"Дело Нигоева": Вымогал ли замглавы судебных приставов Новороссийска 3 миллиона? (интервью)

В Новороссийске завершились уже две доследственные проверки по факту предполагаемого получения взятки заместителем руководителя городского отдела Управления Федеральной службы судебных приставов по Краснодарскому краю Сергеем Нигоевым. Заявитель – предприниматель Олег Подгорный – настаивает на том, что пристав получил от него 500 тысяч рублей, в счет вымогаемых сначала двух, а затем трех миллионов рублей, что подтверждается аудиозаписями, сделанными им по поручению и на аппаратуре оперативников УБЭП краевого ГУВД. У следствия, однако, возникла своя версия: деньги передавались другому человеку за продажу автомобиля и Нигоеву они не предназначались.

В прокуратуре Новороссийска ЮГА.ру заверили, что точка в этом деле не поставлена, "выводы следствия преждевременны", поэтому будут проводиться дополнительные проверки. Сам Нигоев пока никаких действий не предпринимает, ожидая, как считают прокурорские работники, окончательного решения следствия.

Компаньон заявителя – генеральный директор ООО "Инвестиционный фонд Кубани" Юрий Моша – рассказал в интервью, как, по его данным, действовал предполагаемый коррупционер.

Юрий, Вы утверждаете, что заместитель руководителя Новороссийского городского отдела Управления Федеральной службы судебных приставов по Краснодарскому краю Сергей Нигоев вымогал крупную взятку. Какие события происходили, по Вашим данным, непосредственно перед этим?

- В службу приставов поступило на исполнение решение суда о приостановлении строительных работ на наших двух жилых домах, которые расположенных по адресу: г. Новороссийск, поселок Мысхако, район 5-ой бригады. Пристав, который вел это исполнительное производство, намекнул, что вопрос о снятии ареста и возобновлении работ можно решить с заместителем руководителя ФССП Сергеем Валерьевичем Нигоевым. Тогда я попросил своего компаньона Олега Подгорного посетить Нигоева и узнать, каким образом можно решить данный вопрос.

21 мая 2010 года мой компаньон пришел к Нигоеву, имея при себе включенный диктофон. В разговоре Нигоев сказал, что пришли мы очень вовремя, так как завтра он начал бы сносить наши дома. Нигоев подтвердил, что может решить вопрос о снятии ареста и возобновлении работ на наших объектах. Для этого за каждый из двух домов, мы должны заплатить ему по 1 млн. рублей, и как можно быстрее, иначе дома начнут сносить экскаватором. Сумму взятки он набрал на калькуляторе, показав ее Подгорному. Мой компаньон сказал, что не может собрать такую сумму сразу и попросил Нигоева пока не сносить дома, рассмотрев возможность передачи денег частями. Нигоев согласился, но предупредил, что цены растут с каждым днем. Он написал номер своего мобильного телефона на листе бумаги и сказал, чтобы мы позвонили, как только будем готовы передать первую часть денег.

Каковы были дальнейшие действия вашего партнера по бизнесу после этого разговора?

- Мы не собирались пособничать потенциальному правонарушению, и, не взирая на определенный риск, обратились в органы МВД. 24 мая 2010 года по заявлению моего компаньона сотрудниками УБЭП ГУВД по Краснодарскому краю были проведены оперативно-розыскные мероприятия по документированию факта вымогательства у него взятки Нигоевым.  

При каких обстоятельствах происходила передача денег, и что случилось сразу после нее?


- В ходе проведенного оперативного эксперимента моему деловому партнеру оперативниками были переданы помеченные 500 тыс. рублей, а также аудио- и видеозаписывающие устройства для осуществления в отношении Нигоева С.В. оперативно-розыскных мероприятий. Олег Подгорный прибыл в кабинет Нигоева, предварительно ему позвонив. При встрече пристав сказал, что цена уже выросла, и написал на листке бумаги цифру 1,5 млн. рублей, пояснив, что это за каждый объект. Мой компаньон сказал, что принес часть денег – 500 тыс. рублей. Нигоев сказал ему выйти на улицу и ждать. Олег вышел из здания службы судебных приставов. Вскоре Нигоев позвонил ему на мобильный телефон и сообщил, что к нему сейчас подойдет человек, которому надо отдать деньги. Компаньон спросил Нигоева, как зовут этого человека и как он выглядит? Нигоев ответил, что зовут того Борис, он светловолосый в темной футболке. После этого пристав сказал: "Вот он к тебе подошел" – видимо, Нигоев из окна наблюдал за нашей встречей с посредником. В этот момент к Подгорному подошел мужчина и представился Борисом. Он предложил Олегу сесть в машину "Мерседес", где мой компаньон передал требуемые 500 тыс. рублей. Этот Борис при нем пересчитал деньги и положил их в подлокотник. Все указанные разговоры, все характерные звуки перемещения в машину и пересчета денег фиксировались на специальную записывающую технику сотрудников милиции и личный диктофон моего компаньона.

