Культурная жизнь. Новый бренд музея Коваленко

  •  © Предоставлено The Artivist
    © Предоставлено The Artivist

Юга.ру уже писали о том, как разрабатывался брендинг для художественного музея им. Ф. А. Коваленко. Теперь концепция принята, и мы решили еще раз поговорить с основателем агентства The Artivist Валерией Витвицкой, разработавшей фирменный стиль, и директором художественного музея им. Ф. А. Коваленко Вячеславом Саркисовым о том, что в брендинге главное и как он будет работать.

Я знаю, что процесс согласования концепции продолжался довольно долго. Сколько времени прошло между предложением The Artivist и окончательным принятием нового имиджа?

Вячеслав Саркисов

Вячеслав Саркисов

директор Краснодарского краевого художественного музея им. Ф. А. Коваленко

— Агентство The Artivist презентовало концепцию в начале ноября 2016 года, а окончательно принята она была в апреле этого года. Музей — это часть городского пространства. Мы понимаем, что любые перемены, связанные с музеем, влияют на весь культурный климат города. Ребрендинг подразумевает большие изменения, поэтому со своей стороны мы подошли к решению этой задачи максимально ответственно и серьезно. Многие аспекты требовали обсуждения с агентством The Artivist и внутри самого музея.

В Международный день музеев, 18 мая, запланированы официальная презентация нового бренда и конференция, в которой примет участие директор по связям с общественностью Третьяковской галереи Лара Бобкова — она расскажет об опыте ребрендинга такой авторитетной институции, как Третьяковская галерея.

Почему музей все-таки согласился с предложенным брендингом?

— Мы увидели большой потенциал для музея. Коллекция нашего музея — бесценное культурное наследие, что подтверждают многочисленные выставки наших экспонатов в других музеях. Мы хотим, чтобы выставки и образовательные мероприятия музея Коваленко стали по-настоящему интересны современному зрителю.

  • Брендинг музея Коваленко © Фото предоставлено The Artivist
    Брендинг музея Коваленко © Фото предоставлено The Artivist

Совместно с агентством The Artivist перед запуском ребрендинга мы проводили исследования и опросы среди жителей города. Для нас было важно понять, каким хотят видеть музей жители Краснодара, чего им не хватает, где мы упускаем контакт. Новый бренд позволит привлечь внимание молодого поколения к музейным проектам.

Кроме контакта с молодежью, в чем вы видите задачу нового бренда?

— Новый бренд — это не только визуальная коммуникация, это в первую очередь концепция развития на ближайшие несколько лет.

Основная задача — найти общий язык с нашим зрителем и реализовывать свою просветительскую миссию. Мы рассчитываем, что новый бренд привлечет внимание туристов, укрепит лояльность существующих посетителей, популяризирует музей среди молодежи, а также позволит наладить партнерские отношения с предпринимателями и крупным бизнесом.

Какие элементы концепции вам нравятся больше всего?

— Я считаю очень важным то, что новый бренд ставит акцент на обоих зданиях, памятниках архитектуры. Выяснилось, что краснодарцы просто не знают, что музею принадлежат два здания и в обоих есть экспозиции и проходят выставки.

Мы благодарим агентство The Artivist за разработку нового фирменного стиля. Они придумали и учли то, как при помощи нескольких знаков — 13 и 15 — можно решить вопрос двух зданий. Таким образом, эти маркеры на афишах будут выполнять своеобразную навигационную функцию, ориентируя посетителя, в каком здании проходит выставка.

В коллекции музея есть настоящее сокровище — картина Казимира Малевича «Супрематизм», его самое знаменитое произведение после «Черного квадрата»

Музею им. Коваленко в этом году 113 лет. Какие самые важные изменения произошли за это время и считаете ли вы, что такие изменения происходят сейчас?

За более чем столетнюю историю музей точно не стоял на месте: с тех пор как Федор Коваленко подарил ему свою коллекцию, фонды музея увеличились, сейчас насчитывается около 13 тыс. единиц произведений искусства. Мне кажется, самое важное для музея — идти в ногу со временем, не забывая о традициях.

Мир и технологии меняются стремительно, и музей старается по возможности внедрять новшества в свою деятельность. Следующим шагом внедрения фирменного стиля будет оформление нашего сайта и запуск его мобильной версии. Нам бы хотелось, чтобы и дизайн сайта соответствовал требованиям времени и давал возможность посетителям лучше ориентироваться в музейных проектах.

Для реализации этого и ряда других проектов мы создаем попечительский совет и приглашаем всех желающих в него вступить. Мы будем рады тем, кто хочет принять участие в развитии музея и внести вклад в развитие культуры и искусства. Друзья музея будут иметь ряд приятных привилегий и возможность оставить свое имя в истории нашего края.

