Новые уловки мобильных мошенников

В полдень 8 марта у меня зазвонил телефон. Мобильный, подключенный к сети "Билайн". Приятный мужской голос сообщил, что мне исключительно повезло – мой номер принял участие в розыгрыше призов, проводимом радиостанцией "Европа плюс" совместно с компаниями "Билайн", "МТС" и "Мегафон" и – какое везение! – мне достается телефон фирмы "Сименс".
На этой мажорной ноте собеседник отсоединился, сообщив напоследок, что подробности я могу выяснить, позвонив по московскому номеру, который высветился на моем мобильном: 960-059-22-82. Немного огорчившись, что подробности везения надо узнавать за свой счет, я набрала номер и услышала все тот же приятный голос, который подтвердил – да, ваш номер является победителем розыгрыша, скажите фамилию и адрес.

Вопрос удивил: если розыгрыш проводится совместно с компанией "Билайн", то в базе данных оператора сотовой связи должны быть данные абонентов? "У нас есть адреса, но не все, – туманно объяснил собеседник. – Куда вам выслать приз? Если хотите, можете забрать его в московском офисе".  Попросив выслать приз по адресу, указанному в базе данных "Билайна", я собралась отсоединиться, но собеседник не успокаивался: "Да, у вас еще один приз – бесплатное подключение к безлимитному тарифу "Билайн"! Представляете, две удачи в один день!".

Для приобщения к удаче номер два, в отличие от чистого счастья получения телефона, уже требовалось затратить некоторые усилия: мой загадочный собеседник мягко, но настойчиво попросил сбегать в ближайший пункт оплаты услуг связи и купить непременно двадцатидолларовую карточку, никак не меньше. "В вашем распоряжении 30 минут, за это время вы должны купить карточку, потом выйти в Интернет, а там вам сообщат, что именно нужно делать. Мы сами переведем ваш телефон на новый тариф, вы будете говорить, сколько захотите!", – вещал молодой человек.
На вопрос, зачем нужно ставить рекорды скорости покупки карточек, собеседник выразил раздражение моей тупостью: "Так желающих говорить по безлимитному тарифу знаете сколько? Или вы немедленно соглашаетесь, или ваш приз уходит другому победителю розыгрыша!" .
Не хотелось обижать доброжелательного юношу подозрениями, но я все же сообщила ему, что обычно требуют немедленно заплатить, создавая ажиотаж, всевозможные мошенники. "Ну почему вы нам не верите? – огорчился молодой человек. – Можете открыть наш сайт – evropa-plus.com – и там прочитать условия розыгрыша. Я сотрудник отдела информации, можете туда позвонить".

Юноша знал, что говорил – естественно, в праздничный день 8 марта было маловероятно встретить сверхбдительную даму, которая не только открыла бы сайт "Европы-плюс", но еще и стала бы звонить в московский офис радиостанции. Тем более, что собеседницу уже обрадовали тем, что в ближайшее время на ее адрес по почте прибудет новенький сотовый телефон.
"Неужели жулики? – удивлялись знакомые, услышав эту историю. – А смысл?". Можно было предположить, что объектом интереса мошенников мог стать секретный код карточки стоимостью 20 долларов. Отправляешь его приятному молодому человеку – и привет денежкам. Вроде бы немного, но, как говорится – курочка по зернышку клюет, а в итоге у юноши действительно получается безлимитный тариф.

Чтобы проверить подозрения и заодно посодействовать выводу мошенников на чистую воду, в первый после праздников рабочий день я позвонила в московскую редакции радио "Европа – плюс". Фальшивые данные "призораздатчика" выявились сразу: домен сайта радиостанции в сети Интернет – не com, а ru. Отдела информации радиостанции, сотрудником которого представлялся молодой человек, не существует в природе, а адрес, по которому мошенники приглашают прийти за призом, даже отдаленно не напоминает данные, опубликованные на официальной странице радио. 

