Директор крупнейшего на юге страны мотосалона о том, как вырастить малый бизнес в России

Реклама
Краснодарский край
  •  © Фото Елены Синеок, Юга.ру
    © Фото Елены Синеок, Юга.ру

Портал Юга.ру подготовил материал о представителе малого бизнеса Краснодарского края. Успешный предприниматель и директор ООО «Токомото плюс» Александр Ушаков рассказал, сложно ли заниматься малым бизнесом и как за четыре года его компания стала лидером среди мотосалонов на юге России по продажам и ассортименту.

Расскажите, с чего все начиналось?

— Я с детства люблю мотоциклы и автомобили, занимаюсь мотоспортом, езжу за Южную дрифт-лигу. Маленьким я часто катался с отцом, у него была своя компания и много всякой техники. Но мы жили на севере, в городе Губкинском Ямало-Ненецкого автономного округа, там всего один месяц лета в году, и на мотоциклах особо не поездишь. В 2008 году я уехал в Питер, стал больше общаться с мотоциклистами и купил свой первый байк. В 2012 году переехал в Краснодар и начал искать работу, связанную с техникой.

Я увидел объявление на «Авито», что требуется управляющий в магазин мототехники, и понял, что это то место, где я буду работать. Я не откликнулся на вакансию и не отправил резюме — просто приехал в магазин, спросил, кто нанимает персонал, и сказал этому человеку, что хочу здесь работать. Мне сначала ответили, что я должен отправить резюме и тогда возвращаться, но я настоял на собеседовании. И меня взяли.

Я был в полном восторге от того, что наконец совместил мою большую страсть и работу. Казалось, что теперь так будет всегда и мне надо будет только продавать. Но сверху посыпались задачи — управлять финансами и закупками.

Как появилась компания «Токомото» и какой был стартовый капитал?

— «Токомото плюс» появилась в 2013 году. Стартовый капитал был нулевой. Владелец взял кредит на миллион рублей. Это позволило быстро окупить и развить бизнес. Кредит давно выплачен, мы не спешили его закрывать раньше срока, платили по 50 тыс. рублей в месяц и в 2015 году закрыли долг.

Сначала открылся маленький магазин в ТЦ «Вега», в котором продавались и мотоциклы, и экипировка, и внедорожники, и техника для детей. Он и сейчас работает на этом месте, но там продается только экипировка. Так вот, ассортимент стали расширять, сняли помещение побольше, на 700 кв. м, в той же «Веге». Как раз в этот период я уехал открывать магазин в Сочи. Это был 2014 год, начался кризис, и хотя сочинский магазин был прибыльным, мы закрыли его в том же году, чтобы сконцентрироваться на Краснодаре. В 2014 году мы открыли сервис и начали развивать комиссионное направление.

Первый владелец вышел из бизнеса в прошлом году, и с января 2016-го я управляю «Токомото» самостоятельно.

Как получилось, что первый владелец передал вам «Токомото»?

— В компанию я пришел на должность управляющего, потом стал партнером. Владелец сразу во многом полагался на меня. Как только я устроился, он уехал на полгода в Москву, и мы общались только по скайпу. Вообще, за время работы у нас было множество разногласий, в какие-то моменты мы были ужасно недовольны друг другом. Я сто раз увольнялся, и еще столько же раз меня увольняли, но в итоге я никуда не уходил. Однажды уже окончательно решил уволиться, мне предложили хорошее место в другой компании, известной и связанной с мотоциклами. Все было решено, но собственник «Токомото» не отпустил. Он как раз решил отойти от дел и передал мне бизнес. Я благодарен этому человеку, он позволил мне заниматься тем, о чем я всю жизнь мечтал.

  • Салон «Токомото» © Фото Елены Синеок, Юга.ру
    Салон «Токомото» © Фото Елены Синеок, Юга.ру
  • Салон «Токомото» © Фото Елены Синеок, Юга.ру
    Салон «Токомото» © Фото Елены Синеок, Юга.ру
  • Салон «Токомото» © Фото Елены Синеок, Юга.ру
    Салон «Токомото» © Фото Елены Синеок, Юга.ру
  • Салон «Токомото» © Фото Елены Синеок, Юга.ру
    Салон «Токомото» © Фото Елены Синеок, Юга.ру
  • Салон «Токомото» © Фото Елены Синеок, Юга.ру
    Салон «Токомото» © Фото Елены Синеок, Юга.ру

Что для вас изменилось с тех пор, как вы стали единственным руководителем?

