Михаил Капирулин: О строительстве трассы "Формулы 1" в Сочи

Сочи – самый популярный российский курорт и столица Олимпиады-2014 – получит право на проведение гонок "Формулы 1" с 2014 по 2020 годы с возможностью продления договоренностей еще на пять лет.

Контракт на организацию Гран-при России в рамках Чемпионата мира в классе гонок "Формула-1" был подписан гендиректором ОАО "Центр передачи технологий строительного комплекса Краснодарского края "Омега" Михаилом Капирулиным и генеральным промоутером "Формулы-1" Берни Экклстоуном.

Российской стороне контракт на право проведения гонок обойдется в 50 млн.долларов в год. Предполагается, что еще 250-300 млн. долларов уйдет на строительство самой трассы.

В интервью порталу Южного региона ЮГА.ру М. Капирулин рассказал о том, как идет строительство трассы "Формулы 1" в Сочи, а также о совместной работе с "олимпийским" проектом.

Как сейчас обстоят дела со строительством трассы в Сочи? На какой стадии находится проект?

– Любая работа начинается с проектирования. И первой фазой, во время которой о нас не было ничего слышно, осуществлялось активное проектирование. Компания Генриха Тильке является очень опытной в своей сфере, реализовав порядка 20 проектов по всему миру. Но мы строим по российской нормативной базе, поэтому нужна была адаптация многих проектных решений, и здесь была определенная задержка.
Нормативный срок проектирования подобного объекта – 25 месяцев. Мы за 12 месяцев смогли пройти экспертизы зданий и сооружений по нашей трассе. Здесь сыграли свою роль и опыт Тильке, и мобилизация всех ресурсов.

Перед нами поставлен срок – 2014 год, это предполагает проведение основных строительных работ параллельно с окончанием строительства самых важных объектов сочинской Олимпиады. Нужна была интеграция проекта трасс "Формулы 1" в олимпийскую стройку. Это тоже потребовало определенного времени, т.к. нужно было согласовать, кто первым заходит на отдельные участки – подрядные организации Олимпстроя или других частных инвесторов, либо мы. Синхронизация этих действий была одним из важнейших условий параллельной реализации этих проектов.

В чем была основная сложность синхронизации?

– Трасса состоит из 2 групп основных элементов. Есть комплекс зданий и сооружений, он находится в зоне, где мы не мешаем основному олимпийскому строительству. И есть трек, больше половины которого проходит по зоне расположения основных олимпийских объектов – Большой ледовой арены, арен для керлинга и фигурного катания, крытого конькобежного центра.
В процессе "увязки" мы были вынуждены перепроектировать 14 уже готовых к тому моменту проектных решений. В частности, нужно было вынести из-под "тела" трассы некоторые участки инженерных сетей.

На сегодняшний день строительство ведется в зоне основных зданий и сооружений – тимбилдинг, питбилдинг, медицинский центр, центр управления гонками, главная трибуна. Эти здания и сооружения мы планируем закончить к середине 2013 года и передать Оргкомитету "Сочи-2014" – тимбилдинг, питбилдинг и медицинский центр – в порядке нашей помощи проекту Олимпиады. Там будет располагаться целый ряд служб Оргкомитета, и в итоге не будут тратиться средства на создание дополнительной инфраструктуры и строительство временных зданий.

Второй основной элемент – непосредственно трек. Его мы тоже разделили на 2 части. Первая – это трек, обеспечивающий постоянное поддержание трассы в готовности, он необходим для тренировочных процессов, для развития различных коммерческих проектов, детского картинга и т.д. Вторая часть частично проходит по улично-дорожной сети, она больше похожа на трассы в Монако и Сингапуре. Наша задача – эти два узла совместить.

Эти две части трека будут готовы одновременно?