Сотрудники "Европы плюс", которым я начала излагать историю, встретили рассказ дружным стоном: "Ну вот опять! Три года предупреждаем, пишем, говорим – не верьте жуликам, никаких розыгрышей среди абонентов сотовой связи мы не приводим – а все равно некоторые доверчивые товарищи попадаются".
Пресс-атташе радиостанции "Европа-плюс" Ирина Кошелева привела самый экзотический прикол, выдуманный мошенниками: заплатите 400 долларов – и вы уедете из нашей студии на собственном автомобиле! "Если бы вы видели студию "Европы плюс" – вы бы поняли, что вообразить картинку "автомобиль в студии" может человек, который у нас никогда не бывал", – рассказала Ирина.

 Как выяснилось, самая распространенная схема обмана абонентов сотовой связи действительно предполагает банальный увод денег с карточки: сообщите секретный код незнакомому молодому человеку – и он благополучно заведет ваши деньги на свой счет. Или продаст друзьям и знакомым по сниженной цене. Активность мошенников возрастает в праздничные и выходные дни, когда бдительность граждан притупляется, а офисы компаний, на которые ссылаются мошенники, не работают, поэтому у "счастливчика" нет возможности проверить достоверность сведений о "сюрпризе".

С попыткой обмана сталкиваются не только "Европа плюс", но другие радиостанции, имя которых используют мошенники. Громкое имя известного радио может действовать гипнотически, особенно для фаната радиостанции, который привык к кому, что в эфире без конца разыгрываются викторины  и слушателям обещают призы.
"Отличит мошенника от настоящего сотрудника радио просто – на радио ваш голос обязательно должен прозвучать в эфире, – советует Ирина Кошелева. – Ни мы, ни другие радиостанции никогда не ведут розыгрышей "за кадром". Для того, чтобы поучаствовать в розыгрыше, слушатель обязательно должен проявить хоть какую-то активность – позвонить, ответить на вопрос, пообщаться с ведущим в эфире. Если вам сообщают, что вы победили в радиовикторине заочно – не верьте, вас пытаются обмануть!".

Чтобы защитить доброе имя от мошенников, FM-радиостанции проводят среди слушателей "разъяснительную работу", публикуют призывы не попадаться на удочку мошенников в газетах. Тем не менее поток желающих получить телефон и подключиться к выгодному тарифу не иссякает.
Руководство радио "Европа плюс" обращалось в милицию и прокуратуру с заявлением об использовании их имени мошенниками, однако на это обращение был получен ответ, что заявление может быть принято только от пострадавшего от действий мошенника. "Нам неизвестно ни об одном случае в России, чтобы "мобильный мошенник" был выявлен и осужден", – пояснила И. Кошелева. 

Как пояснили сотрудники правоохранительных органов, выявление лиц, причастных к такого рода мошенничествам, – сложный процесс, несмотря на то, что у тех,  кому звонили жулики, остается номер их телефона. Телефоны, с которых звонят приятные молодые люди, зарегистрированы или на утерянные паспорта, или на подставных лиц. Кроме того, при проверках часто выяснятся, что звонок по поводу викторины и приза, оказывается, был совершен из мест лишения свободы!
Но даже если милиции удается абсолютно точно установить владельца телефона, этот факт не является основанием для привлечения мошенника к ответственности.  Как доказать, что именно подозреваемый звонил со своей трубки? А если ее взял друг, знакомый или вообще неизвестно кто?

После общения с собеседником в праздничный день, признаюсь, я очень хотела пойти в милицию, написать заявление и потребовать у правоохранительных органов разобраться с обманщиками. Не потому, что жалко времени, затраченного на общение с жуликами и потраченных на переговоры денег. Была надежда, что милиция сможет вытащить на свет божий любителя чужих двадцатидолларовых карточек. И также испортить ему настроение, как он это делает с десятками собеседников, даже если ему не удается выманить заветные деньги на карточке. Но раз получается, что шансов поймать жулика мало – тогда что поделаешь? Какой смысл разводить милицейскую писанину и портить правоохранительным органам отчетность?

Остается пожелать себе и прочим быть внимательными и не верить вкрадчивым голосам в телефонной трубке, если они обещают приятный сюрприз.

P.S. Любознательные читатели могут позвонить доброму юноше и потребовать приз. Конечно, мошенник быстро сменит трубку, но, может быть, это наведет его на мысль, что устраивать сюрпризы может не только он?