"Мантикора": авария, дочь самодеятельности

Пока одни серьезные люди, страшно и реально озабоченные потерей публики на отечественных фильмах в кинотеатрах, до крови спорят о новых моделях финансирования кино, кинообразования, проката, пиратства и тому подобных насущных проблемах, другие серьезные люди дают деньги на создание картин непонятно кому. Справедливости ради отмечу, что проект, о котором сегодня расскажу, затевался еще в 2007-м, но кто может утверждать, что подобного не повторится?

Произведение "Мантикора", которое черт догадал меня отправиться смотреть, сделано по заказу мощной компании "КАРО" студией Acidum на базе "Мосфильма". Красивое латинское слово Acidum, если кто помнит химию, означает "кислота". На сайте фирмы значится: "специализируемся на создании спецэффектов, профессиональной 2D и 3D графики для кино и анимации". Вероятно, продукция жжоот не по-децццки. Ну да ладно, больше прикалываться не стану – слишком грустно увиденное на большом экране.
Найти информацию о том, кто такой Владимир Китт, не удалось. Может, он лидер компании Acidum, может – просто сотрудник. На сайте фильма сообщается лишь о его причастности к фильму: Китт – режиссер, художник-постановщик и режиссер монтажа "Мантикоры". Строчка "автор сценария" на сайте глубоко закопана, однако удается обнаружить, что и автор сценария. Биография отсутствует. Допускаю, что Китт – псевдоним (хотя в сети обнаруживается даже интервью с человеком под этим именем). А в ЖЖ имеется страничка "Вл. Китт: дневник режиссера", там немножко про подготовку к съемкам. Ясности не прибавляет; приятно уже то, что написано без грамматических ошибок и в целом складно.
Еще выясняется, что бюджет фильма 6 миллионов долларов.
И еще – что съемочную группу и сам процесс изрядно лихорадило. Ну, это в принципе давно не новость.

Фильм пытается рассказать о так называемых ночных гонщиках в Москве. Есть такие интересные молодые люди, которые покупают крутые машины, специально их оборудуют для гонок и соревнуются на пустых ночных улицах больших городов. Я, правда, никогда таких не встречала - то ли их нет в Петербурге, то ли мне просто не повезло. Не случилось увидеть и предыдущий фильм об этом уже легальном в столице сообществе ("Стритрейсеры" Олега Фисенко, 2008). В любом случае, это не самая обширная часть социума и, возможно, нетривиальные люди (дети состоятельных родителей, склонные к риску, отвергающие многие нормы и правила и так далее); узнать их поближе было бы интересно.

Однако авторам "Мантикоры" просто познакомить зрителей страны с этим подвидом фауны мегаполисов показалось мало. Реальные характеры, достижения и драмы – то, что соединяло бы особых автомобилистов с другими или даже, о ужас, с пешеходами, - ощущаются авторами, вероятно, как пресный кусок: от вида такого зритель рта не раскроет. И возникают в картине лишь вскользь. Скажем, подруга главной героини влюбилась в Айртона Сенну, знаменитого автогонщика, погибшего на трассе в 1994-м. Однако эта влюбленность в кумира нужна не для прояснения девушкиной натуры, а чтобы сказать: Сенна погиб из-за мантикоры.

Тут попробую, наконец, сформулировать сюжетную линию. Живет в Москве одна-одинешенька некая молодая женщина Катя, красавица, вся страсть которой – машины до такой степени, что мотор служит основанием стола, а не нем в дизайнерском широком сосуде красуется карбюратор. За Катей присматривает кот по кличке Дроссель – волшебное существо, умеющее разговаривать голосом за кадром (правда, непонятно, только зрители его слышат или Катя тоже). У Кати, между прочим, интересные отношения с котом – подозревает, что тот подглядывает за ее помывкой в душе. На самом деле, конечно, это такая шутка…
Однажды вечером Катя, очевидно – неформальный лидер ночных гонщиков, на очередной их сходке получает по левой почке от какого-то щуплого подростка в серой куртке с капюшоном. Он скрылся без объяснений; девушку приносят на руках домой, через какое-то время в квартире появляется молодой доктор, псевдо-эротично щупает ей правую ногу от лодыжки до бедра – так начинают развиваться их отношения.

Параллельно подруга Кати читает в книжке и пытается наводить справки о мантикоре – мифическом страшенном чудовище (смотрите Википедию), так как подозревает не только ее существование в реальности, но и вмешательство в дела гонщиков. А зритель в этом совершенно уверен, так как уже увидал огромную красную компьютерную кошку с лицом человека, крыльями и драконьим хвостом. Это во-первых. А во-вторых, зрителю уже показали парочку неких ужасных черных машин – они компьютерно же возникают неизвестно из чего, преследуют  обычные тачки и доводят их до аварии.
Зритель вправе думать, как я поняла, о наркотиках. Но авторы вроде бы хотели говорить о мистическом.

