Материал подготовлен при поддержке компании Fasten и бренда «Такси Сатурн»

История такси в России: от конных повозок до мобильных приложений

22 марта — Всемирный день такси. Журналист портала Юга.ру изучил историю возникновения такси в России и трансформацию этого бизнеса под влиянием новых технологий.

XVII-XIX столетия: конный экипаж

Первые организованные платные перевозки пассажиров в конных экипажах появились в Великобритании в XVII веке. Именно здесь в 1639 году была оформлена первая лицензия на извоз.

В царской России Москва стояла в центре пересечения торговых путей. В городе было несколько вокзалов, с каждым годом росло количество извозчиков, тарифы и заказы уже нужно было регулировать, организовывать стоянки. Так в ХIХ веке возник российский прообраз системы такси.

XX век: бензиновый двигатель

Появление бензиновых двигателей навсегда изменило пассажирские перевозки. С 1905 года такси-бум начался во всем мире. Таксомоторы заполонили улицы крупнейших городов Европы и Америки. Первый в России наемный автомобиль со счетчиком-таксометром был зарегистрирован в Санкт-Петербурге в 1906 году.

В 1917 году, после революции, количество такси в Москве резко сократилось, таксисты почти исчезли как профессиональное сообщество. В 1924 году Моссовет закупил 200 новых автомобилей марки Renault и Fiat для использования их в качестве такси.

Частных извозчиков тогда не было, роль собственника и управляющего таксопарком исполняло государство, поэтому не было и конкуренции. Качество обслуживания страдало, вызвать такси было невозможно, не хватало автомобилей. Но таксомоторные перевозки приносили хорошую прибыль в городской бюджет, и эти недостатки стремились устранить. В середине 30-х годов в Москве начали появляться первые легковые ГАЗы, таксопарк вырос в несколько раз, заказать такси стало проще. Чуть позже начался выпуск легковых ЗИСов, а в послевоенные годы основными автомобилями такси стали автомобили «Победа».

В период позднего Советского Союза главным автомобилем такси был ГАЗ-24 — «Волга» желтого цвета с шашечками, производившийся на Горьковском автомобильном заводе с 1967 по 1985 год. Зеленый фонарик на лобовом стекле сигнализировал о том, что машина свободна. Впрочем, ездить на такси все равно было дорого и не всегда удобно. К примеру, чтобы добраться до аэропорта, заказывать такси нужно было заблаговременно, чуть ли не за полсуток до вылета. А в период перестроечного «сухого закона» и дефицита спиртного у таксистов всегда можно было нелегально купить водку по двойной цене, это знали все.

Все изменилось с исчезновением СССР. В современной России появилось частное предпринимательство, в том числе множество фирм, оказывающих услуги такси. Многие давно сошли со сцены, но есть компании, чей бизнес процветает. Хороший пример — Fasten, представленный на рынке брендами «Сатурн», RedTaxi и рядом других. Компания родом из Краснодарского края менялась с появлением новых технологий и к настоящему моменту выросла в крупного оператора, который работает на территории России и за рубежом.

В 1998 году Евгений Львов основал в Тимашевске «Такси Сатурн». Он начал с собственного автопарка из четырех автомобилей, оборудованных рациями. Существовали определенные технические ограничения — радиоканал вмещал не более ста водителей, и масштабировать это было сложно. Это неудобство полностью проявилось, когда компания вышла на большой рынок Краснодара.

XXI век: смартфоны, Java, мобильные приложения

Технологический скачок, существенно повлиявший на отрасль пассажирских перевозок, — повсеместное распространение сотовой связи в ХХI веке. Индустрия такси начала использовать специальные программные продукты для мобильных телефонов, созданные на языке Java. Эта технология обеспечивает связь между диспетчерами и водителями по сотовым телефонам или КПК. Java помогла разгрузить радиоэфир, избавить службу от раций и ускорить раздачу заказов. Теперь операторы и водители смогли обмениваться друг с другом шаблонными сообщениями через особый канал связи. Оказалось, так в несколько раз быстрее, чем когда водитель и оператор объясняются друг с другом на словах.

«Такси Сатурн» ввело в своей работе технологию Java в 2006 году. Диспетчер и водитель смогли быть на связи на больших расстояниях, кратно вырос поток клиентов. «Такси Сатурн» начало оказывать услуги на курортах Кубани и за пределами края, на территории ЮФО.

Еще одна революция в отрасли произошла с распространением смартфонов в конце нулевых. Таксопарки ушли в прошлое, а такси превратились в высокотехнологичные компании, построенные на логистике и эффективности. Созданное в Краснодарском крае «Такси Сатурн» ежедневно обеспечивает десятки тысяч поездок более чем в 40 городах, при этом не имея ни одного собственного автомобиля или штатного водителя. Мобильное приложение обеспечивает необходимый контакт и рассчитывает стоимость заказа. Таксист, который, по сути, сам является клиентом, платит определенную абонентскую плату или фиксированную сумму от каждого рейса за безлимитный допуск к базе заказов. Затем «самозанятый» водитель — партнер компании на личном автомобиле выходит на линию в удобное для себя время. Все в выигрыше — пассажир, который платит недорого и привыкает к мысли об удобстве перемещений на такси; водитель, для которого такси может служить как подработкой, так и основной работой; город, где люди меньше пользуются личным автотранспортом.

Выход бизнеса, созданного в Краснодарском крае, на федеральный и даже международный уровень стал приятной традицией. Компания «Тандер» за несколько лет стала одним из крупнейших ретейлеров мира. Созданная в небольшом городке служба «Такси Сатурн» переросла в международный сервис Fasten, работающий не только в России, но и на Украине и в США.

За три с лишним века такси полностью изменилось. Вместо конных экипажей — комфортабельные автомобили, вместо стоянок такси — вызов за 20 секунд по мобильному, вместо «торговли» с «шефом» — удобные и прозрачные тарифы и круглосуточные службы поддержки. Но центральной фигурой был и остается простой водитель. 

Подключенные к платформе водители — наш главный актив. Поздравляю с профессиональным праздником и желаю «ни гвоздя, ни жезла»— а много выгодных заказов мы обеспечим!

основатель «Сатурна» и RedTaxi Евгений Львов

Статьи

«Буду бить страпоном по микрофону, пока не пробью стены»

Певица Волуа об игре на вибраторе, клипе Линдеманна и песнях про гомосексуалов

Статьи

Как раздельный сбор мусора экономит миллионы?

Курорт «Роза Хутор» делится опытом

Читайте также

Реклама на портале