Отмена "мобильного рабства": стоит ли менять оператора?

С 1 декабря в России вступил в силу закон об услуге по переносу мобильных номеров (Mobile Number Portability, MNP), дающий возможность перехода от одного сотового оператора к другому с сохранением номера. Неофициально этот закон называют отменой "мобильного рабства". 

Впервые возможность передачи права владения номером самому абоненту обсуждалась еще десять лет назад, но реальные шаги по реализации этой инициативы начались около года назад. Поручение отменить "мобильное рабство" дал в апреле 2012 года Дмитрий Медведев, и уже в конце мая Минкомсвязи опубликовало проект изменений в закон "О связи", позволяющих применять в России принцип переносимости телефонного номера. Соответствующий закон был принят Госдумой 19 ноября и одобрен Советом Федерации 20 ноября 2013 года. 

Постановлением правительства определен конкретный срок перевода номера физического лица – восемь дней. Дополнительно принятый документ предполагает, что с 1 марта 2014 года, абонент будет обслуживаться оператором бесплатно после истечения установленного нормативами срока перевода номера к другому оператору до момента его фактической передачи. 

Сейчас в России насчитывается более 200 млн мобильных номеров. Ожидается, что в 2014 году число пользователей, которые захотят сменить оператора, будет максимальным. Министерство связи и массовых коммуникаций прогнозирует, что в 2014 году будет произведено более 3 млн переходов, при этом ежедневная нагрузка на сотовых операторов составит около 13 тыс. таких операций в день. 

Операторы "большой четверки" – "Мегафон", МТС, "Билайн" и Tele2 – уже заявили о полной своей готовности предоставлять услугу с 1 декабря, но с многочисленными нюансами и предупреждениями в отношении качества связи. 

- С 1 декабря "Мегафон" принимает заявки от абонентов. Несмотря на то, что наша сеть готова, требуется готовность всех операторов. Нам, например, ничего не известно о степени готовности небольших операторов, платежных систем и операторов фиксированной связи, – рассказала директор по связям с общественностью Кавказского филиала ОАО "МегаФон" Ольга Игошкина. – Поэтому у абонентов, которые захотят сменить оператора сразу после 1 декабря, могут возникнуть проблемы с работой базовых услуг (голосовые звонки, SMS, мобильный Интернет) и дополнительных сервисов, подключаемых абонентом. По этой причине мы не рекомендуем менять оператора в декабре. Операторам необходимо время для подготовки инфраструктуры и проведения большого количества тестов, чтобы эта услуга заработала корректно.

Аналогичные проблемы могут возникнуть и абонентов других операторов. Так, пресс-секретарь МТС на Юге России Юлия Феоктистова пояснила, что задержки с принятием нормативной базы привели к тому, что проверять реальную возможность оказания качественной услуги им приходится уже в процессе эксплуатации сервиса. Поэтому специалисты МТС также рекомендуют временно воздержаться от использования услуги.

- Услуга в данном виде лишает абонентов с перенесенными номерами возможности пользоваться дополнительными услугами контент-провайдеров, Интернет-сервисами, MMS, – отметила Ю. Феоктистова. – В таком непроработанном и непротестированном виде услуга MNP, которая должна способствовать повышению качества услуг связи, может не только ухудшать условия обслуживания для абонентов перенесенных номеров, но и в некоторых случаях привести к потере номера, который абонент хотел сохранить.

В Tele2 напомнили, что они всегда выступали за отмену "мобильного рабства" и полноценный запуск MNP в интересах абонентов. Заявки на переход  абонентов от других операторов компания начала принимать 1 декабря, а 10 декабря первые абоненты подключились к Tele2 с сохранением своего номера. Однако и этот оператор также поддерживает идею запуска услуги в тестовом режиме. 

- Технически Tele2 готова к реализации услуги на всех этапах, которые контролируются компанией: от принятия заявки до передачи ее в центральную базу переносимых номеров, – прокомментировала пресс-секретарь Tele2 Краснодар и Адыгея Анна Калинина. – Качество предоставляемой услуги зависит от всех участников процесса: сотовых операторов, операторов дальней связи, и других компаний (например, операторов платежных систем). В связи с задержкой принятия необходимых регламентирующих документов, определяющих порядок переноса номера и взаимодействия всех участников процесса, у всех операторов было очень мало времени на тестирование.

Представитель Tele2 предупреждает, что процесс переноса номеров всеми операторами окончательно не протестирован, поэтому во время переноса номера возможно возникновение определенных проблем. 

- Мы предполагаем, что у некоторых абонентов, уходящих от Tele2 к другим операторам, могут возникнуть следующие проблемы: отмена или задержка переноса номера некоторых абонентов в связи с технической неготовностью  центральной базы данных перенесенных номеров или оператора-донора (отдающего абонентов), проблемы с доставкой SMS-уведомлений от банков  после переноса номера, невозможность платежа на перенесенный номер через некоторые платежные системы, – рассказала А. Калинина. 

К MNP лучше многих других операторов подготовился "Билайн". Как сообщили в компании, на своей сети связи и информационных системах специалисты "ВымпелКома" реализовали все мероприятия, которые обеспечивают данный сервис, и проделали "огромную работу в рекордно короткие сроки", чтобы подготовиться к корректной работе услуги переноса абонентских номеров. 

