В ногу с инвестиционным караваном, или ностальгия по ВДНХ

Текущий год для краевых властей стал рекордным по презентационной активности: подготовка к международным форумам и работа на них идут в режиме нон-стоп. В службах и департаментах администарции — непрекращающиеся чемоданные настроения, на все вопросы — просьба подождать, вот только разберемся с очередной поездкой.
Руководителей края и крупных бизнесменов невозможно застать в Краснодаре, они едва успевают вернуться из поездки, рассказать об итогах встреч — и вновь отбывают в очередную командировку вместе с кубанской делегацией, которую в администрации уже успели окрестить "инвестиционным караваном". Иногда случаются просто комедийные совпадения: набрав один за другим три-четыре сотовых номера руководителей крупных предприятий, можно получить совершенно одинаковый ответ — извините, говорить не могу, сижу на форуме, слушаю Ткачева.

"Инвестиционный караван" Кубани отправился в путешествие зимой этого года, намереваясь продолжить демонстрацию достижений и возможностей региона вплоть до осеннего сочинского форума "Кубань-2006". С января по июнь делегация Краснодарского края посетила выставки "Зеленая неделя" в Берлине и "MIPIM" в Каннах, Санкт-Петербургский экономический форум, кроме того, в Вене и Лондоне прошли выставки-презентации "Краснодарский край — инвестиционная привлекательность", а в Мюнхене — "Дни Краснодарского края в Германии". За время странствий кубанцам удалось насобирать солидную сумму инвестиций, а также существенно улучшить имидж края — по крайней мере, так считает губернатор Александр Ткачев, расценивающий презентационную деятельность как одно из наиболее существенных направлений работы краевой администрации.

Бизнес-сообщество региона, в принципе соглашаясь с тем, что над улучшением имиджа края надо работать, сравнивает международные форумы и выставки на нынешнем этапе своего развития с советским проектом ВДНХ: масштабно, красиво, а как применить на практике?

- Знаете, как нас воспринимали в Европе пять лет назад? — обратился когда-то губернатор Кубани Александр Ткачев к участникам ток-шоу "К барьеру" на одном из телевизионном канале НТВ. — У меня тогда переспрашивали: Кубань — это Куба? Где это, в какой стране, в какой части света? Теперь все знают, что Кубань — это один из лучших регионов России, в котором очень выгодно и комфортно делать бизнес.
По данным администрации края, за пять лет в регион вложено 14 миллиардов евро инвестиций, по объему иностранных инвестиций край занимает третье место в стране, на долю Краснодарского края приходится десятая часть всех иностранных инвестиций, направленных в Россию. Губернатор Кубани обычно перечисляет ряд объективных факторов, способствующих ускоренному притоку инвестиций в край, среди которых — благоприятная система налогообложения, качественная антимонопольная среда, открытость глобальным рынкам.

Однако, по мнению первых лиц Кубани, усилия власти по созданию благоприятных условий для развития бизнеса в условиях жесткой конкуренции за инвестиционные потоки могут быть недостаточны — их необходимо подкрепить мощной рекламной кампанией.
- На инвестиционном рынке мы действовали и будем действовать по принципу: "Вы еще не вкладывали средства в Краснодарский край? Тогда мы идем к вам! — заявил Александр Ткачев. - Чтобы приготовить блюдо под названием "рыночная экономика", нужны десятки компонентов. Экономические форумы — один из основных таких компонентов.
В качестве подтверждения этой мысли глава края привел внушительный список крупных инвестиционных проектов, которые успешно реализуются в регионе: фабрика "Nesle", завод "Бондюэль", завод "Claas", строительство нового российского порта на Тамани "Железный Рог" и многих других объектов. "Все эти успешные проекты начинались именно на выставках и форумах в прежние годы", — утверждает губернатор.

Будут ли новые соглашения, заключенные "инвестиционным караваном", такими же удачными? Пока можно говорить только о количестве и масштабах соглашений, а отчет краевой администрации выглядит внушительно.
В ходе международной выставки недвижимости "MIPIM" в Каннах край подписал 6 соглашений на 650 млн. евро. На презентации края в Австрии в марте текущего года делегация Кубани подписала 24 соглашения на 750 млн. евро. Крупнейшие из них — соглашения с компанией "Power Pack Sales and Marketing", которая будет строить в Новокубанском районе завод по переработке твердых бытовых отходов стоимостью 150 миллионов евро, а фирма "Energy Trading Consulting GmbX" — завод по переработке рапса стоимостью в 15 млн. долларов. Компания "Газпромбанк-Инвест" и "Garrote Handelsgesellshaft GmbH" планируют создать новую коммунальную и транспортную инфраструктуру Краснодара и вложить в этот проект 40 млн. долларов.
В Лондоне в ходе презентации Кубани был подписан меморандум с Европейским банком реконструкции и развития о финансировании инфраструктурных проектов Краснодара и края, а также ряд соглашений с крупнейшими британскими туристическими, транспортными и девелоперскими компаниями в общей сложности на 250 миллионов фунтов.

