Кубань или Турция? Почему туристы предпочитают "заграницу"

Не секрет, что многие россияне стремятся проводить свой досуг за рубежом. Но это  не значит, что на отечественных направлениях битва за туристов проиграна. Перспективы внутреннего туризма при профессиональном подходе к делу огромны.

Интересных туристических маршрутов в России предостаточно. Это путешествия по горному Алтаю, поездки на Байкал, Камчатку, природа которой до сих пор сохранилась практически в первозданном состоянии. Это и водный экстрим по рекам Карелии, поездки в Сибирь, Суздаль, Ивановскую область. Все это местная российская экзотика, говорят участники туристического рынка.

Что касается Краснодарского края, то здесь особенно активно развиваются винные туры, где отдыхающим предлагают не только поучаствовать в дегустации, но и принять винные SPA-процедуры.

SPA-туризм — еще одно активно развивающееся в регионе направление, — комментирует генеральный директор туристической компании "Аэроальянс" Анатолий Голощапов. — Он только набирает обороты и, я думаю, будет пользоваться все большим спросом, поскольку вести здоровый образ жизни и следить за своим здоровьем сегодня стало модно и престижно. Многие отели 4-5 звезд на Черноморском побережье имеют собственные SPA-центры и даже предлагают целые программы с использованием таких процедур.

В регионе решается вопрос и о развитии сельского туризма. Благо, сельское хозяйство — один локомотивов экономики края, и здесь действительно есть, что посмотреть. Другое дело, что многие из вышеперечисленных видов отдыха не носят массовый характер и, как правило, рассчитаны на людей состоятельных. Медленно, с большим скрипом, но все же растет на краснодарских курортах и уровень сервиса.

—  Стереотип, будто на российских курортах остался советский уровень сервиса, в корне неверен, — подтверждает Анатолий Голощапов. — Есть множество примеров здравниц, которые предлагают великолепный сервис по приемлемой цене. Надо отдать должное и персоналу наших отелей, который очень старается вывести сервис на качественно новый уровень.

Наряду с курортами Краснодарского края в сегменте внутреннего туризма наибольшим спросом, по словам директора по развитию компании "Девелопмент-тур" Дианы Джаббаровой, пользуются экскурсионные туры по Золотому кольцу, в Москву и Санкт-Петербург, а также посещение Байкала.

Неидеальный отдых

Краснодарский край обладает уникальной санаторно-курортной базой, которая в принципе отсутствует и в Турции, и в Египте. Поэтому лечебный туризм — одно из главных конкурентных преимуществ региона, убеждена генеральный директор туристической компании Л-КИМ Людмила Евграфова. Но проблема заключается в отсутствии государственной поддержки. четкой централизованной системы продвижения и целенаправленной пропаганды отдыха на отечественных курортах. Продвижение, в основном, локальное, но погоды на рынке оно, увы, не делает.

—  Этим летом на нашем побережье среди своих клиентов мы проводили уикенды в отелях четыре звезды, — рассказала Людмила Евграфова (Л-КИМ). — И многие были приятно удивлены качеством отдыха в черноморских отелях. Великолепные шведские линии, хорошее обслуживание. Беда в том, что эти отели если и рекламируются, то, в основном, через туроператоров. Вкладывать в рекламу многие отели не могут или попросту не хотят. А туроператоры тоже не могут себе позволить широкомасштабной рекламной кампании. Получается замкнутый круг. Однако не нужно думать, будто у нас все кругом плохо, а за рубежом отдых идеальный. Это далеко не так, и проблемы есть везде. Возможности обеспечить высококачественный отдых на нашем побережье есть, и немалые.

Проблемы действительно существуют, подтверждает Диана Джаббарова ("Девелопмент-тур"). Операторы, которые формируют туристический продукт, далеко не всегда могут гарантировать высокое качество обслуживания туристов на курорте. Участились случаи "овербукинга" —  ситуаций, когда клиент забронировал и оплатил отель, агентство так же своевременно произвело оплату, получило все подтверждающие документы, а по прилету на курорт выясняется, что в забронированном и оплаченном отеле нет мест.  Предложенная оператором альтернатива не всегда устраивает туриста.

—  Мы отстаиваем позицию клиента, и прилагаем максимум усилий, чтобы впечатления об отдыхе не были испорчены, —   говорит Диана Джаббарова. — Достаточно часто в таких ситуациях мы несем убытки, а операторы, в силу наших договорных отношений, выходят сухими из воды.

Портит рынок и большое количество мелких туристических агентств, которые "растаскивают" клиентскую базу у крупных игроков, переманивая туристов большими скидками. И прежде всего, на зарубежный отдых.

—  К сожалению, после отмены лицензирования агентств мы наблюдаем ситуацию, когда туристическим бизнесом начинают заниматься непрофессионалы, — сетует Диана Джаббарова. — Это не приносит пользы ни туристам, ни существующим на рынке игрокам. Единственный инструмент привлечения клиентов у некоторых агентств это демпинг. Из 10-12% комиссионных, которые зарабатывает такое агентство, 8-10% у него составляет скидка клиенту.

Столкнувшись с непрофессионализмом, клиенты тем самым могут испортить себе долгожданный отпуск за рубежом. Бороться же с демпингом у крупных, зарекомендовавших себя компаний, зачастую нет никакой возможности. Поэтому часть клиентской базы они теряют.

