Вкалывают роботы — счастлив человек. Интервью с кубанским робототехником Игорем Рядчиковым

  •  © Елена Синеок, Юга.ру
    © Елена Синеок, Юга.ру

Лаборатория робототехники и мехатроники Кубанского государственного университета была создана в 2014 году. У истоков нового проекта стояли кандидат физико-математических наук Игорь Рядчиков и кандидат технических наук Сергей Синица.

Молодые ученые провели набор студентов — программистов и физиков, большая часть которых работает в лаборатории до сих пор. Практически сразу же воспитанники лаборатории стали побеждать на всевозможных конференциях и соревнованиях, что не осталось незамеченным руководством вуза. Ректор КубГУ Михаил Астапов с пониманием отнесся к инициативе ученых и выделил сначала небольшое помещение, а видя, что люди работают практически круглосуточно, — несколько аудиторий. Сейчас в лаборатории, начинавшейся с двух энтузиастов, на постоянной основе занимается около 150 человек.

О достижениях кубанских робототехников, исследованиях, бизнесе и переспективах Краснодарского края стать российской Силиконовой долиной порталу Юга.ру рассказал заведующий лабораторией, доцент кафедры оптоэлектроники физикотехнического факультета КубГУ Игорь Рядчиков.

— Наш первый робот был притащен мной из дома и представлял из себя набор микроконтроллеров и моторчиков, собранных на кусках пластика, оставшегося от какого-то рекламного баннера. С этой конструкцией мы поехали на международный фестиваль робототехники «Робофинист» в Санкт-Петербурге и сразу там что-то выиграли. Тогда же мы пригласили коллег из СпбГУ, которые провели для наших студентов недельную школу по робототехнике, где люди смогли почувствовать свою власть над железом, понять, как, благодаря простому набору действий, оно оживает и начинает выполнять какие-то сформулированные заранее задачи. Это дает хорошие ощущения и приносит удовлетворение людям, которые пришли заниматься техническими науками.

  •  © Елена Синеок, Юга.ру
    © Елена Синеок, Юга.ру

Мы видим свою миссию в развитии интереса к пониманию окружающего мира и развитию возможностей как-то этот окружающий мир менять. Люди, которые у нас занимаются, собственным мозгом и своими руками делают устройства, которые могут выполнять набор полезных функций. Также мы начали заниматься коммерциализацией своих разработок. Нельзя быть просто ученым, сейчас нужно обязательно быть еще и бизнесменом. Здесь для меня был определенный набор сложностей, когда я понял, что как лабораторный ученый я немногое смогу сделать и нужно развивать бизнес-компетенцию. Но опять же, это был вызов мировоззрению, пришлось учиться. Никто не стоит на месте. Этому мы и учим своих студентов.

Наш основной проект — это шагающее шасси для персональных и сервисных роботов с системой стабилизации, так называемый AnyWalker. Первую версию мы собрали в декабре 2015 года, так что нам сейчас уже почти год. AnyWalker — совместный проект Кубанского государственного университета и Московского технологического института, который выступил в качестве венчурного инвестора. Проект стал победителем трека Robotics федерального акселератора Generation Startup 2015. Робота, тогда еще в виде прототипа, мы успешно представляли в Токио, в Сингапуре, на выставке автоматики в Мюнхене, в Париже на выставке Innorobo. Кроме того, человеку сейчас очень нужны помощники, которые могут взять на себя выполнение большого объема работы, начиная от похода по магазинам и помощи по дому и заканчивая сложными техническими и производственными процессами. И здесь наше изобретение тоже готово себя реализовать.

Когда мы говорим о роботах, в воображении рисуется терминаторообразная конструкция из фильма, но мы уверены, что антроподобный фактор в робототехнике избыточен и во многом опасен. Почему? Если устройство ростом под два метра упадет на вас, то будет очень больно и неприятно. 70% задач, которые нужно решать в повседневной жизни, может выполнить конструкция гораздо меньшего размера. И большая часть современных сервисных роботов — это манипуляторы, которые передвигаются на четырехколесной тележке. Однако далеко не везде эта тележка может проехать. У нас получилось спроектировать конструкцию, которая при габаритном размере в 70 см может преодолевать препятствия, перемещаться по труднопроходимой местности и манипулировать предметами в радиусе двух метров.

Мы ищем индустриальных партнеров в России и за рубежом — тех, кому нужно выполнять спектр задач, с которыми может справиться наша платформа. Мы можем установить набор датчиков, каких-то манипуляторов, например для диагностики сложных технологических конструкций —  например теплогенерирующих котлов. Туда, куда сложно подобраться, где большие перепады температур и куда сейчас каждые два месяца с трудом пролазит специально обученный техник и каждые 10 см прикладывает датчики к трубам сложной конфигурации, с успехом может проникнуть наш робот. За рубежом очень остро стоит проблема стареющего населения, которому нужны поддержка и наблюдение. Робот может оказать физическую помощь и осуществлять регулярный мониторинг и сопровождение при выполнении каких-то домашних работ.

