Как правильно отмечать Масленицу? Обычаи и мнения

  •  © В.И Суриков «Взятие снежного городка»
    © В.И Суриков «Взятие снежного городка»

Масленица — старинный праздник, в котором сплелись языческие и христианские корни. Исследователи и сейчас спорят о происхождении тех или иных масленичных обрядов. До принятия на Руси христианства славяне праздновали проводы зимы, праздник длился две недели. С XVII века праздник сократился до семи дней. Вся масленичная неделя называется мясопустной, что означает полный отказ от мясных продуктов. Это своего рода подготовка и плавный переход к Великому посту — на Масленицу едят молоко, сыр, творог, рыбу.

Вся неделя делится на два периода: Узкая Масленица и Широкая Масленица. Узкая Масленица — первые три дня: понедельник, вторник и среда, Широкая — это последние четыре дня: четверг, пятница, суббота и воскресенье. В первые три дня можно было заниматься хозяйственными работами, а с четверга все работы прекращались — начиналась Широкая Масленица. Каждый день Масленицы имел свое название.

Понедельник — «Встреча»

В понедельник было принято навещать родственников. С утра свекор со свекровью отправляли невестку на день к отцу и матери, а вечером сами приходили к сватам в гости. Тут за ужином и устанавливалось, когда и где проводить время, кого звать в гости, когда кататься по улицам.

К первому дню Масленицы сооружались общественные горки, качели, балаганы для скоморохов, столы со сладкими яствами. Не кататься с гор и на качелях, не потешаться над скоморохами значило жить в горькой беде, а на старости лет лежать на смертном одре, сидеть калекой без ноги.

В понедельник из соломы, старой одежды и других подручных материалов сооружалось чучело Масленицы, которое насаживали на кол и возили в санях по улицам.

Начинали печь блины. Первый блин отдавался малоимущим на помин усопших.

  •  © К. Е. Маковский. «Народное гуляние во время Масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге»
    © К. Е. Маковский. «Народное гуляние во время Масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге»

Вторник — «Заигрыш»

В этот день происходили смотрины невест. С утра молодые девицы и парни приглашались покататься на санках на горках, поесть блины, устраивались девичьи качели, поездки на лошадях, сооружались снежные городки. Все масленичные обряды, по сути, сводились к сватовству, для того чтобы в первое послепасхальное воскресенье, на Красную горку, сыграть свадьбу.

Во вторник ряженые ходили по улицам и катались на тройках или простых розвальнях. В уличных балаганах проходили представления, одними из главных героев которых были Петрушка и масленичный дед. В народе говорили: кто дальше всех с горки скатится, у того в доме лен будет длинный и масло хорошо будет сбиваться.

Среда — «Лакомка»

На Лакомку тещи принимали зятьев на блины и созывали всех родных. По вечерам пели песни про заботливую тещу, угощающую зятя блинами; разыгрывали фарсы с наряженным медведем про то, как теща для зятя блины пекла, как у тещи головушка болит, как зятек теще спасибо сказал. Считалось, что в Масленицу, а особенно на Лакомку, нужно есть столько, сколько душе угодно, или, как говорили в народе, «сколько раз собака хвостом махнет». В этот день люди лакомились блинами и другими масленичными яствами. Блины пеклись с бесконечным разнообразием: пшеничные, ячневые, овсяные, гречневые, из пресного и кислого теста. Народ говорил: блин не клин, брюха не распорет.

В деревнях вскладчину варили пиво. На улицах начиналась бойкая торговля. Продавали сладости и напитки: пряники, каленые орехи, горячие сбитни и чай.

Четверг — «Разгул»

С этого дня начиналась Широкая Масленица, хозяйственные работы прекращались, празднования разворачивались во всю ширь — катание по улицам, кулачные бои и разные обряды. Например, крепили к огромным саням столб, привязывали на него колесо, а на колесо сажали мужика — балагура и затейника — с вином и калачами, а вслед за этим «поездом» с песнями тянулся народ.