Мы открыты для сотрудничества с компаниями, заботящимися о культуре и обществе, в рамках программы корпоративной социальной ответственности. Нам также есть чем отблагодарить наших спонсоров, поэтому надеемся на взаимовыгодное сотрудничество.

  • Фирменный стиль музея Коваленко © Фото предоставлено The Artivist
    Фирменный стиль музея Коваленко © Фото предоставлено The Artivist
Валерия Витвицкая

Валерия Витвицкая

основатель агентства The Artivist

Валерия, вы с агентством The Artivist продолжите сотрудничество с музеем, или ваша миссия уже выполнена?

— Мы тесно сотрудничаем с музеем и поддерживаем проведение изменений. Конечно, невозможно сказать, что наша миссия уже выполнена, нет. Мы в самом начале пути и намерены помогать до полной реализации запланированных проектов. Мы действительно верим, что с нашей помощью у музея появится больше посетителей, музей сможет увеличить бюджет и привлечь инвестиции, а значит, реализовывать новые проекты и развивать культуру в Краснодарском крае.

Какие изменения ждут музей Коваленко?

— Изменения мы планируем проводить поэтапно. Один из первоначальных проектов связан с внедрением внешней и внутренней навигации. Мы уже начали с того, что включили цифры «13» и «15» в основу бренда, теперь не должно возникать путаницы насчет существования второго здания.

Наши исследования выявили, что 68% посетителей испытывают трудности и при ориентации внутри музея. Комнат и экспозиций много, в итоге посетитель знакомится лишь с малой частью коллекции, и это только потому, что физически не дошел до остальных залов.  

Мы разработали проект такой навигационной системы, которая обеспечит комфортное перемещение посетителя как внутри музея, так и снаружи, а также объединит оба здания в единый ансамбль. Все элементы системы будут выполнены в фирменном стиле и органично впишутся в городской контекст. В рамках проекта будут задействованы как статичные элементы навигационной системы, так и мобильные. На мультимедийных стендах можно можно будет оперативно менять экраны согласно новым временным экспозициям.

Работы из коллекции музея Коваленко экспонируются в ведущих музеях мира — музее Соломона Р. Гуггенхайма (США), Стеделийк-музее (Нидерланды), Современной галерее Тейт (Великобритания)

В концепцию входит создание арт-станции, которая будет работать летом. Расскажите о ней подробней.

— Летом падает посещаемость всех музеев, но не из-за того, что люди перестают любить искусство, а потому что предпочитают проводить время на свежем воздухе. Поэтому для музея важно самому выйти к горожанам, украсив летний Краснодар культурными мероприятиями. Мы придумали два специальных проекта — «Коваленко Fest» с образовательными программами, рассчитанными на семейный отдых, и летний кинотеатр с дискуссиями и обсуждениями фильмов. Реализация этих и других проектов будет зависеть от поддержки краснодарцев и корпоративного сектора.

Расскажите о проекте «Комната супрема».

В коллекции музея есть настоящее сокровище — картина Казимира Малевича «Супрематизм», его самое знаменитое произведение после «Черного квадрата». Поступила в музей Коваленко в 1927 году из Государственного музейного фонда. И, как настоящая звезда, она постоянно находится в разъездах. Произведение экспонировалось в составе многих выставок в России, Германии, Нидерландах, Венгрии, Голландии, Франции, Великобритании и других странах. Поэтому к нам пришла идея, как мы можем продолжить знакомить зрителя с шедевром, а еще позволить в буквальном смысле прикоснуться к нему. Это будет очень интересно!

Подробнее о проекте мы расскажем 18 мая, в Международный день музеев, а также презентуем коллекцию сувенирной продукции «Супрематизм».

Каким вы видите развитие культуры и искусства в крае? Какое место занимает музей Коваленко среди других региональных музеев?

— Музей Коваленко — краевой музей с очень богатой коллекцией и потенциалом. Его собрание знают и ценят в России и за рубежом, работы из его коллекции экспонируются в ведущих музеях мира — музее Соломона Р. Гуггенхайма (США, Нью-Йорк); музее Стеделийк (Нидерланды, Амстердам); Современной галерее Тейт (Тейт Модерн, Великобритания, Лондон). Музей Коваленко может стать примером и для других региональных культурных учреждений.

Мы верим, что в ходе развития и реализации задуманных проектов музей сможет выйти не просто на региональный уровень, но и на федеральный, встав в один ряд с Третьяковкой и Эрмитажем. Очень на это надеемся и готовы работать для воплощения этих планов в реальность.