Меж тем, ночные гонщики и дневные гонщики (есть и такие, разница не кристаллизуется никак) решают выяснить, кто круче, - устроить гонку на двадцать пять километров по ночной Москве. Это кульминация действия. В ней сходятся положительные ночные, неотчетливо-положительные дневные, а также однозначно черные силы, которые вообще, надо думать, против всех. Туда же подтягиваются многочисленные персонажи фильма. Среди них два комических придурка, длинный и короткий, почему-то кавказской, извините, национальности и рыночные торговцы. Генерал милиции и его жена, в предыдущем появлении надевающая в кадре на голову супруга красные кружевные трусы, очевидно, любовницы – и не в спальне, а при народе. Невнятные ученики Катерины по автошколе (она инструктор по вождению) и прочие.

Следует долгая кинематографическая погоня по Москве. В красной машине Катя, с прямыми шатенистыми волосами до пояса, рядом – кот; в желтой машине – кудреватая блондинка (других характеристик фактически нет). Там суматоха и, конечно, авария, замена экшену. Затем Катя устало сидит с открытой дверцей. Откуда-то выскакивает и убегает влево за рамку кадра тот самый хлипкий в сером капюшоне - кот, что ли, превратился? Да нет, вроде – вот он. Или мне показалось?.. Камера поднимается, вид на Москву, титры.

Не ручаюсь за точность. Поняла немногое. Если бы, кстати, не прочитала про мантикору до сеанса, то ни в жизнь бы не догадалась, что доктор – ее даже не посланник, а реинкарнация: голубые, опять компьютерные, глаза выдают (у чудовища были такие). Но зачем чудовище к Кате приходило в образе врача-недотепы? Навещало ли оно еще кого-то? Кто такой магистр, с которым разговаривают подруга и доктор? Какова роль кота – он пособник Зла? Защитник Добра? Или сам по себе, но тогда он, несмотря на кличку, - просто декоративный элемент, вроде карбюратора в вазе…

Еще хотелось бы знать, где и чему учился постановщик Китт (если это не псевдоним). Почему концы с концами не сходятся, герои появляются и исчезают, и даже просто не имеют имен?  (Подозреваю, в этом проявляется какая-то черта молодежной культурки: восприятие мира как клубной тусовки – кто-то возник в дыму и грохоте, потом исчез… ничто неважно, лишь бы глотал или дергался в общем ритме.) Почему диалоги столь ужасны, а интонации невыносимо фальшивы? Откуда столь чудовищная вульгарность (ну, скажем, реплика генеральши "Мой развод тебе в рот не влезет"), которую авторы искренне выдают за комичность.

Вопросы неуместны. Хотя таких еще пару десятков можно задать. Попыталась было – самой Екатерине Карениной, поскольку она выступает не только в главной роли, но также исполнительным продюсером... Стоп, про Каренину надо, притормозив, рассказать особо. Это не актриса, а реальная ночная гонщица в прошлом. Восемь лет преподает в школе повышения водительского мастерства BMW, где учит обыкновенных людей управлять машиной грамотно и заботиться в первую очередь о безопасности. Нынче участвует в профессиональном дрэгрейсинге – гонках по прямой на 1.4 мили.
Первоначально Каренину пригласили на проект консультантом (и она увлеченно говорила перед началом премьеры о машинах, привезенных из Америки специально для фильма, употребляя много терминов и просто красивых слов). Дальнейшее могу себе представить: эффектная женщина-профессионал невольно подвигла постановщика поручить ей главную роль – где еще найдешь такую исполнительницу? Екатерина, по ее честному признанию, хотела-таки пойти на актерские курсы, да режиссер уверил, что так потеряется естественность и натуральность образа, а ведь в картине главное было – натуральность. (Это в мистическом триллере-то.)

Согласившись, Каренина просто вынуждена была влезть в производство фильма по самую макушку. И не ее вина, что в кадре все совсем не естественное, а, наоборот, папье-машово-деревянное. Компьютерные эффекты (одна внезапная красная голая женщина c рогами чего стоит) и пресловутое 3D в том числе; в целом картинка во многих кадрах похожа на провинциальную "переливающуюся" открытку – такие продавались в годы моего детства на курортах. Удивительное ли качество изображения для студии с "кислотным" именем, не знаю. Но странно видеть в титрах имя замечательного оператора Валерия Мартынова…

В общем, задала я свои вопросы Кате Карениной, признавшись в полной зависти к ее личным профдостижениям в автоделе, да в ответ услышала, что "Мантикора" предназначалась молодежи – ей, мол, все понятно и приятно. Сомневаюсь – судя по реакции окружающих меня в зале вполне молодых зрителей. Но, безусловно, лучше бы спросить у Владимира Китта. А также у продюсеров, но их имена и вовсе остались в глубокой тайне.
Впрочем, все это риторические фигуры. В очередной раз деньги осваивались самодеятельными авторами. В данном случае тем, кто уверен, что создание фильма – дело не хитрей тюнингования машины. И мне все равно, государственные это средства или частные. Потому что вот наше кино целиком и приехало.

Меж тем компания Acidum и лично Владимир Китт замахнулись на анимационный фильм по великой сатире Рабле "Гаргантюа и Пантагрюэль".

Интервью с Катей Карениной