Олег Харченко: О новом облике Сочи и будущем Олимпийского парка

Главный архитектор ГК "Олимпстрой" Олег Харченко поделился впечатлениями о подготовке к Играм-2014 и рассказал будущем Олимпийского парка.

Расскажите, пожалуйста, о своих впечатлениях от Игр и олимпийского Сочи? Насколько для Вас изменился город за время подготовки к Олимпиаде? Какие ощущения от нахождения здесь?

– Город действительно преобразился. Когда я первый раз приехал в Сочи в 2009 году, было очевидно, что город находится в сильном запустении, огромные транспортные пробки, проблемы с качеством среды. Город потерял архитектурно-градостроительную управляемость и, как следствие, потерял целостность, так как была утрачена культура градостроительного контроля за развитием города, которая в советские времена была на высоком уровне. Какое-то время она еще жила по инерции в силу специфики Сочи: город у моря, пышная природа, сложный рельеф…

В период подготовки к Олимпиаде разностилье, несанкционированное строительство, незаконченные объекты стали особыми точками преобразования. Их привели в порядок, выкрасили, обновили. В конце 2009 – начале 2010 годов вместе с главным архитектором Сочи и с главным архитектором Краснодарского края мы создали единую архитектурную концепцию всего олимпийского пространства. Для меня эта единая концепция касалась в основном территорий, на которых размещались олимпийские объекты – в первую очередь, Имеретинская низменность, спортивные, транспортные объекты, жилье, гостиницы в Красной Поляне. А для моих коллег эта единая архитектурная концепция стала основой для приведения города в порядок, его целостного оформления и благоустройства. По-моему, они с этим справились.

Что касается олимпийских впечатлений от Игр, то здесь я уверен, что мои впечатления совпадают с большинством гостей и зрителей. Это праздник, праздник спорта, ощущение единства людей и ожидание побед, коллективных успехов, восторг от таких ярких поступков и достижений отдельных интересных личностей – российских и иностранных.
Для меня как для архитектора Олимпиада была связана и с высокой оценкой архитектурных качеств объектов и пространства. Конечно, она зависела от успехов спортивной сборной. И здесь все совпало в едином ритме, вошло в резонанс: и наше желание сделать пространство Олимпиады красивым, достойным, конкурентоспособным, и выдающиеся достижения наших спортсменов.

Все ли архитектурные задумки удалось воплотить в Олимпийском парке и в горах? Насколько сложно проектировать "с нуля"?

– Безусловно, большая часть задуманного реализована. Но, естественно, удалось воплотить не все задумки. Здесь несколько причин. Во-первых, когда мы говорим о планах, нужно понимать, что архитекторы иногда достаточно сильно идеализируют ситуацию, стремясь создать безупречное пространство и пластически выразительные объекты.

Олимпийский парк в его первоначальном замысле, который был представлен МОК, конечно, был наполнен большим количеством элементов малой архитектуры. И таким он воплощен в своих основных планировочных решениях. Но та часть, которую мы называли "Парк Река" (от вокзала до пропилей у входа на олимпийскую площадь), по нашему замыслу была наполнено большим количеством деталей. Там были холмы в виде островов, там должно было быть много зелени и скульптуры, амфитеатр, интерактивное пространство для общения. Но в процессе реализации проекта от каких-то элементов пришлось отказаться. Они были компенсированы временными сооружениями, которые привезены спонсорами и странами.

Думаю, парк ждут серьезные преобразования – впереди "Формула-1" и еще впереди полноценная постолимпийская жизнь этого пространства. Здесь рядом "Сочи-Парк" с аттракционами и тысячами посетителей. Появятся объекты питания и развлекательные сооружения. Дальнейшее планирование этого пространства – удел местных архитекторов.
В целом, проектировать "с нуля" сложно, но по сути так начинается любое проектирование. По существу перед архитектором появляется техническое задание о том, что заказчик хочет видеть. При этом не "как", а "что". Создание архитектуры, это сложный творческий процесс. И здесь важно применить знаменитую формулу Витрувия: "Польза, прочность и красота". Как олимпийский символ – быстрее, выше, сильнее. Сооружение должно быть прочным, жить в веках. И только архитектор знает, как сделать полезное сооружение красивым.

Какие известные архитекторы и бюро принимали участие в олимпийском проекте в Сочи?

– Из значимых международных архитектурных бюро я бы назвал, прежде всего, английское бюро Populous. В мире большого спорта у него особая роль и история. Оно специализируется на спортивных сооружениях мирового класса. Они в нашем проекте с самого начала, так как с их большим творческим участием были разработаны архитектурные и градостроительные разделы Заявочной книги "Сочи 2014". В дальнейшем они возглавили творческую работу над проектом стадиона "Фишт" в рамках консорциума строителей и проектировщиков под эгидой "Ингеокома".

