Конфликт на Юго-Востоке: кто воюет с другой стороны

Ополчение Юго-Востока утрачивает свои родовые черты, все больше напоминая регулярную армию. Массовые передвижения различных групп вооруженных людей из Славянска и Луганска привели к тому, что изначальная задача ополченцев – защита своей земли – перешла в фазу обороны нового "государства". Это приводит к изменению в представлении о верховенстве закона над силой, в результате чего на пропускном посту могут отобрать КАМАЗ для нужд сопротивления, а его водителя обвинить в мародерстве. То же происходит и с легковыми машинами, и с продукцией фабрик.

Лидеры ополчения регулярно заявляют, что им приходится сражаться с плохо обученным пушечным мясом, набранным на скорую руку в сельской местности – и если они берут таких в плен, то "звонят родителям и просят забрать домой". По словам отдельных командующих, непрофессионализм украинских военных проявляется во всем: начиная от хаотичных обстрелов жилых районов и заканчивая стратегическими планами с массой уязвимых мест.

Основная задача украинских войск последнего времени заключалась в скорейшем установлении контроля над границей и пропускными пунктами. В результате части снабжения и обеспечения границы протянулись тонкой ниточкой вдоль границы, что позволило ополченцам ее перерезать и взять крупные группировки в "котел". Во время этой операции некоторые силы украинских пограничников серьезно пострадали после трехдневного артиллерийского и минометного обстрела. Оставшиеся запросили помощь, однако не получили ее, а после командование перестало выходить на связь. В результате, по версии украинских СМИ, пограничники случайно перешли российскую границу, где и попали в плен, а по версии самих раненых – договорились с российскими коллегами о переправке в госпиталь.

Через четырех согласований нам удалось поговорить с украинскими военными на следующий день после их госпитализации. В реанимации лежали четверо в тяжелом состоянии, а в двух палатах травматологии двенадцать человек, у всех – переломы, ожоги и осколочные ранения. Ни одного огнестрельного, как писали некоторые СМИ.

Двое разговаривать отказались, остальные спали, кроме парня из Киевской области. Он явно не понимал, зачем он последние месяцы находился на границе – обещанные деньги (3000 гривен в месяц) им не заплатили, с командованием связь прервалась, а отправляли их изначально не в горячую точку, а на усиление границы. При этом он подтвердил, что выбор стоял простой – либо уголовное дело, либо война.

Как говорят сами военные, они были вызваны на усиление границы для пресечения перехода ее боевиками с бронетехникой.
– Суть нашей задачи такая: охранять границу от проникновения бандформирований с территории сопредельного государства. Мы простояли почти месяц без всяких боевых действий. А потом в один прекрасный момент нас начали накрывать "Градами" и минометами, – охотно рассказал человек, представленный как командир подразделения.

Он несколько раз повторил, что группа не принимала участия в военных действиях, а была неожиданно атакована из артиллерии и "Градов", при этом у них не было огневой мощи для ответов. По словам украинца, в его группе большинству военных обмундирование, каски и бронежилеты покупали родственники и друзья.

Границу на этом участке охраняли как срочники с контрактниками, так и бойцы нацгвардии. В госпитале они оказались все вместе. К российским пограничникам и врачам вопросов у них нет – все сработали хорошо. Зато есть вопросы к командованию, которое допустило эту ситуацию и в критический момент "перестало брать трубку".

Пока совершенно не ясен их правовой статус – как для России, так и для Украины. Есть версии, что группа все же отвечала на обстрел и при этом задела территорию России. При этом если же Украина обвинит военных в дезертирстве, им грозит значительный срок уже дома.

Смотрите также

Война на Украине: расчеловечивание 

Война на Юго-Востоке: зачем шахтеру автомат

День после перемирия на Юго-Востоке: все очень просто