– Постоянная часть будет готова к Олимпиаде. А на той, что проходит по улично-дорожной сети и пересекает основные объекты Олимпийского парка, по договоренности мы делаем только всю подготовку основания под трек.
Постелить асфальт или бетонное покрытие – дело двух недель. А для основания надо вытащить 300 тыс. кубометров грунта, произвести замещение и послойное уплотнение с очень жестким контролем качества, которое осуществляет фирма Тильке на каждом участке строительства. Это не обычная дорога. Хотя нагрузка тут значительно меньше, но горизонтальные подвижки требуют создания определенного уровня подготовки основания. Многое приходится делать впервые в нашей практике дорожного строительства.

Финишные работы планируем начинать в марте 2014 года, чтобы не подвергать полотно износу. Во время Олимпиады здесь будет очень много временной инфраструктуры. В зоне Олимпийского парка предполагается проведение целого ряда мероприятий, включая награждения и массовые гуляния. А трасса "Формула 1" имеет и свою конфигурацию, и свои уклоны. Вдоль всей трассы идут водоприемные системы, решетки – все это накладывает определенные ограничения.
Была просьба – минимально вмешиваться в дизайн и решения Олимпийского парка. Поэтому мы готовим основание и закладываем основные инженерные системы коммуникации, а сверху пока все будет вымощено обычной тротуарной плиткой.

Как именно происходит совмещение трассы и всех "олимпийских" коммуникаций?

– Приведу цифру: в зоне олимпийского парка трассу пересекает 84 объекта инженерных сетей, и каждое конкретное пересечение имеет свои сложности. Это коммуникации, отопительные системы, теплотрассы, вода, канализация, ливневка, объекты энергетики по 110 кВ и слаботочные сети. Грунты там непростые, и чтобы строители могли зайти туда, они под основание трасс должны были бы его готовить. В зону этих пересечений мы сначала входим, делаем свое замещение, потом они уже прокладывают свои коммуникации в теле замещенного грунта.
Синхронизация – непростой вариант, когда работают подрядчики. Особенно сложно в тех местах, где трасса совпадает с улично-дорожной сетью. Участок длиной порядка 1 200 метров – это дорога, по ней будут ездить, в первую очередь, автобусы по доставке спортсменов и зрителей.

Все это сильно удорожает проект?

– Замещение грунта нам все равно пришлось бы делать. С остальным мы четко разделились – мы готовим основание, плитку кладет "РЖД Строй". Когда Олимпиада закончится, плитка будет демонтирована, и уже известно, где и как она будет затем использоваться в городе. После демонтажа мы выложим асфальтобетонное покрытие. Его можно было бы стелить до Олимпиады, но тогда бы его судьба была обречена, и мы понесли бы реальные затраты. А с плиткой расходы только на укладку и демонтаж.

Для олимпийского проекта тесное соседство с трассой "Формулы 1" означает какие-либо дополнительные расходы?

– Нет. Благодаря реализации проекта трассы мы даже уменьшаем олимпийские расходы.
Экономический эффект здесь внушительный. Мы реально создаем для них основу, чтобы они не тратили "олимпийские" деньги на целый ряд вертикальных планировок, усиления и консолидации грунтов, ливневые канализации. Мы это делаем за олимпийских застройщиков, потому что нам это нужно для "Формулы". Сложность заключается в синхронизации наших действий, когда мы ставим задачи перед многочисленными подрядчиками: вот тебе на этом участке срок от и до, после этого ты должен его передать другому.

Где заказать необычные суши и роллы в Краснодаре
Вчера, 10:19
Где заказать необычные суши и роллы в Краснодаре
Пробуем варианты с сусальным золотом, в форме торта и бургера
Как попасть в Японский сад в Краснодаре без очереди
17 апреля, 12:37
Как попасть в Японский сад в Краснодаре без очереди
Самый простой и недорогой способ
Космические пираты, город тайн, сеанс психоанализа
18 апреля, 15:35
Космические пираты, город тайн, сеанс психоанализа
Что посмотреть в кино в Краснодаре с 18 апреля