Архитектор Деймон Лавель вместе с архитекторами, конструкторами и инженерами из "Моспроекта-4" сделал прекрасный проект стадиона. Российские проектировщики из того же "Моспроекта-4" во главе с Андреем Боковым и Дмитрием Бушем трудились над проектом ледового дворца "Айсберг".

Еще бы я выделил команду архитекторов из "Мостовика", архитектурное бюро которого возглавлял Александр Князев. Их творческие достижения – ледовый дворец "Большой", арена для керлинга "Ледяной куб", центр санного спорта "Санки", вокзал в Адлере.

Петербургское архитектурное бюро "Студия 44", возглавляемая Никитой Явейном, блестяще справились с проектированием вокзала "Олимпийский парк". Получился архитектурно-выразительный вокзал, какого ни в России, ни в мире нет.

Конечно, главными людьми на этом архитектурном празднике стали те, кто занимался планировочным "сшиванием" и объединением всего – это команда Института урбанистики из Санкт-Петербурга во главе с Юрием Медведевым. В их творческую команду органично влились два архитектурных бюро: "Витрувий и сыновья" и "Студия 3". Это они создали проект планировки и архитектурного оформления Олимпийского парка.

Много архитекторов работало, строителей, всех не перечесть. Заслуживает одобрения и похвалы работа архитекторов конькобежного центра, главного медиацентра. Архитектор Владимир Плоткин из Москвы создал проект РМОУ, который можно увидеть в центре Сочи.

Будет продолжено "освоение" территории? Есть планы по ландшафтному и скульптурному дизайну Олимпийского парка?

– Освоение территории Олимпийского парка, безусловно, продолжится. Сейчас началась работа по размещению в пространстве парка композиции, призванной увековечить достижений олимпийских чемпионов. Это будет место, куда смогут прийти все гости Олимпийского парка и ознакомиться со списком всех олимпийских и паралимпийских чемпионов Игр-2014. Этим мы сейчас занимаемся. Это будет новый элемент парка.
Дальнейшим совершенствованием ландшафта и дизайна парка займутся уже местные архитекторы. Наверное, получится что-то интересное. Мы свою миссию выполнили.

Некоторые арены изначально были временными конструкциями, теперь решено их оставить и трансформировать. Проекты этих сооружений придется сильно изменять?

– Если говорить о внешнем облике арен, то, я уверен, что радикально ничего менять не придется. Преобразования коснуться внутренних пространств. Безусловно, поменяет свое назначение конькобежный центр и дворец для керлинга. Сегодня стадион "Фишт" по существу – это, скорее, пространство для шоу, но не для футбола. В дальнейшем там придется много преобразовывать. Он и внешне претерпит изменения. Сейчас его архитектурный облик дополнен двумя огромными ангарами вдоль продольной оси, которые его не украшают. Со временем они будут разобраны. Возможно, будет разобрано покрытие, которое сейчас перекрывает пространство над полем. Ведь стадион изначально проектировался как открытый летний стадион в южном городе.

Мне кажется, что арена "Шайба" не претерпит каких-то изменений, поскольку в ней будет работать школа олимпийского резерва. Дворец "Айсберг", безусловно, останется и как сооружение, и как функция. По последней информации в нем планируют проводить ледовые шоу международного класса.
Думаю, в ближайшие десятилетия основной облик Олимпийского парка в этой части, где сосредоточены спортивные объекты, останется неизменным.

Как Вы считает, станут ли олимпийские стадионы новыми символами города-курорта?

– Конечно, олимпийские стадионы станут новыми символами Сочи. Потому что несколько олимпийских объектов и, на мой взгляд, факел олимпийского огня получились очень яркими и выразительными. Они будут тиражироваться в различных сувенирах. Сегодня архитекторы знают, что образами Сочи являются и морской, и железнодорожный вокзалы. К.С. Алабян, А.Н. Душкин, И.В. Жолтовский – это архитекторы, которые оставили неизгладимый след в образе города, создав проекты морского и железнодорожного вокзалов, нескольких общественных зданий и санаториев, Ботанического сада. У Сочи появилось неоклассическое лицо. Архитектура XXI века начнется с олимпийских дворцов.

С каким городом возможно сравнить сейчас Сочи?

– С Барселоной. Есть географическая схожесть: город у моря, в котором необходимо преобразовать, прежде всего, прибрежную зону. Барселона – город, который получил сильнейший импульс для развития после проведения в нем летних Олимпийских игр 1992 года. Сочи получил точно такой же импульс. Здесь полностью обновлена транспортная, инженерная инфраструктура. Город получил много объектов, которые могут выгодно его отличать от других городов России, создают ему благоприятные условия для интенсивного развития.
Так же, как в Барселоне, жители должны воспользоваться этим шансом и запустить механизм саморазвития. Очень хочется, чтобы Сочи повторил судьбу Барселоны, которая расцвела и стала одним из великолепных городов Европы.

 

Лента новостей

Читайте также

Реклама на портале