Директор Южного дивизиона "Пятёрочки" Геннадий Таран: о том, какие управленцы нужны розничным сетям

Российский ритейл, несмотря на экономическую нестабильность в стране, продолжает рост. По данным исследований рынка труда, до конца года федеральные сетевые компании откроют более 3,5 тыс. новых магазинов, что потребует привлечения 4 тысяч управленцев различного уровня. Быстро растущая отрасль открывает перед региональными топ-менеджерами из многих отраслей большие карьерные возможности, но при этом сталкивается с проблемой подбора людей. О том, как в сфере подбора кадров обстоят дела на юге России, ЮГА.ру узнали у Геннадия Тарана – директора Южного дивизиона федеральной торговой сети "Пятёрочка", демонстрирующей самый большой рост числа магазинов формата "у дома".

– Геннадий, насколько велик кадровый голод в регионах? Управленцев какого уровня вам не хватает?
– "Пятёрочка" активно растет – еженедельно в стране открывается около 30 новых магазинов. Только в нашем дивизионе, который объединяет Ростовскую область, Краснодарский край, Ставрополье, Волгоград, Астрахань и Калмыкию, за последние три года число магазинов возросло с 220 до 580. Развитие компании в целом и активный рост сети на юге требует быстрого, но при этом не менее тщательного подбора людей на разные должности, будь то линейный персонал в магазине или руководство кластера. Кластер – это основная территориальная единица дивизиона, объединяющая от 30 до 80 магазинов. После перехода к кластерной структуре управления мы в первую очередь стали испытывать нехватку директоров кластеров. С учетом роста, до конца года мы планируем открыть еще три кластера, и при этом подбор кадров ведем на опережение. В компании принято решение формировать кадровый резерв: готовить управленцев заранее, потому что поиск и подготовка сотрудников занимает 2-3 месяца, которые не всегда есть в запасе. Практически все лето мы провели в этой рекрутинговой работе и продолжаем ее сейчас.

– Кого рассматриваете в качестве кандидатов на пост директора кластера?
– При таком росте мы рассматриваем как внутренних, так и внешних кандидатов. Конечно, те, кто работал в аналогичных должностях в продуктовой рознице, имеют преимущество: они уже знакомы с этим бизнесом, хорошо разбираются в продуктах, понимают структуру продаж, сезонность. К сожалению, найти готовых руководителей, полностью соответствующих нашим требованиям, сложно, поэтому мы смотрим и управленцев из других отраслей, например из оптовой торговли, телекоммуникационных компаний, банковской и страховой сфер.

– Какими качествами должен обладать успешный кандидат?
– Нас прежде всего интересуют лидерские качества: целеустремленность, здоровые амбиции, харизматичность. Мы внимательно смотрим на опыт работы соискателя: управлял ли он большим количеством людей, смог ли построить эффективную команду, какие профессиональные достижения может записать в свой список побед. Информационная и ситуационная интенсивность работы в ритейле требует от человека большой выносливости и работоспособности. Скорость работы в нашей сфере очень высокая – руководителю ежесекундно приходится принимать решения. Он должен из хаоса информации складывать картину бизнеса и управлять ею.
Кроме того, наши управленцы должны быть готовыми к переезду. Так как сеть быстро растет, на новых территориях необходимо умелыми руками организовывать бизнес с нуля. Многие успешные управленцы меняют место жительства как минимум раз в год.

– Насколько велика роль руководителей на местах?
– Директор кластера – это своего рода генеральный директор, но в пределах вверенного подразделения. От его решений зависит практически все: от того, какие продукты местного производства покупатели увидят в магазинах завтра, до финансовых показателей кластера и кадровых вопросов. Торговля – это бизнес быстрых результатов, что дает возможность анализировать показатели буквально каждый день, корректировать тактику, постоянно оценивать и улучшать свою эффективность на местах.

– Что может мотивировать топ-менеджера сменить сферу деятельности и прийти в ритейл?
– Помимо материальной мотивации, а мы даем возможность зарабатывать, у директора кластера отличные карьерные перспективы. Динамично развивающаяся компания позволяет сотрудникам расти вместе с ней. Среди причин, по которым люди принимают решение о работе в нашей компании, эта – одна из важнейших. Еще я назвал бы профессиональный азарт. По моим наблюдениям, розничная торговля продуктами – самая высококонкурентная отрасль. На этом рынке ведут борьбу иностранные компании, федеральные и региональные сети. Предложить рынку лучший продукт – это интересно.

– Вас тоже привлек в "Пятёрочку" азарт?
– Я работаю в торговой сети "Пятёрочка" три с половиной года, сразу пришел на должность директора дивизиона. В тот момент это было самое маленькое региональное отделение сети. И меня подстегивал настоящий азарт: хотелось на юге, который я очень хорошо знаю, сделать конкурентоспособное, мощное предприятие и потягаться с сильным соперником, с которым мы сначала были, как моська и слон, а теперь говорим на равных. Важно, что в это же время сама торговая сеть сильно изменила внешний облик и внутреннее содержание. Это сделало бизнес, который мы начали развивать на юге, очень интересным. Тех, кто готов продолжать его развитие и ставить для себя высокие планки, мы и ждем в нашей команде управленцев.