За время работы экономического форума в Мюнхене было подписано 30 соглашений на 1,3 млрд. евро., в том числе соглашения с "Всемирным торговым центром Кельна", который намерен вложить 120 млн. евро в строительство культурно-развлекательного центра по типу Диснейлэнда в Горячем Ключе. Компания "Siemens" готова обеспечить оборудованием по энергосберегающим технологиям объекты жилищно-коммунального хозяйства Краснодара (стоимость проекта — 10 млн. евро), а также вложить 15 млн. евро в установку систем автоматизации на предприятиях АПК края. Компания "CLAAS" подтвердила намерения построить вторую очередь своего завода в Краснодаре и вложить в этот проект 20 млн. евро.
"Инвестиционный супермаркет Краснодарского края" стал самой масштабной выставкой среди экспозиций российских регионов на десятом международном Санкт-Петербурском экономическом форуме. Основной акцент был сделан на презентацию территорий, которые в перспективе должны стать особыми экономическими зонами курортно-рекреационного типа, олимпийского проекта "Сочи-2014" и проекта реконструкции центра Краснодара. Самыми крупными соглашениями, которые руководители края привезли из Санкт-Петербурга — это соглашения с председателем Совета директоров компании "Базовый элемент" Олегом Дерипаской о застройке туристско-спортивными и жилищно-гостиничными комплексами Нижнеимеретинской долины в районе Сочи (в проект будет вложен 21,5 млрд. рублей), а также соглашение с Национальным банком развития бизнеса (стоимость проекта 7 млрд. рублей), который намерен вложить деньги в строительство туристско-спортивного комплекса на Красной Поляне, курортного комплекса "Гольфгород" и в реконструкцию пансионата "Олимпийский-Дагомыс". Не менее шумной в плане пиара и результативной по контактам была и недавняя презентация экономики Кубани в Шанхае…

- Мы добились главного — перелома в сознании кубанских предпринимателей, — так оценивает активизацию презентационной деятельности региона глава края Александр Ткачев. — Региональное бизнес-сообщество осознало, что затраты на презентационную деятельность так же выгодны и так же неизбежны, как затраты на рекламу товаров. Да, выставки и презентации — весьма дорогие мероприятия, но в то же время и очень выгодные. В этом Краснодарский край, который из года в год организует форумы и участвует в выставках в Берлине, Ганновере, в Каннах, в Сочи, убедился на собственном опыте. На один евро, потраченный на участие в таких мероприятиях, мы привлекаем 10-15 евро прямых инвестиций.

Представители краевой бизнес-элиты в целом согласны с тем, что брэнд "Кубань" нужно продвигать на международном уровне, хотя в неофициальных беседах жалуются на то, что участие в международных выставках зачастую носит скорее принудительный, чем добровольный характер. Помимо официальных взносов за участие в каждой выставке предпринимателей обязывают вносить "спонсорскую помощь". Разумеется, руководитель имеет право отказаться от участия в презентационном мероприятии, однако многие опасаются оказывать прямое противодействие административному нажиму.
- Мы строим отношения с краевой властью по принципу по принципу "ты мне — я тебе", — поделился впечатлениями один из краснодарских предпринимателей. — У нас периодически возникает необходимость обращаться к администрации края, например, по поводу субсидирования кредитов. В случае, если мы "проявляем понимание" в вопросе оплаты участия в очередном форуме, у нас больше шансов получить помощь от властей.

Впрочем, практические результаты форумов руководители чаще всего оценивают их эффективность с формулирвокой "пятьдесят на пятьдесят".
- Для нас были бы предпочтительнее специализированные выставки, — говорит Олег Лучков, директор завода "Армавиртяжмаш", — На краевых форумах и выставках мы имеем вариант ВДНХ: много, красиво, но не всегда применимо на практике. Проекты бывают представлены, на мой взгляд, слишком широко — от добычи полезных ископаемых до образования.

- Активный инвестиционный маркетинг" администрации Краснодарского края позитивно оценивается московскими специалистами в области привлечения инвестиций. "Регион инвестирует в свой промоушн значительные средства, но и отдача от них не может не впечатлять,
— утверждает кандидат экономических наук Андрей Серпилин, директор по консалтингу московский компании "БДО Юникон Консалтинг". — Приведу конкретный пример. На последнем форуме "Кубань — 2005" активно обсуждалась проблема участия Сочи в конкурсе на право провести Олимпийские игры 2014 года. Конечно, нельзя утверждать, что проведение форума стало решающим фактором для принятия правительством России федеральной целевой программы "Развитие г. Сочи как горноклиматического курорта (2006 — 2014 годы)" с общим объемом финансирования в 11,7 млрд. долларов. Однако дискуссии на форуме сыграли определенную роль в процесс принятия решений на федеральном уровне.

При этом А. Серпилин отметил определенные недочеты инвестиционной стратегии администрации края и резервы по ее совершенствованию.
- На мой взгляд, администрации региона не хватает фокусирования на ключевых инвестиционных приоритетах, — утверждает эксперт. — Например, на прошлогоднем форуме "Кубань-2005" один из представителей администрации на полном серьезе подчеркнул, что в портфеле региона более 150 стратегических (!) инвестиционных проектов. На мой взгляд, это нонсенс, к числу стратегических нельзя относить более 5 - 10 проектов. В противном случае мы сталкиваемся с распылением административного ресурса по локальным задачам.
Эксперт предполагает, что такая ситуация, возможно, является следствием отсутствия долгосрочной стратегии развития региона: "Инвестиционная стратегия должна обеспечивать реализацию стратегических целей и задач, то есть обслуживать стратегию путем ее накачки инвестиционными ресурсами, а как это можно осуществить, если цели не сформулированы и формализованы?".

По мнению эксперта, при оценке эффективности презентационной деятельности Кубани решающим критерием должно стать не количество подписанных соглашений, а их соответствие стратегии развития края. Одним из вариантов может стать привлечение массированных инвестиций в грузовую транспортную логистику, так как в период олимпийской стройки существующая транспортная инфраструктура региона может не справиться с возросшим грузопотоком.