишурой фантастического боевика, спишем на последствия выбора различных таблеток отдельными категориями зрителей. Есть окончание эпопеи, ставшее основной целью. А сюжетные и идейные концы пусть болтаются не нашедшими разъемов проводами – коннектиться можно по желанию, только к самому фильму отношения иметь уже не будет. 

До свидания, мистер Андерсен. Мы так ждали Вас...

PS Странно, но все, сказанное выше, совершенно не отменяет удовольствия от фильма. :)


Рецензия на фильм "Матрица: перезагрузка"