- "Билайн" готов как принимать абонентов, так и отдавать номера в сети других операторов в установленный срок. 10 декабря первые четыре абонента уже успешно перешли к Tele2 из сети "Вымпелкома" в Санкт-Петербурге, Владимире, Твери и Великом Новгороде. К сожалению, вынуждены констатировать, что первые дни приема заявлений показали, что далеко не все партнеры по рынку готовы к обслуживанию абонентов в новых условиях, а именно технически не готовы принимать заявления и отдавать своих абонентов, включая обеспечение корректной маршрутизации вызовов на своих сетях связи, – поделился руководитель службы по маркетингу Краснодарского филиала ОАО "ВымпелКом" Валерий Романов. – К числу типовых проблем, с которыми могут столкнуться абоненты, относятся невозможность получения входящих вызовов/SMS из других сетей, ошибки при зачислении платежей. К сожалению, масштаб проблем, с которыми могут столкнуться наши новые абоненты, если бы мы реализовали перенос номеров в ближайшие дни, не позволяет говорить о том, что они получат приемлемый сервис.

В.Романов подчеркивает, что причины затруднений лежат вне сети связи "Билайн" и вне контроля ОАО "ВымпелКом", поэтому в компании вынуждены перенести срок технической реализации всех заявлений на переход в сеть  "Билайн" на более поздний срок,  хотя технически оператор готов был сделать это уже в первые дни после приема заявок на переход. 

Воздержаться от смены оператора в компании рекомендуют до середины января 2014 года. 
- Уже принятые заявки мы исполним в максимально короткие сроки, как только ситуация на сети связи общего пользования позволит обеспечить абонентам хоть сколько-то приемлемый сервис. Абоненты, подавшие заявления о переносе номеров в нашу сеть, будут своевременно извещены о новой дате переноса номера, – отметил руководитель службы по маркетингу Краснодарского филиала ОАО "ВымпелКом". 

Говоря о внедрении MNP, директор по связям с общественностью Кавказского филиала ОАО "МегаФон" подчеркнула, что этот проект стал одним из самых сложных в телекоме. Сложность определяется тем, что в нем важно обеспечить синхронную работу всех участников рынка.

- В настоящий момент мы уверены, что для того, чтобы абоненты смогли воспользоваться качественными услугами,  необходимо в течение нескольких месяцев провести тестирование переносимости в режиме "каждый с каждым", которое займет несколько месяцев. Работоспособность голосовых вызовов зависит от готовности всех операторов. Важно понимать, что оператор-реципиент существенно влияет только на исходящую связь для перенесенных в свою сеть абонентов и полностью определяет входящие вызовы в своей сети, – сообщила О.Игошина, 

В МТС напомнили, что для успешного перехода к другому оператору абонент, в первую очередь, должен погасить текущую задолженность перед оператором, из сети которого будет перенесен номер. Не менее важным остается вопрос корректного оформления всех необходимых документов для переноса сотрудниками оператора, который отдает номер в другую сеть, а также возможность оператора единой базы данных перенесенных номеров обработать все заявления абонентов в срок. 

При этом специалисты МТС и "Мегафона" уверены, что серьезного перераспределения абонентов на рынке не произойдет, и не прогнозируют ажиотажного спроса на данную услугу.

В Tele2 отмечают, что от запуска MNP, в первую очередь, выиграют абоненты.
- У Tele2 самые лояльные абоненты и самый низкий процент оттока на рынке – 7,7% за третий квартал 2013 года. Поэтому, в целом, мы рассчитываем на приток новых абонентов. По нашим внутренним исследованиям ,абоненты, планирующие перенести номера в Tele2, называют три основных причины перехода: дешевизна тарифов, простота и понятность тарифов, а также рекомендации друзей и родственников, уже использующихся Tele2, – добавила А.Калинина.

В "Билайне" MNP рассматривают как возможность привлечь новых абонентов в условиях насыщенного рынка. 
- Безусловно, все операторы уже конкурируют друг с другом через повышение качества услуг и их разнообразие, но  MNP может стать катализатором конкуренции и появления дополнительных возможностей для абонентов, – подчеркнул В.Романов. – По нашим прогнозам, внедрение MNP в России, скорее всего, будет проходить по "спокойному" сценарию, и услугой воспользуются лишь несколько процентов абонентов. В целом, мы ожидаем приток абонентов.

В своих дальнейших действиях "Билайн" намерен ориентироваться на опыт других операторов, входящих в группу Vimpelcom Ltd. "Мобильное рабство" уже отменили Пакистан, Грузия и Италия, и все местные "дочки" Vimpelcom либо сохранили, либо увеличили рыночные доли. 
- Давать какие-либо прогнозы в условиях неполной готовности всех участников рынка и, как следствие, не всегда корректного предоставления услуги, на наш взгляд, рано, – отметил руководитель службы по маркетингу Краснодарского филиала ОАО "ВымпелКом".

Таким образом, сами операторы рекомендуют пользователям пока подождать с расставанием – технические проблемы перехода со своим номером к конкуренту могут перевесить радость избавления от неудовлетворительного качества сервиса и связи. Да и за время тестового периода, который установлен до 15 апреля 2014 года, представители "большой четверки" наверняка постараются сделать своим абонентам какие-либо дополнительные предложения, чтобы удержать их в сети.