Корпус нам отливали в Челябинске, приводы — из Швейцарии и Кореи. Многое вытачивали сами, что-то печатали на 3D-принтере. Занимаемся проектированием собственных электроприводов, хотим наладить их производство здесь и сейчас. Реально ли запустить робота в массовое производство в России? Смотря для чего и зачем. Если говорить о роботе для оборонных нужд, то это одни сроки. Для оборонзаказа в нашей стране производственные мощности есть. Если мы говорим про образовательных роботов, то их проще делать в Чехии или в Китае.

Мы искренне рассчитываем, что у нас получится решить проблемы с локализацией производства. У нас регион, где очень сложно технологическим компаниям, которые делают свои собственные продукты, потому что производственных мощностей для выпуска в одиночных экземплярах у нас просто нет. Мы хотим у себя организовать центр молодежно-инженерного творчества. Нужно закупить все необходимое, для того чтобы научить детей работать с высокотехнологичным оборудованием, предназначенным для цифрового производства, и выполнять заказы коммерческого характера.

Поскольку все мы сами дети-олимпиадники, которые в детстве много времени посвящали образованию и самообразованию, мы хотим создать такую же структуру для современной молодежи. На данный момент мы организовали курсы по робототехнике, где учим созданию каких-то устройств с нуля. То есть не из конструктора, а по-взрослому — из электронных компонентов, моторчиков, собственно спроектированных и изготовленных на 3D-принтере деталей. Люди учатся воплощению своих мыслей в конкретных материалах и смотрят, как это работает. Занимаемся со школьниками, начиная с 14 лет, имеющими базис по физике и математике, который мы совершенно спокойно можем развивать дальше и давать программирование и схемотехнику с нуля.

Если кадров не хватает, надо их выращивать самостоятельно. У нас уже есть хорошие истории, когда наши школьники побеждали на всероссийских научных олимпиадах. А учитывая, что сейчас олимпиады по робототехнике станут давать льготы при поступлении в вузы, мы имеем шансы готовить одних из самых качественных абитуриентов в стране. Школьники, которые показали у нас хороший результат и погрузились в работу лаборатории, уверенно присоединяются к студенческих проектам и успешно подключаются к их реализации. Они учатся у старших товарищей и отлично интегрируются в уже существующие команды, продолжая свою научную деятельность на новом уровне. Выпускники наших курсов успешно поступают на факультет прикладной математики и физико-технический факультет КубГУ и продолжают заниматься важными и интересными проектами.

Надо просто прийти. Занятия проходят три раза в неделю: во вторник и четверг с 18:00 до 20:00, а по субботам — с 15:00 до 17:00. Мы поговорим с человеком, и если ему действительно интересно, то возьмем его в команду. К сожалению, это не бесплатно — мы берем 2,5 тыс. рублей в месяц. Нашу работу со школьниками никто не финансирует, а электроники в процессе горит очень много. Это нормальный процесс. При этом у нас есть курсы по робототехнике, которые включают в себя программирование, системотехнику, теорию управления и курсы по 3D‑моделированию и печати, благодаря которым дети учатся рисовать детали, проектировать и производить их. Людям интересно «видеть» все своими руками, они начинают понимать, зачем им нужен этот набор знаний, который в них вкладывают учителя.

  •  © Елена Синеок, Юга.ру
    © Елена Синеок, Юга.ру

Силиконовая долина началась не с государственных денег, а с частной инициативы и конкретных реализованных проектов. Мало создать особую экономическую зону, нужна инфраструктура. Одно дело, когда это IT-стартап, когда для разработки приложения людям нужно только рабочее место и компьютер с выходом в интернет. Абсолютно другой вопрос, если для реализации идей нужна металлообработка, литье пластиков, производство композитных материалов и, самое главное, нужны инженерные кадры, которые разбираются в этих процессах. Нашему городу и краю объективно нужен центр прототипирования. Судя по всему, какой-то процесс в этом направлении идет. Департамент инноваций и помощи малому и среднему предпринимательству вошел в государственную программу поддержки центров молодежного инновационного творчества. Мы подали заявку, надеюсь, выиграем и организуем у себя один из этих центров.

Предложения осуществлять наши исследования за границей поступают регулярно. Но одно дело, когда ты занимаешься собственным проектом, вектор развития которого ты создаешь самостоятельно, и другое дело — продаться какой-нибудь, пускай даже крупной компании. Я надеюсь, что мы будем развивать свой проект и оказывать инжиниринговые услуги ряду компаний. Мы ведем переговоры на эту тему, для того чтобы реинжинирить нашу систему стабилизации, например для стабилизации малых судов. В таком формате мы готовы работать, но идти на зарплату в западную корпорацию не интересно.

Я сейчас развиваю свою собственную компанию, выстраиваю подготовку инженерных и научных кадров, и мне это очень интересно. Посмотрим, что будет через два года. Стратегическая цель — реализоваться на рынке инжиниринговых услуг и платформ для сервисных роботов. Показателем достижения успеха для меня станет определенный уровень денежного оборота, которого я хочу добиться. Научно-исследовательскую часть, я надеюсь, мы закончили, опытно‑конструкторская часть уже заканчивается, и дальше нам нужно просто выходить на рынок с набором готовых инструментов. Даже если мы не найдем партнеров у нас в стране, то мы совершенно спокойно готовы работать с зарубежными компаниями.

Дома роботов у меня нет. Во-первых, условный робот-пылесос мне не нужен, а во‑вторых, у меня его дети быстро разберут на запчасти.