Железнодорожники, портовики и грузовладельцы ищут совместное решение проблемы простоя грузовых поездов

Современная эффективная модель грузовых перевозок, основанная на взаимодействии грузовладельцев, железнодорожников и портовиков, могла бы решить проблемы простоя грузовых поездов на подходах к азово-черноморским портам. Этот вопрос обсуждали на заседании Северо-Кавказского Межрегионального координационного совета под председательством вице-президента ОАО "РЖД" Вадима Морозова. Участие в мероприятии приняли представители Приволжской железной дороги, грузоотправители, бизнес-партнеры.

Сегодня на Северо-Кавказской железной дороге (СКЖД) организован оперативный штаб по регулированию движения грузовых поездов к портам Кавказ, Темрюк, Туапсе, Новороссийск. Сейчас на полигоне дороги простаивают более 170 грузовых составов адресованных к азово-черноморским портам. "Склады на колесах" растянулись по всей магистрали, затрудняя и без того плотное движение.

Причиной форс-мажорных обстоятельств стали сложные погодные условия на юге России. Железнодорожники вынуждены работать в режиме "ручных настроек", стараясь удержать объемы выгрузки на уровне запланированных, рассказал первый заместитель начальника СКЖД Валерий Юсупов, который возглавил оперативный штаб. Он напомнил, что самая южная магистраль страны взаимодействует с десятью портами, осуществляя грузопереработку на припортовых станциях. До 80% грузооборота приходится на долю портов Новороссийск и Туапсе. 

В начале января наличие стабильных потоков груза на большинство терминалов Новороссийского узла и хорошая погода позволили достичь своего рода рекорда по выгрузке - 1720 вагонов в сутки. Однако резкое ухудшение метеоусловий с 25 января привели практически к полной остановке всех терминалов по выгрузке всех видов грузов и поставили под сомнение выполнение плановых заданий.
Сегодня, только в направлении станции Туапсе, скопилось 40 составов, а в направлении Новороссийска стоят без движения 60 поездов, в том числе 16 поездов с черными металлами, 7 - с рудой в адрес Новороссийского морского торгового порта (НМТП) и Новороссийского судоремонтного завода (СРЗ), 15 поездов с зерном - в адрес Новороссийского элеватора и зернового терминала. 
Снижение выгрузки по Новороссийску и другим портам произошло из-за морозов, что привело к сбоям в работе операторов морского терминала порта Новороссийск. Штормовой ветер более 40 метров в секунду с обильными осадками в виде снега и морской "пылью" привел к выходу из строя более 20 единиц перегрузочной техники в морском порту, обледенению всех причалов и большинства грузов, находящихся в вагонах на станции Новороссийск.

В феврале ежесуточные потери по выгрузке черных металлов составляли более 120 вагонов по торговому порту и 50 по судоремонтному заводу. В адрес порта простаивали 2300 вагонов с черными металлами. При перерабатывающей способности по черным металлам в среднем 372 вагона в сутки порт выгружал лишь около 200 при ежедневном потоке по станции более 600 вагонов этой номенклатуры. Критическая ситуация сложилась также и с выгрузкой труб. При наличии на станции 180 вагонов с трубами, среднесуточная выгрузка в феврале составила 9 вагонов при нормативе 18. По этой причине на полигоне дороги более месяца простоял организованный состав с трубной продукцией в адрес ОАО "НМТП".

Погодные условия не позволяли проводить наиболее экономичную выгрузку по "прямому варианту" - вагон-борт судна. При всех трудностях портовикам не выгодно было запрашивать конвенционное ограничение погрузки. Поскольку рыночные отношения диктуют свои законы, и с ними приходиться считаться и портовикам, и железнодорожникам. После стабилизации погодных условий началась интенсивная погрузка судов. Темпы выгрузки вагонов оказались значительно снижены из-за нехватки перегрузочной техники и недостаточного количества работников, не выдержавших непривычных холодов. 
Все же в этой ситуации железнодорожникам и портовикам удалось удержать объем отгрузки экспортных грузов, хотя это только усугубляло ситуацию по увеличению количества грузов на полигоне Северо-Кавказской и соседних железных дорог. Операторы не поспевали за принятыми планами по выгрузке, и железнодорожники вынуждены были останавливать отгруженные вагоны на подходах к станции Новороссийск.

Прошедший месяц показал, что инфраструктура южных портовых терминалов не готова к работе в сложных погодных условиях и нуждается в модернизации. Так, вышла из строя значительная часть техники, что не позволило портовикам при стабилизации метеоусловий восстановить плановые размеры выгрузки.
В свою очередь, решая задачу обеспечения грузоперевозок, РЖД увеличило объемы инвестиций в ликвидацию так называемых "узких мест" на подходах к морским портам, интенсивно ведет строительство вторых путей, развивает припортовые станции Новороссийск и Туапсе. 
Руководствуясь целесообразностью, но понимая, что идут на убытки, железнодорожники, все же прибегли к таким непопулярным мерам, как введение конвенционных ограничений. В течение февраля 2012 года было объявлено 25 конвенций. Назначением на Новороссийск объявлялись три конвенции. Сегодня поставлен вопрос об объявлении конвенции на ввоз черных металлов. 

- Коренным образом решить эту проблему можно только совместными усилиями. На состоявшемся накануне заседании было отмечено, что проблема брошенных поездов не только в ограничении пропускных способностей, сколько в отсутствии взаимодействия партнеров в рыночных условиях. На тактическом уровне решением проблемы может стать переход на единую систему планирования работы железной дороги и морского транспорта, а также объединение имеющихся информационных ресурсов грузовладельцев, железнодорожников и портовиков в единую информационно-логистическую систему с функцией контроля перевозочного процесса. Такое сотрудничество способно создать современную эффективную модель грузовых перевозок, - рассказал руководитель штаба В. Юсупов.

Пока же погода на юге проверяет на прочность не только технику, но и людей.