— Теперь это не просто моя работа, а моя жизнь. Я чувствую огромную ответственность — перед человеком, который мне передал «Токомото», перед поставщиками, персоналом и клиентами. Я не могу упасть в грязь лицом. Эта ответственность постоянно давит — нужно придумывать, что делать, чтобы компания развивалась, этим заняты все мои мысли. Ну и статус поменялся, теперь я не наемный работник, а бизнесмен, как у нас принято говорить, хотя мне больше нравится слово «предприниматель». Теперь могу позволить себе не прийти на работу денек-другой, провести время с семьей или съездить на всероссийские соревнования по дрифту. Они проводятся в разных городах — Москва, Нижний Новгород, Сочи, недавно были в Рязани, я ездил.

Вы лидируете среди мотосалонов по ассортименту и по продажам на юге России. Можете назвать цифры?

— Со всеми аксессуарами и запчастями, с каждым болтом и подшипником, у нас около 7 тыс. наименований товара. Мототехники — 200 единиц плюс 50 единиц комиссионной техники.

Пользуетесь ли вы кредитами для развития бизнеса? 

— Развивать бизнес без дополнительных инвестиций достаточно сложно. В определенный период мы увидели повышение спроса на наш ассортимент и решили воспользоваться средствами банка для увеличения товарооборота. Мы некоторое время выбирали, с каким банком заключить договор, и остановились на «Альфа-Банке», его условия подходят нам больше всего. Сейчас у нашей компании открыт счет, зарплатный проект для всех сотрудников, мы пользуемся кредитованием, а также банк предоставляет овердрафт для пополнения товарных остатков. Кроме того, «Альфа-Банк» для покупателей предоставляет рассрочку на покупку техники и услуг сервиса, что очень удобно для клиентов.

Лично у меня и дебетовые, и кредитные карты тоже в «Альфа-Банке», что полностью снимает все вопросы по оплатам, покупкам. Я пользуюсь мобильным приложением, чтобы отслеживать движение финансов, это очень удобно и можно сделать в любое время в любом месте. Со мной работает персональный менеджер, и я ценю, что всегда могу получить подробную информацию и понятное объяснение всех тонкостей из первых рук. Я уверен, что меня проконсультируют и пойдут навстречу. Это очень человечный и заботливый банк.

  • Александр Ушаков в салоне «Токомото» © Фото Елены Синеок, Юга.ру
    Александр Ушаков в салоне «Токомото» © Фото Елены Синеок, Юга.ру
  • Салон «Токомото» © Фото Елены Синеок, Юга.ру
    Салон «Токомото» © Фото Елены Синеок, Юга.ру
  • Салон «Токомото» © Фото Елены Синеок, Юга.ру
    Салон «Токомото» © Фото Елены Синеок, Юга.ру
  • Салон «Токомото» © Фото Елены Синеок, Юга.ру
    Салон «Токомото» © Фото Елены Синеок, Юга.ру
  • Салон «Токомото» © Фото Елены Синеок, Юга.ру
    Салон «Токомото» © Фото Елены Синеок, Юга.ру

Что у вас покупают чаще всего?

— Из новой техники — байки и квадроциклы, а в комиссионном отделе популярнее всего спортивные мотоциклы. Люди думают, что на них проще ездить, но это заблуждение. Если кто-то впервые покупает мотоцикл и выбирает спортивную модель, мы стараемся его отговорить, рекомендуем классику и отправляем в мотошколу.

Кто ваши поставщики?

— Дистрибьюторы товаров в России. Например, мототехника KAYO — питбайки и кроссовые мотоциклы для бездорожья. Они единственные дистрибьюторы в России, и мы их официальные дилеры. Есть еще поставщики из Китая, Тайваня, Индии.

Что самое сложное в бизнесе?

— Самое сложное для меня — вести финансовый учет, следить за финансовыми движениями и движениями товара. Я никогда не занимался ни закупками, ни рекламой, а здесь пришлось учиться и все делать самому. В начале было трудно подобрать персонал. Мне казалось, нам нужны мотоциклисты, но на деле оказалось, что правильней нанимать людей, владеющих техникой продаж. Сейчас в штате 15–20 человек. Мы обычно нанимали больше продавцов в сезон, с марта по октябрь, а в зиму продажи падают, приходилось с частью персонала прощаться. Нанимать людей интересно и приятно, но я всегда расстраиваюсь, когда нужно кого-то уволить или когда человек сам уходит. В этом сезоне я принял решение закрепить наш штат и развить направление, которое поможет нам зарабатывать зимой. Я еще думаю над тем, что конкретно это будет. Ну а легко всегда давалось общение с клиентами. Я и сейчас не сижу в отдельном кабинете, я всегда в зале с ребятами. И если вижу, что есть клиенты, выхожу и с удовольствием продаю.

