Спрос на свежесть

Свежие продукты, казалось бы, такая элементарная наша потребность, однако, к сожалению, далеко не каждый продавец может ее удовлетворить. Спрос на свежесть растет с каждым годом – мы все больше уходим от "консервного" советского прошлого и все больше стремимся заботиться о своем здоровье – это уже тенденция общемировая. Но просроченные продукты на полках магазинов почему-то никуда не деваются. Как не ошибиться с выбором – попробуем разобраться.

Цена или качество?

Средняя российская семья, по данным1 компании "Nielsen Россия", примерно половина расходов, которые россияне тратят на продукты питания, уходит на свежие продукты – мясо, рыбу, овощи и фрукты.

– Несмотря на рост цен на продукты питания и товары повседневного спроса, российские покупатели при выборе магазинов не сосредоточены исключительно на ценниках. Фактор "низкие цены на большинство товаров" оказался лишь на 12 месте в общем списке. Российский покупатель ценит легкость и быстроту поиска товара, приятный сервис и качество товаров, ‒ отметила руководитель направления "Управление эффективностью в местах продаж "Nielsen Россия" Марина Ерскова.

Как видим, за низкой ценой, несмотря на экономическую ситуацию, мы гонимся все меньше. Именно качество свежих продуктов является одной из причин, побуждающих покупателей идти в тот или иной магазин.

Как торговые сети борются за свежесть

Уже давно у ритейлеров стали нормой партнерские отношения с местными производителями. Сейчас у покупателей большой интерес к продукции фермерских хозяйств – свежей, вкусной, с короткими сроками годности. Поэтому помеченному на ценниках товару "кубанский производитель" доверять можно и нужно. Товары этой категории производятся непосредственно рядом, следовательно, помимо свежести вы получаете выгодную цену – экономится время на сложную логистику и доставку.

Также хорошими темпами идет развитие собственного производства торговых сетей. Кулинарная группа набирает все большую популярность у покупателей, и люди в магазинах приобретают не только сырье для приготовления, но и готовый продукт. Здесь важно найти продавца, в котором вы уверены, а продавцам в свою очередь следует тщательно следить за тем, какие продукты попадают в цеха приготовления: попробовав однажды салат из несвежих овощей, за ним вряд ли вернутся.

Розничные сети не стоят на месте, и наблюдая рост спроса на фреш, стараются совершенствовать работу в этом сегменте. К примеру, уже много лет в поисках лучших решений проводится бизнес-форум Fresh Food Russia. Обсуждаются и собственное производство, и механизмы работы с местными производителями, и технологии сохранения свежести. Но есть и продавцы, по-прежнему не уделяющие должного внимания качеству того, что нам с вами придется употреблять в пищу.

Куда жаловаться

По закону продавцы должны избавиться от просроченных продуктов, утилизировав их. При несоблюдении этих мер магазину грозит серьезное административное взыскание.

Если вы заметите такой продукт на полке, стоит обратиться к администратору магазина либо – если это происходит систематически – в Роспотребнадзор. Плановая проверка торгового предприятия возможна лишь один раз в два года, а внеплановые рейды организуются по жалобам потребителей.

Подать жалобу можно несколькими способами: написать письмо, прийти в общественную приемную на ул. Пашковская, 60 и подать жалобу там или подать ее через наш сайт. В течение месяца наши специалисты должны провести все необходимые по данному вопросу работы и дать ответ заявителю, – рассказали в пресс-службе Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю.

По данным ведомства, в I квартале 2016 года из рассмотренных 2899 обращений вопросы качества и безопасности пищевых продуктов занимали 6,7%. То есть случаи наличия просрочек на полках по- прежнему не так редки.

Кому доверять

В интернете множество советов о том, по каким признакам определять свежий перед вами продукт или нет. Некоторые производители даже стали внедрять такую технологию как проверка свежести продукта по QR-коду. К примеру, покупая мясо, вы можете узнать местонахождение животноводческой фермы, дату забоя скота, место и точное время фасовки и т. д. Но лучше довериться старому доброму приему – смотреть срок годности на упаковке каждого из продуктов, который отправляется в вашу корзину.

Но сетевые магазины все же стремятся к тому, чтобы покупателю не приходилось задумываться об этих вещах. Каждый покупатель хочет приходить в магазин в полной уверенности, что в нем точно нет ничего просроченного. Покупки без лишних забот – вот чего хотят сами потребители.

Кто же отвечает за это в магазинах и супермаркетах? Как правило, следят за свежестью старшие по отделам. Но – особенно это касается крупных торговых площадей – не всегда удается уследить за всем. Да, вы без проблем можете указать персоналу, если заметите истекший срок годности, за что вам будут безусловно крайне благодарны. Но сам факт наличия в магазине просрочки, согласитесь, расстраивает.

Поэтому ритейлеры идут дальше. Так, к примеру, торговая сеть "Пятёрочка", которая сейчас активно развивается на юге, несколько лет назад ввела должность директора по свежести. Это стало частью нового формата магазина.

– Назначив директоров магазинов "директорами по свежести", мы изменили их подход к работе. Мы ушли от привычного образа директора, который сидит в своем кабинете, а посетитель его даже не видит. Директор по свежести всегда в зале, среди покупателей, на переднем фронте самой важной работы – работы с лояльностью потребителя, – рассказали в X5 Retail Group (управляет универсамами "Пятёрочка"). – Сегодня приоритет наших директоров магазинов – общение с клиентом на торговой площади магазина, самостоятельная проверка всей продукции каждый час (фрукты-овощи, гастрономия, молочный отдел – особенно тщательно), проведение так называемых "часов качества" с персоналом.

Свежесть продуктов бесспорно является конкурентным преимуществом любого магазина. И такие положительные тенденции нам, потребителям, только на руку.

За свежим на рынок или в супермаркет

Многие покупатели по-прежнему идут за свежим на рынки. Спор где продукты свежее, пожалуй, останется вечным. Конечно, есть группы товаров, которые навсегда останутся за рынками – это парное молоко, домашние молочные продукты, изготавливаемые совсем небольшими партиями. С другой стороны, на рынке идет не столь сильный контроль за качеством, в отличие от сетевых магазинов, большую роль играет здесь и температурный контроль, который рынок не может себе позволить. Также для многих важен вопрос сервиса и, скажем так, территориального удобства.

Кстати, сами фермеры признаются, что им иногда даже проще сотрудничать с крупными торговыми сетями – там товар "уходит" быстрее за счет большой проходимости, а следовательно, может быть даже свежее, чем на рынке.

***

Все без исключения игроки рынка озабочены сейчас тем, чтобы не утратить доверие клиента. Но несмотря на старания торговых сетей по улучшению качества продуктов, полностью полагаться на магазины все же не стоит. Лучше потратить несколько лишних секунд на проверку срока годности, зато быть точно уверенным в качестве того, что попадет в вашу корзину.


1 Данные исследования компании "Nielsen Россия" за 2014 год