Олег Крупий: "ЕвроХим" готов быть поставщиком комплексных решений в агрохимии для сельхозпроизводителя

Компания "ЕвроХим" – крупнейший российский производитель минеральных удобрений. Структура бизнеса компании сочетает в себе доступ к дешевым природным ресурсам и производственным активам, собственную логистическую инфраструктуру, подразделения по оказанию консультационных услуг и международную сбытовую и дистрибьюторскую сеть. Основные производственные активы компании расположены в России, Бельгии и Литве. Ассортимент выпускаемой продукции – более ста наименований.

Коммерческий директор "Агроцентр ЕвроХим – Краснодар" Олег Крупий в интервью ЮГА.ру рассказал о новых нишах для бизнеса, ориентации на конечного потребителя, импортозамещении и выходе на мировые рынки.

Расскажите о масштабах присутствия компании "ЕвроХим" в Краснодарском крае. Как выстроена бизнес-модель? Что является вашим главным конкурентным преимуществом? За счет чего обеспечиваются лидерские позиции на рынке?

– Компания "ЕвроХим" в Краснодарском крае представлена тремя дистрибьюторскими центрами. Один из них является стопроцентной дочерней организацией – это "Агроцентр ЕвроХим – Краснодар". На сегодняшний день мы имеем три складских комплекса, расположенных в станице Старовеличковской, Усть-Лабинске и Белореченске. Общая мощность единовременного хранения – 80 тыс. тонн. Центральный офис компании расположен в Краснодаре. Помимо этого, мы имеем пробоотборники, сертифицированную агрохимическую лабораторию, штат агрономов-консультантов. Мы осуществляем отбор почвенных образцов, делаем анализ почвы в лаборатории, рассчитываем необходимую дозу внесения минеральных удобрений согласно анализу. Мы готовы производить любые марки NPK (удобрения, содержащие как минимум два из трех основных питательных веществ удобрений: азот, фосфор и калий – ред.), так называемые тукосмеси, конкретно под каждое поле.

Было принято решение открыть обособленное подразделение в Адыгее, открытие состоялось в мае. Мы и до этого занимали существенную долю рынка минеральных удобрений Адыгеи, но с открытием подразделения наша доля будет увеличиваться. Мы закладываем очень много опытов в Краснодарском крае – на разных культурах, с разными системами минерального питания, гибридами семян, системами защиты, которые предоставляют наши партнеры. Сегодня мы наглядно показали, что успешный опыт был заложен в Адыгее на кукурузе и рисе – мы ожидаем серьезных результатов.

Что касается присутствия на рынке в целом, мы занимаем более 50% рынка минеральных удобрений Краснодарского края и республики Адыгея. За 2015 год мы поставили более 600 тыс. тонн на рынок. Основными конкурентными преимуществами является наличие квалифицированного персонала – штата агрономов, консультантов, менеджеров по продажам, а также складских комплексов. Мы осуществляем полный спектр услуг – продажу минеральных удобрений, доставку, агрономическое консультирование по их применению, выдачу рекомендаций и т.д. Мы готовы для сельхозпроизводителя быть неким супермаркетом, куда он может прийти и получить все необходимое – семена, минеральные удобрения, средства защиты растений, а также получить консультации по применению этой продукции.

В каких областях бизнес-практики наиболее эффективно сотрудничество с научной школой, учеными кругами?

– У компании "ЕвроХим" по России заложено более двухсот опытных участков по изучению эффективности применения минеральных удобрений. Основная их часть, порядка 70-80%, – это, конечно же, сотрудничество с научными организациями, различными институтами в регионах. Поэтому все опыты подкреплены научным сопровождением, участием сотрудников, которые работают в институтах. Мы пытаемся добиться синергии науки и мнения ученых, нашего мнения как производителя – в этом, собственно, рождается истина.

Какие перспективы и планы у компании по расширению своей деятельности на Кубани?

– В следующем году на территории края мы планируем запуск производства водорастворимых удобрений – еще один сегмент. Это коснется спецкультур, открытого и закрытого грунта, виноградников, садов – всего, что выращивается на орошении. Плюс крупномасштабная обработка озимых и пропашных культур для осуществления листового питания растений. Это будет один из крупнейших проектов. В этом году на нашей базе в Усть-Лабинске мы запустили узел смешения КАС с серой, изучаем эффективность этого вида продукции и уже видим, что он работает, отзывы клиентов очень хорошие.

Мы думаем о том, чтобы идти в животноводческий сектор, так как у компании "ЕвроХим" есть два продукта, которые используются в животноводстве. Это кормовые добавки – дефторированный фосфат и монокальций фосфат.

Мы планируем увеличивать штат агрономов-консультантов, чтобы доходить до каждого клиента и быть экспертами в области питания. Чтобы мы могли консультировать клиентов, а они – добиваться высоких урожаев.

Какое стратегическое видение у компании относительно местного рынка, его емкости и своего места в нем?

– Ориентировочно, российский рынок минеральных удобрений растет на 5-7% в год. Компания "ЕвроХим" с момента своего основания очень прямо смотрела на рынок Российской Федерации, мы никогда от него не отворачивались. Мы стараемся удовлетворить все потребности, которые возникают на рынке. В 2015 году компания поставила более 2 млн тонн минеральных удобрений на рынок России, что составило порядка 27% от всего рынка – это очень большие объемы. Наша задача – работать с конечными потребителями, исключая цепочку посредников. Поэтому мы развиваемся, строим склады, нанимаем людей, привлекаем логистические компании для организации сервиса доставок.

Расскажите об экспансии за рубеж. Как получилось, что даже в "Википедии" "ЕвроХим" фигурирует как швейцарская компания?

– Компания начала активно наращивать свое присутствие в странах за пределами России – Китай, Европа, Бразилия, Америка. Чтобы консолидировать и более эффективно управлять этими активами, управляющая компания зарегистрирована в Швейцарии. Это компания, которая управляет активами по всему миру. У нас очень большая дистрибьюторская сеть в Европе, сейчас мы приобрели дистрибьюторскую сеть в Америке, у нас есть совместные предприятия в Китае. Чтобы всем этим эффективно управлять, было принято решение о переносе управляющей компании в Швейцарию.

Если говорить об импортозамещении, это отразилось напрямую на вашем бизнесе, вы ощущаете влияние этих процессов?

– Да, конечно, безусловно. Рынок минеральных удобрений в Российской Федерации всегда практически на 100% закрывался производителями, расположенными на территории России. Но специальные виды удобрений, водорастворимые, о которых я говорил выше, были импортными. Зарубежные производители в большом количестве использовали российское сырье, везли его к себе, перерабатывали и возвращали сюда готовый упакованный продукт, но уже за валюту. Сегодня компания приняла решение идти в этот сегмент, строить здесь цех по производству таких видов водорастворимых удобрений. И тем самым мы начинаем работать по программе импортозамещения. Мы будем поставлять продукт, аналогичный зарубежному по качеству, по более низким ценам на рынок Российской Федерации.