Вопрос цены

Но как бы то ни было, среди россиян большим спросом пока пользуется туризм зарубежный. По словам, Людмилы Евграфовой, за последние годы появилось целое поколение туристов, "выросших" на курортах Турции, Египта, Испании. Причины те же, что и всегда.

Несмотря на все старания, отечественные курорты проигрывают зарубежным по соотношению цена-качество, а, следовательно, и по сервису, который за рубежом все-таки выше, чем в России, — комментирует Анатолий Голощапов ("Аэро-Альянс"). — По-прежнему большим спросом пользуются такие направления внешнего туризма с вылетом из Краснодара как Турция, Египет, Италия, Чехия, Испания. Курорты Краснодарского края, к сожалению, пока не могут составить достойной конкуренции зарубежным. Высококачественный отдых в Россииудовольствие дорогое, и по карману далеко не всем. Поэтому перевес пока идет в пользу внешнего туризма.

Впрочем, в высоких ценах на отдых в отечественных здравницах нельзя винить только их владельцев и руководителей. Таковы созданные в России экономические условия, убежден Анатолий Голощапов. 

Мы пытались проанализировать сложившуюся ситуацию, — говорит Людмила Евграфова (Л-КИМ). — Проблемы одни и те же, и мы ни на шаг не продвинулись в их решении. И, прежде всего, это проблема ценообразования. Цены высоки на все: на проживание в отечественных здравницах, на жд— и авиаперевозки. Людей на пляжах в летний сезон по-прежнему было очень много. Но большинство из них — дикие туристы, добирающиеся к месту отдыха на личном транспорте и проживающие в небольших частных отелях. Такие отели зачастую уходят от системы налогообложения, и в связи с этим они способны более гибко регулировать стоимость проживания. Для больших гостиниц июнь-июль в этом году выдались очень тяжелыми. Правда, осенью ситуация немного выровнялась за счет бизнес-туризма, когда средства размещения стали сдаваться под конференции и другие деловые мероприятия. 

Внутренние перспективы

В целом летний сезон-2011 был гораздо лучше прошлого, отмечает Анатолий Голощапов. По его мнению, это связано с растущим благосостоянием россиян после кризиса. Соответственно, появляются свободные средства, которые люди предпочитают тратить на туристические поездки. В свою очередь туроператоры продолжили развивать уже традиционные летние направления. Наряду с Турцией, большим спросом среди туристов в этом году пользовались курорты Испании. Появились и новые туристические продукты. Например, та же Испания с вылетом из Краснодара. Причем не только пляжный отдых, к которому многие уже привыкли, но и экскурсионные программы.

Что касается предстоящего зимнего сезона, то он обещает быть довольно "жарким". Среди новых туристических продуктов, которые появились к зиме, Анатолий Голощапов отметил прямой авиарейс из Краснодара в Рим, с возможностью недельного проживания в столице Италии и оригинальными экскурсиями. Израиль из Краснодара с прямым перелетом в Эйлат, с  возможностью отдохнуть на побережье Красного моря или взять лечение на Мертвом море, а также Индонезия с вылетом из Ростова-на-Дону.

Поскольку в зимнем сезоне появляется много новых туристических маршрутов для наших туристов с вылетом из Краснодара, то мы активно готовим своих сотрудников для работы по этим направлениям, предоставляя возможность ознакомиться с отельной базой и экскурсиями  в странах, которые пользуются большим спросом зимой,— рассказал Анатолий Голощапов ("Аэроальянс"). — Мы уже начали подготовку к новогодним праздникам и горнолыжному сезону, и готовы предложить своим клиентам разнообразные туристические продукты.

Такого разнообразия продуктов еще не было, отмечает и Диана Джаббарова ("Девелопмент-тур"). Еженедельные вылеты из Краснодара в Верону, что позволяет горнолыжникам "обкатать" итальянские курорты, так же еженедельно — прямые перелеты в Мюнхен. И, пожалуй, самый главный сюрприз предстоящего зимнего сезона — вылет на новогодние каникулы из Краснодара в Гренобль.

Какие перспективы есть у внутреннего туризма? После победы Сочи в олимпийской гонке Диана Джаббарова прогнозирует его динамичное развитие в Краснодарском крае. Будут построены отели высокого уровня, качественные горнолыжные курорты. Туристические же компании будут вынуждены повышать уровень профессионализма и улучшать качество обслуживания.

— Уже сейчас строится множество объектов размещения и горнолыжных курортов, которые готовы предоставить сервис высочайшего уровня и удовлетворить запросы самых взыскательных клиентов, — подтверждает Анатолий Голощапов. — На Черноморском побережье действуют пятизвездочные отели с великолепной инфраструктурой и обслуживанием, готовые удовлетворить спрос состоятельных клиентов.

Пока же, по словам Людмилы Евграфовой (Л-КИМ), основной доход туристическим компаниям приносят зарубежные направления, а, увы, не местные курорты.   

За сколько и куда

Страна
(вылет из Краснодара)
Минимальная стоимость тура
(рублей с человека)
Италия 12 400
Испания 20 000
Турция 10 000
Египет 15 000
Чехия 20 000
Израиль 25 000

Источник: туристическая компания "Аэро-Альянс". Данные на сентябрь 2011 года.

Полностью материал опубликован в свежем номере "Краснодарского Бизнес-журнала".

"Бизнес-журнал" — самое массовое всероссийское деловое издание, адресованное предпринимателям, управляющим собственникам компаний и топ-менеджерам. "Краснодарский "Бизнес-журнал" выпускает ООО "Издательский дом "НьюМэн".