«Эти квартиры сделали, переоборудовав крышу». Монологи очевидцев пожара на улице Прокофьева

  •  © Фото Виталия Тимкива, Юга.ру
    © Фото Виталия Тимкива, Юга.ру

Портал Юга.ру записал монологи двух очевидцев пожара на улице Прокофьева.

Владимир Вербицкий

Владимир Вербицкий

Был на месте пожара с 19:00 до 20:20.

— Я застал самое начало пожара, точнее, ту его часть, когда огонь распространялся за пределы первой квартиры. Противопожарная техника уже успела развернуться, экипажи подъезжали один за одним, полицейские оцепили район. Возгорание началось на шестом, мансардном этаже, огонь быстро распространялся в ту сторону дома, куда подъезд специализированной техники был сильно ограничен. Здания здесь стоят очень близко друг к другу, практически впритык.

По сути, весь шестой этаж — это переоборудованная крыша, в которой сделали квартиры. Все перекрытия — балки из дерева, что сказалось на скорости распространения огня и масштабах ЧП.

Первое, что мне бросилось в глаза, — это слаженные действия пожарных расчетов, полицейских и присутствующих людей. Не было суеты и паники — ни среди людей, ни среди работников служб. На место пожара быстро приехали и работники администрации. Они успокаивали людей, разъяснили порядок получения помощи, сообщили о предоставлении крова и питания. Повторюсь, все очень четко.

Главная проблема — плотная застройка в микрорайоне, которая и создавала сложности в работе, подъехать нескольким машинам к дому практически невозможно. При этом было очень много техники противопожарной — машин 15‑20, не меньше. Могу ошибаться, но помимо проблем с подъездом у пожарных была еще и проблема с водой. Здесь отсутствуют пожарные гидранты, в результате чего приходилось соединять рукавами несколько машин для бесперебойной подачи.

Я, конечно, не специалист по пожаротушению, но, по-моему, парни работали крайне профессионально. Даже в пиковые моменты по лучам фонарей в окнах было видно, что пожарные обходят квартиры горящего дома, ищут людей.

Ничего с этим не сделаешь, мы же в «шанхае» живем

Жилец дома, где случился пожар

Среди жителей района, как я уже говорил, паники не было. Некоторые и вовсе философски реагировали на происходящее. Один из жителей горящего дома стоял на улице и говорил: «Ничего с этим не сделаешь, мы же в "шанхае" живем». Конечно, были и истерики. Плакали девушки, кричали пожилые женщины. Но массовой паники не было. В основном жители просто наблюдали за действиями пожарных и пытались хоть как-то помочь — расчистить дорогу, отогнать машину и т.д.

Через час после моего появления на месте пожара огонь перекинулся на соседний дом, точнее, соседний литер. Пожарные с двух сторон пытались огонь тушить, но это было очень сложно.

В толпе стоял парень, который выбежал как раз из той квартиры, что загорелась во второй части дома. У него с собой был только ноутбук. Предварительно он обошел всех соседей по лестничной площадке, пытался их предупредить.

Когда я уходил,  видел, что полностью сгорели как минимум шестой этаж первого дома и одна из квартир соседнего. Может, что-то еще сгорело, но это было трудно определить.

Придя домой, я увидел, что жители микрорайона уже создали группу помощи в социальных сетях. Радует, как быстро целый район мобилизовался в стремлении помочь друг другу. Это не толпа зевак, смотрящих на пожар, а группа сочувствующих людей, которые готовы предложить свою помощь.

И еще, в толпе сразу назвали виновника произошедшего — жителя той самой квартиры. В новостях его уже показали.

  •  © Фото Виталия Тимкива, Юга.ру
    © Фото Виталия Тимкива, Юга.ру
Анна Митренко

Анна Митренко

Была на месте пожара с 21:00 до 22:30

— Около 19:00 открытое пламя вырвалось из нескольких окон с торца здания.

Вокруг обоих торцов скопились сотни людей. Я сразу заметила, как от пылающего угла первого литера дома огонь распространяется по всей кровле, а из окон второго литера выходят клубы дыма, он тоже горел.

Когда я подошла, люди вокруг удивлялись тому, что пожарники ничего не делают. Т.е. пожарные поставили лестницу, ведущую к окну квартиры, которая была очагом пожара, однако дальше ничего не происходило. Насколько я понимаю, это было связано с тем, что не было воды. Пожарные приехали с бочкой, но она была пустая — так мне сказала одна из пострадавших. Они, по ее мнению,  надеялись, что будут пожарные гидранты, колодцы. Однако это частный микрорайон, тут с этим большие проблемы.

Я сама живу в соседнем доме и могу с уверенностью сказать, что правила противопожарной безопасности нарушены здесь практически в каждом доме изначально, именно на уровне застройки. К примеру, в моем доме нет ничего для пожаротушения — ни внутри, ни снаружи.

Пока пожарные пытались решить эту проблему, огонь распространялся по кровле, вырывался по швам металлических листов. Видимо, это связано с легкими подшивными потолками, установленными в мансардах. Где-то начало выгорать и сразу пошло по перекрытиям. А дома находятся друг с другом в опасной близости. Даже три легковушки между ними не встанут.

Еще такая тонкость. Мало того что расстояние между домами очень маленькое, так там еще и забор стоит, опора линии электропередачи и трансформаторная будка. И вообще подъезды для  крупной техники к домам в этом районе зачастую практически отсутствуют. Так что от количества пожарных машин ничего не зависело. К домам могли подъехать всего две-три пожарные машины, и только с торцов, поэтому к середине здания было просто не добраться.

...Правила противопожарной безопасности нарушены здесь практически в каждом доме изначально, именно на уровне застройки

Жильцы соседних домов как могли помогали пожарным. Мужчины поднимали или толкали легковые машины, расчищали дорогу. Но заехать на оптимальное расстояние все равно было невозможно. Пожарные вытягивали рукава гидрантов, пытались дотянуться до огня, но пламя распространялось дальше. Очень тяжелое зрелище.

Вокруг дома было много погорельцев разных возрастов, женщины плакали. Некоторые даже документы не успели забрать. Я слышала, как соседи предлагали ночлег погорельцам, но люди в основном отказывались, потому что им было куда идти. Очень тяжело было на них смотреть.

Никого из представителей администрации на месте пожара я не видела. Отрицать, что они были, я тоже не могу, но среди стоявших вокруг дома людей я ни от кого не слышала об этом. Видела рядом двоих полицейских, шесть-семь пожарных машин с обоих торцов здания, три-четыре скорых. И все. Ни представителей администрации, ни мэра я не застала.

С некоторым жильцами дома, где начался пожар, я знакома. Застройщик, естественно, частный, как и у большинства домов в этом микрорайоне. Дом, кстати, сам по себе хороший — крепкий, кирпичный. Но эти мансардные этажи под жестяной кровлей — здесь о противопожарной безопасности уже говорить не приходится.

Так что я тут увидела две серьезные проблемы. Первая — это допустимость таких мансардных этажей и продажа квартир в них. Вторая проблема — невозможность проезда, в том числе и для пожарных машин. Нет для этого необходимого пространства. Эти проблемы крайне серьезные, и если их не решать, то, увы, можно столкнуться еще и не с одним подобным пожаром. Очень сочувствую пострадавшим людям, очень волнует их дальнейшая судьба. Виновных в случившемся много, в этом нужно разбираться, делать выводы и принимать меры. Трагедия не должна повториться.