Сила знаний. Для чего нужно дополнительное образование

Зарабатывать на дополнительном образовании стало модно, и делают это многие: государственные и частные учебные заведения, консалтинговые компании. Благо открыть учебный центр и "продавать" знания сейчас несложно.

Только в одном Краснодаре услуги дополнительного образования оказывают порядка 20 учебных центров, серьезно конкурирующих друг с другом. Желающих получить второе высшее образование на платной основе охотно приглашают и краснодарские вузы. В регионе довольно успешно работает система институтов дополнительного образования. В свое время именно эти структуры помогали уволенным в запас военнослужащим переквалифицироваться в юристов, финансистов, менеджеров, а разочарованным учителям – приобрести профессию психолога, социолога, маркетолога. Такие институты работают сегодня на базе Кубанского государственного университета, медицинской академии и других вузов. Не отстают от них и средние специальные заведения, предлагающие освоить дополнительные профессии.

Наибольшим спросом на краснодарском образовательном рынке пользуются краткосрочные курсы повышения квалификации, тренинги, профессиональная переподготовка. При этом сезонный спрос на эти услуги зависит от рода деятельности компании-заказчика, – рассказала директор Учебного центра "Ваш СоветникЪ" Елена Колонтаевская. Например, в компаниях, занимающихся производством прохладительных напитков, в летний сезон никто не учится, учебу переносят на межсезонье. Те же, кто, допустим, производит радиаторы, планируют обучение именно на летний период.

Массовое открытие тренинговых центров приходится на экономически благоприятные периоды. В условиях кризиса эти предприятия подвержены большому риску, поскольку бюджеты даже крупных компаний в первую очередь урезают в части расходов на повышение квалификации и обучение персонала. Например, в 2008 году свое существование прекратили около четверти тренинговых компаний ЮФО. Однако уже к концу 2010 года их количество увеличилось на 15%.

По словам директора компании "Транс Бизнес Консалтинг-Юг" Татьяны Владимировой, в относительно благоприятные экономические периоды предложение на этот вид услуг значительно превышает спрос, что неудивительно. Открыть образовательный центр сравнительно легко. Оформил ИП, получил лицензию, арендовал офис и тренинговый зал – и работай. На проведение краткосрочных обучающих курсов (до 72 часов) даже лицензия не требуется. Самое сложное и ответственное в этой сфере – найти профессиональных бизнес-тренеров.

- Специалистов высокого уровня на нашем региональном рынке можно пересчитать по пальцам, – убеждена Татьяна Владимирова. – Но они настолько хороши, что способны дать фору многим московским и питерским коллегам. Да простят меня последние.

Показатель качества


В Краснодарском крае ассортимент обучающих программ меньше, чем в Москве, Санкт-Петербурге или, к примеру, в Новосибирске. Традиционно считается, что и уровень предоставляемых услуг здесь ниже. Однако тренинговые центры, успешно реализующие свои программы профессионального обучения в Краснодаре и крае, как правило, имеют в своем штате сильных бизнес-тренеров, практиков, систематически повышающих свой профессиональный и личностный уровень. Уровень и качество услуг таких компаний очень высокие. И, конечно, есть компании, уровень компетентности специалистов которых и, соответственно, качество услуг оставляют желать лучшего, считает Татьяна Владимирова ("Транс Бизнес Консалтинг-Юг"). При этом не являются исключением и некоторые московские компании или специалисты.

Так, по словам руководителя отдела продаж компании "Современные технологии управления" (сертифицированный учебный центр 1С) Анастасии Ткаченко, обучением компьютерным курсам часто занимаются центры общей направленности. Большинство преподавателей в таких центрах – теоретики, которые не сталкивались с практическим ведением учета.
По мнению Татьяны Владимировой, у компаний и заведений, тиражирующих некачественный образовательный продукт, нет перспектив для развития. Тем же, кто пришел в образовательную сферу всерьез и надолго, гарантированы успех и признание, хорошая репутация, наработанная клиентская база, уважение коллег по цеху. Правда, приходит это не сразу и не само по себе.

