Маркетплейсы забрали треть рынка непродовольственных товаров в России — исследование

  •  © Фото freepik, ru.freepik.com
    © Фото freepik, ru.freepik.com

По данным аналитиков Сбера, на маркетплейсы теперь приходится почти треть всего оборота непродовольственной торговли в России

Сильнее всего маркетплейсы потеснили традиционную розницу в самых популярных категориях:

  • одежда — 49%,
  • бытовая техника — 44%,
  • товары для дома — 42%.
  •  © Графика Центра финансовой аналитики Сбера по данным СберИндекса и отчетности маркетплейсов
    © Графика Центра финансовой аналитики Сбера по данным СберИндекса и отчетности маркетплейсов

Внутри онлайн-торговли маркетплейсы растут быстрее офлайн-ритейла. Пока их доля была невелика, даже удвоение оборотов мало влияло на других участников рынка. Сейчас же маркетплейсы достигли значимой доли, и их влияние усилилось. За три года доля непродовольственных покупок на маркетплейсах увеличилась почти вдвое — с 18 до 32%.

На этом фоне торговые центры начали перестраивать бизнес и все чаще делают ставку на развлечения: открывают ресторанные зоны, кинотеатры и детские аттракционы.

По уровню обеспеченности торговыми площадями (кв.м на тысячу жителей) крупные российские города почти не уступают европейским столицам. Причем Москва здесь лидером не является.

Графика Центра финансовой аналитики Сбербанка

Графика Центра финансовой аналитики Сбербанка

Первое место в России занимает Самара (792 кв.м). По этому показателю ее опережает в Европе только Братислава (885 кв.м). На втором месте — Краснодар (792 кв.м). В топ-10 также входит Ростов-на-Дону (512 кв.м).

Меньше всего торговых площадей среди российских городов-миллионников — в Волгограде (341 кв.м), но даже это значение выше, чем в Берлине, Стамбуле, Софии и Лондоне.

Рыночная ситуация меняется из-за активного роста онлайн-торговли. Ее доля в розничном обороте России достигла 23%, что соответствует пятому месту в мировом рейтинге. Лидирует Южная Корея (49%), за ней — Китай (35%), США и Великобритания (по 29%). Ниже России в рейтинге находится Германия с 15% долей электронной торговли.

В небольших населенных пунктах доля маркетплейсов выше, чем в городах. Чем больше город, тем ниже доля онлайн-заказов. Так, Москва находится в нижней части этого спектра.

По данным СберИндекса, около половины всех безналичных расходов на непродовольственные товары в малых городах и селах приходятся на маркетплейсы.

  •  © Графика СберИндекса
    © Графика СберИндекса

В Краснодарском крае работает рекордное число секонд-хендов:

«Все эти тренды привели к ряду важных последствий. Торговые сети начали масштабную оптимизацию бизнеса. С ростом конкуренции традиционные торговые центры все чаще делают ставку на развлечения. Многие из них переориентируются на комбинированные форматы с ресторанными зонами, кинотеатрами и детскими аттракционами, становясь настоящими центрами семейного досуга.

Российский рынок торговой недвижимости переживает переходный этап, схожий с ситуацией, сложившейся в США, где последние 20 лет ежегодно открывается меньшее количество новых торговых комплексов, чем закрывается старых. Южным инвесторам и девелоперам важно учитывать эти изменения, выбирая новые концепции и направления развития своего бизнеса», — отметил руководитель Центра финансовой аналитики Сбербанка Михаил Матовников.


Как писали Юга.ру, предприниматели юга России и Северного Кавказа могут получить по 1 млн рублей от Сбера. Заявки на участие в премии принимаются до 15 ноября 2025 года.

Лента новостей

Вернуть Красную
Сегодня, 12:45
Вернуть Красную
Почему главную улицу Краснодара пора снова открыть для пешеходов
«Нужна профилактика насилия над исторической средой»
13 ноября, 15:10
«Нужна профилактика насилия над исторической средой»
Как волонтеры спасают старинную архитектуру Краснодара от погоды, жителей и чиновников