  • Салон «Токомото» © Фото Елены Синеок, Юга.ру
    Салон «Токомото» © Фото Елены Синеок, Юга.ру
  • Салон «Токомото» © Фото Елены Синеок, Юга.ру
    Салон «Токомото» © Фото Елены Синеок, Юга.ру
  • Салон «Токомото» © Фото Елены Синеок, Юга.ру
    Салон «Токомото» © Фото Елены Синеок, Юга.ру
  • Салон «Токомото» © Фото Елены Синеок, Юга.ру
    Салон «Токомото» © Фото Елены Синеок, Юга.ру
  • Салон «Токомото» © Фото Елены Синеок, Юга.ру
    Салон «Токомото» © Фото Елены Синеок, Юга.ру

Распространено мнение, что в России сложно заниматься малым бизнесом — государство ставит препоны, инстанции устраивают постоянные проверки. Насколько это соответствует действительности?

— Не могу сказать, что госорганы ставят палки в колеса. Конечно, проверки случаются, и я каждый раз переживаю, пройду ли их. Но я стараюсь вести бизнес честно по отношению ко всем: к клиентам, сотрудникам и государству. Мы зарегистрированы по всем правилам, честно платим налоги и выполняем все требования. Мы не меняем юрлицо каждые два года, как некоторые это делают, чтобы укрыться от налогов. Честно вести дела в России вполне возможно. Мне очень нравится подход предпринимателя Федора Овчинникова, создавшего сеть пиццерий «Додо Пицца». Сначала он открыл книжные магазины и работал настолько прозрачно, что ежедневно публиковал на своем сайте отчет о заработке. Человек шел этим путем, и сейчас у него большая и успешная сеть пиццерий. Я стараюсь равняться на него.

Какая в вашем бизнесе сильная сторона, а какая слабая?

— Сильная — это наш персонал, ассортимент. У нас хорошо развита реклама в интернете («Яндекс», «Гугл», соцсети), мы вкладываем большие бюджеты, и благодаря этому нас знают практически во всех городах края. Бывает, звонят даже из других регионов. Но персоналу есть куда расти. Товара очень много, постоянно меняется ассортимент, мы завозим что-то новое, убираем старые позиции — все выучить просто невозможно. Бывает, что клиенты не могут получить полноценную консультацию, потому что продавец не может найти товар, хотя он у нас есть. Стараемся это исправить, и я думаю, до конца сезона все структурируем. Есть недоработки по сервису, но мы этим тоже занимаемся.

Как вы планируете развиваться?

— Мы хотим масштабировать бизнес. Взять лучшее, что у нас есть, и запустить такие же магазины. В течение пяти лет планируем открыть франшизу. Очень многие любят мотоциклы и хотят этим заниматься, мы хотим дать им возможность за небольшое вознаграждение пользоваться тем, что мы создали. Уже в следующем году мы намерены открыть магазины в других крупных городах. Пока обсуждаем, будет ли это в Краснодарском крае или в других регионах России.

  • Салон «Токомото» © Фото Елены Синеок, Юга.ру
    Салон «Токомото» © Фото Елены Синеок, Юга.ру
  • Салон «Токомото» © Фото Елены Синеок, Юга.ру
    Салон «Токомото» © Фото Елены Синеок, Юга.ру
  • Салон «Токомото» © Фото Елены Синеок, Юга.ру
    Салон «Токомото» © Фото Елены Синеок, Юга.ру
  • Салон «Токомото» © Фото Елены Синеок, Юга.ру
    Салон «Токомото» © Фото Елены Синеок, Юга.ру
  • Салон «Токомото» © Фото Елены Синеок, Юга.ру
    Салон «Токомото» © Фото Елены Синеок, Юга.ру

Что становится сложнее вместе с расширением?

— Контроль. В Краснодаре я вижу, как работает компания. Конечно, буду ездить с проверками и в другой город, но этого недостаточно, мне предстоит выстроить бизнес-процесс, который будет работать вне зависимости от человеческого фактора.

Есть что-то, что ощутимо помогло бы развитию малого бизнеса в нашей стране?

— В России не хватает крупных дистрибьюторов, которые бы позволяли малому бизнесу работать на взаимовыгодных условиях. Некоторые поставщики вообще уходят с рынка, другие ведут странную политику взаимодействия, например, предлагают купить у них сразу большую партию товара. Для малого бизнеса это рискованно, потому что новый товар может не пойти.

В прошлом году вышел на рынок дистрибьютор индийской техники Bajaj «Ист Вест Моторс». Им интересно развитие их марки, и они считают, что займут весь российский рынок. В Азии марка Bajaj активно вытесняет Honda и Yamaha своей классной и недорогой техникой. Если бы таких дистрибьюторов было бы еще три-пять в России, было бы намного легче работать. Ну а со стороны государства помогли бы займы и микрозаймы под нормальный процент, чтобы мы могли выйти в плюс и вернуть деньги государству. Все остальное — дело предпринимателя, его видение, в какую сторону развиваться. 

Материал подготовлен совместно с «Альфа-Банком».

Узнать больше о предложении «Альфа-банка» для малого бизнеса