Интернет-магазины: настоящий бизнес или элемент пиара?

Интернет уже перестал быть для большинства чем-то далеким и непонятным – по последним опросам, более 25% жителей нашей страны пользуются им регулярно.

В Сети сегодня можно делать почти все, что и в "обычной" жизни – знакомиться и общаться, узнавать оперативную информацию, заниматься бизнесом, смотреть фильмы и слушать музыку. Одно из главных достоинств "глобальной паутины" в том, что она позволяет ощутимо экономить время. Например, онлайн-шоппинг избавляет от необходимости длительных походов по магазинам и потраченных на транспорт, пробки, а иногда и продавцов нервы.

В последние годы интернет-торговля в России завоевывает все большую популярность. По данным ROMIR Monitoring, 95% российских пользователей Паутины за последний год посещали сайты интернет-магазинов, а 60% совершали там покупки.
Причем виртуальные "киоски" и "супермаркеты" открывают не только предприниматели, ведущие бизнес и исключительно в Сети, но и владельцев реально существующих магазинов и торговых сетей, которые видят в этом реальную возможность расширить свою клиентскую базу и увеличить объем продаж.
Эта популярность объясняется рядом преимуществ интернет-торговли: немногочисленность персонала, существенно меньшая арендная плата, круглосуточная доступность 365 дней в году, отсутствие сутолоки и т.д.

Продают в Интернете практически все – от туалетной бумаги до элитного жилья, но особой популярностью до сих пор пользуются т.н. скачиваемые товары (музыка, компьютерные программы и игры, электронные книги и другой цифровой контент). Еще активно покупают лекарства и БАДы, "обычные" книги и DVD, подарки и парфюмерию. Но свободных ниш достаточно и среди этих категорий, а новые или необычные предложения до сих пор ждут своих инвесторов.

Чтобы начать работать в этом сегменте рынка, можно купить готовый проект либо сделать его самому. Услуги по созданию интернет-магазинов предлагают многие web-студии, цены колеблются от 8-12 до 90 тыс. рублей – все зависит от запросов заказчика и желаемого дизайна. Можно купить один из т.н. коробочных вариантов, которые их создают, в частности, "1С-Битрикс" или NetCat, однако обычно они требуют основательной доработки.

Как и в любом другом бизнесе, для открытия интернет-магазина потребуется собрать определенные документы. Для начала необходимо стать субъектом предпринимательской деятельности: зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя (ИП) или как юридическое лицо, открыть банковский счет (для безналичных операций), зарегистрировать и установить кассовый аппарат (представление кассового чека всем своим клиентам вместе с гарантией, товарным чеком, инструкцией обязательно). Также можно открыть электронный кошелек – для желающих расплатиться через службу Web.Money или Yandex.Деньги.
Налоги со всей прибыли платятся так же, как и в случае реального магазина. Зато никаких особенных лицензий или разрешений для интернет-торговли не требуется.

В Краснодаре пока не так много "чистых" интернет-магазинов – обычно они являются дополнением к уже существующему бизнесу. Так, Андрей Коршунов, руководящий интернет-магазином детских игрушек, рассказал, что его проект (уже третий по счету) подкреплен сетью оптово-розничных магазинов подарков, игрушек и других товаров для малышей "Незнайка".
По его мнению, "интернет-магазин – это имиджевый проект, но не более", так как в Краснодарском крае, в отличие от Москвы, подобный бизнес еще не имеет широкого распространения и, соответственно, большой прибыли он не приносит. Зато в Сети можно купить товар почти без наценки, что обусловлено минимальными затратами на обслуживание интернет-бизнеса: в магазине работает всего два человека.

Еще один интернет-проект под названием "Смекалкин.ру" также является дополнением к реально существующему бизнесу  магазинам "Капитошка". 
- Сегодня покупателям легче посмотреть интересующий их товар в Сети, а потом все-таки приехать и купить его по старинке. Это объясняется тем, что не только в Краснодаре, но и России в целом люди не доверяют или просто не имеют опыта таких покупок, – говорит администратор Алексей.

Пока на региональном рынке значительная часть интернет-магазинов представляет собой своеобразное сетевое дополнение к основному бизнесу компании. Это, скорее, элемент имиджа или стратегии развития, чем способ зарабатывания денег, да и о самоокупаемости заботиться не приходится.
Однако получить настоящее развитие эта отрасль сможет только в условиях настоящей конкуренции. Тогда не только жители США или Кореи, но и мы с вами сможем купить, не вставая с кресла, практически что угодно.