В дальнейшем сотрудниками УБЭП ГУВД по Краснодарскому краю при осмотре места происшествия в "Мерседесе" были обнаружены и изъяты эти деньги.

Что происходило впоследствии? Какие действия предпринимали сотрудники правоохранительных органов?


- 9 июня старшим следователем по ОВД следственной части следственного управления при УВД по городу Новороссийску Л.А. Мараховским по заявлению моего компаньона о вымогательстве Нигоевым у него взятки было принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела в виду отсутствия в деянии состава преступления.

Согласно объяснениям посредника Бориса Каменного, которому мой компаньон передал по требованию Нигоева первую часть взятки, эти 500 тыс. рублей, якобы, были возвратом аванса за продаваемую моим компаньоном машину. Аванс за машину Олег Подгорный, будто бы, получал от Каменного 21 мая 2010 года, и теперь ему вернул, потому что сам передумал ее продавать. Приведенное объяснение абсолютно не достоверно. Машины "Mercedes ML 350" да еще с надписью "Продаю", о которой рассказывает Борис Каменный, у Олега Подгорного никогда не было и нет. Самого Бориса он никогда ранее не видел, не знал его, денег от него в качестве задатка за машину не получал.

В постановлении об отказе в возбуждении уголовного дела указываются доводы Бориса Каменного: "Я подошел к этому человеку, спросил относительно автомобиля, он ответил, что он вернет ему деньги, так как продавать автомобиль он передумал". На диктофонной записи отчетливо слышно, что Подгорный с Борисом ранее не были знакомы, их свел и познакомил Нигоев. Подойдя к моему компаньону, этот Борис спросил: "Ты Олег, да?" Подгорный ему отвечает: "Да, а Вы от кого?", на что Борис сообщает: "Серый тебе звонит, да?" и предлагает: "Давай в машину пройдем".

Слов Бориса Каменного о намерении купить машину, приведенных в постановлении, не было на самом деле, это выдумка, которую следователь принял за факт. Из записи ясно, что речь на самом деле шла о том, что Борис является посланником Нигоева, и он пришел за деньгами. Борис не знал о размере передаваемой суммы, которую называет возвращаемым "авансом", спрашивая: "Что там, сколько?", и, получив ответ "поллимона, 500 тысяч", начинает пересчитывать деньги.
 
В своем объяснении Б. Каменный говорит, что знаком с С. Нигоевым лишь поверхностно, чем он занимается − не знает, виделся с ним около месяца назад. Но ведь не сложно опросить свидетелей или запросить у оператора сотовой связи протоколы соединений между их номерами телефонов, которые перечислены в постановлении об отказе в возбуждении уголовного дела, с датами, временем и продолжительностью разговоров, чтобы убедиться − Нигоев и его посредник имели и продолжают иметь гораздо более частые контакты.

Следователь Мараховский не вызывал повторно ни меня, ни других фигурантов дела с целью выяснения истины и устранения противоречий, имеющихся между показаниями Подгорного, Нигоева и Бориса Каменного, не принял во внимание аудиозаписи, сделанные по требуемой форме. Пока я не могу ничем объяснить этого факта.

2 июля 2010 года Мараховским в ходе проведения дополнительной проверки было вновь вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела – аналогичное постановлению от 9 июня без каких-либо изменений.

Чем сегодня занимается Нигоев?


- По нашим данным, Нигоев сегодня вернулся к исполнению своих служебных обязанностей и вновь присылает приставов на наши объекты. Действуют они неправомерно, поэтому мы уже обжалуем их действия в прокуратуре.

Что Вы сейчас предпринимаете и что намерены предпринимать в дальнейшем?

- Мы обжалуем в краевой и городской прокуратурах постановление об отказе в возбуждении уголовного дела от 2 июля, вынесенное старшим следователем Л.А. Мараховским и прос им принять меры к возбуждению уголовного дела в отношении С.В. Нигоева по признакам преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 290 УК РФ.

В связи с проводимой руководством страны антикоррупционной политики, факт вымогательства Нигоевым С.В. у меня взятки и необоснованного отказа в возбуждении уголовного дела получил широкий общественный резонанс в местных, краевых и федеральных СМИ. Говорят, что Нигоев заплатил за свою "невиновность" в данном деле 10 млн. рублей.

PS Аудиозаписи и документы опубликованы "Новороссийскими ведомостями" в статье "Как Новороссийский чиновник уходит от ответственности, или Нам Медведев не указ".