Стимул для свершений


В 2009-2010 годах работодатели не очень охотно отправляли сотрудников на обучение.
 - Но сейчас, – отмечает Елена Колонтаевская ("Ваш СоветникЪ"), – ситуация меняется в лучшую сторону. В среднем обучающие семинары стоят от 1 500 до 2 500 рублей за семинар с человека, курсовая подготовка – от 7 000 до 20 000 рублей за курс с человека в зависимости от темы, продолжительности, уровня квалификации преподавателя.
Часто бывает и так, что за дополнительное обучение платит не работодатель, а сам сотрудник. Таких обучающихся на рынке, по словам Колонтаевской, около 60-70%.

Другого мнения Татьяна Владимирова.
- По опыту работы нашей компании могу сказать, что сейчас в большей части оплату производят работодатели. Иногда с сотрудником, плату за обучение которого берет на себя компания, подписывается ученический договор. Этот документ, с одной стороны, страхует компанию от рисков, с другой стороны, гарантирует сотруднику деятельность в компании как минимум на обозначенный в договоре срок. И подтверждает значимость сотрудника для компании, – считает она.

Общеизвестно, что у сотрудников, оплачивающих свое обучение из собственного кармана, большая степень мотивации приобретения знаний и их реализации на практике. Но нельзя сбрасывать со счетов и такие факторы, как заинтересованность руководства в развитии своих сотрудников и система контроля деятельности по итогам обучения. При наличии этих факторов эффективность обучения значительно возрастает.
Зачем вообще нужно дополнительное обучение? Все просто. Многие не без оснований считают, что сегодняшняя система высшего образования в России не позволяет выпускнику вуза иметь необходимый багаж практических навыков по полученной специальности. Особенно актуально это в сфере управления: дефицит управленческого опыта сложно чем-либо компенсировать. И именно тренинговые компании предоставляют реальную возможность формирования и развития практических управленческих навыков, которые можно использовать в реальной деятельности.

- Дополнительные курсы и тренинги призваны помочь молодому специалисту погрузиться в практику работы, узнать конкретно, куда, что и нужно "нажимать", – комментирует Анастасия Ткаченко ("Современные технологии управления").

- В Европе официанта не выпустят в зал, если он не пройдет обучение по специальной программе минимум 80 часов (десять тренинговых дней), – говорит Татьяна Владимирова ("Транс Бизнес Консалтинг-Юг"). – А у нас часто сомневаются, нужен ли качественный управленческий тренинг, хотя бы двухдневный.

Экономический и психологический эффект обучения профессиональным навыкам в активной форме действительно сложно переоценить. Обученные сотрудники более компетентно и качественно выполняют свои должностные обязанности, становятся личностно более зрелыми, уверенными в себе, и, что важно, у них появляется более лояльное отношение к компании, руководству, подчиненным, коллегам, клиентам, поставщикам. Если формат занятий корпоративный, то формируется общее понимание и принятие цели, ценностей компании, ее норм и требований, заинтересованность каждого в решении общих для компании проблем и задач. Образуется единое информационное поле.

По мнению Елены Колонтаевской ("Ваш СоветникЪ"), когда сотрудник понимает, что он не хуже других, а в чем-то и лучше, повышается его самооценка. У специалиста появляется стимул для новых свершений, что напрямую отражается на успешности компании в целом.

Что посмотреть в Сочи
27 апреля, 10:44
Что посмотреть в Сочи
Музей-бар, водопады, ресторан с видом на горы и еще 3 классных места
Вязкий газон в Самаре и эмоции футболистов
29 апреля, 16:01
Вязкий газон в Самаре и эмоции футболистов
Разбор матча «Краснодара» с «Крыльями Советов»