Главное действие в четверг — штурм и дальнейший захват снежного городка. Также в этот день проходили так называемые кулачки — кулачные бои, известные еще с Древней Руси. Правила запрещали закладывать в кулак тяжелое, бить лежачего, нападать нескольким людям на одного, бить ниже пояса или по затылку. Тех, кто нарушал правила, строго наказывали. Биться можно было «стенка на стенку» или один на один, вести так называемые «охотницкие» бои для знатоков, любителей таких поединков.

Гулянья и игры, в которых участвовало большое количество народа, помогали сбросить негативную энергию, накопившуюся за зиму, и разрешить различные конфликты между людьми. Это один из важных моментов в праздновании Масленицы — к Великому посту нужно было подойти «очистившимся».

Масленичные гулянья повсеместно сопровождались разведением костров и ритуальными прыжками через огонь.

Пятница — «Тещины вечерки»

В этот день с ответным визитом теща приходила в гости к зятю. Зять обязан был с вечера лично приглашать тещу, а потом утром присылал нарядных зватых. Чем больше бывало зватых, тем теще более оказывалось почестей. Блины в этот день пекла дочь — жена зятя. Теща приходила в гости со своими родственниками и подругами. Зять должен был продемонстрировать свое расположение к теще и ее близким. В пятницу же приглашали и бывшего дружку, который выполнял те же обязанности, что и на свадьбе, и получал за свои хлопоты подарок. Теща, которую приглашал зять, должна была еще с вечера прислать зятю все необходимое для печения блинов (сковороду, половник), а тесть посылал мешок гречневой крупы и коровье масло. Неуважение зятя к этому событию считалось позором и было поводом к вечной вражде между ним и тещей.

Девушки в полдень выносили блины в миске на голове. Они шли к горке, где катаются. Тот парень, которому нравилась девушка, торопился попробовать блин, чтобы оценить ее кулинарные способности.

Суббота — «Золовкины посиделки»

Молодые невестки приглашали в гости золовок и других родственников мужа. Если золовка не была замужем, то невестка приглашала своих незамужних подруг, если сестры мужа уже были замужние, то невестка звала свою замужнюю родню. Невестка должна была подарить золовке какой-нибудь подарок. Интересно, что само слово «золовка», как считалось, происходит от слова «зло», так как сестры мужа относились к неизвестно откуда появившейся новой родственнице-невестке недоверчиво и настороженно.

Воскресенье — «Проводы»

Этим днем завершается масленичный цикл. Если в течение года люди чем-либо оскорбили друг друга, в Прощеное воскресенье они просили прощения.

  •  © Б. М. Кустодиев. «Масленица»
    © Б. М. Кустодиев. «Масленица»

В воскресенье полагалось поминать усопших. Многие женщины ходили на кладбище к родственникам. Они приносили на могилы близких блины, иногда еще и водку. Затем женщины на коленях просили прощения у покойников, после этого уходили. Дорогой женщины, как правило, старались не разговаривать. Молча приходили на кладбище и так же, молча, с него уходили.

В воскресенье масленичной недели чучело — «сударыню-Масленицу» — ставили на сани, рядом с ним садилась красивая девушка. В сани впрягались трое молодых парней, которые везли Масленицу по улицам. Сани с чучелом сопровождала вереница саней — так называемый масленичный поезд. За околицей зажигали большой костер, давали Масленице блин, а затем торжественно сжигали на костре. При этом приговаривали: «Гори, блины, гори, Масленица!». Блины тоже бросали в костер, как бы принося в жертву для будущего плодородия. Чучело Масленицы сжигали в знак проводов зимы и встречи весны, полученный пепел рассыпали по полям.

Юга.ру попросили известных краснодарцев ответить на несколько вопросов о Масленнице

  1. Какие блины вы любите больше всего? С чем вы их едите?
  2. Хотели бы вы перенестись в прошлое и отметить Масленицу по всем канонам?
  3. Какие масленичные традиции кажутся вам наиболее полезными, интересными и веселыми — приглашение родственников в гости, сжигание чучела, кулачные бои, катание с горок, смотрины невест, угощение малоимущих, традиция просить прощения?

Роман Матыцин

Роман Матыцин

руководитель кино-продакшн-студии Sky Production

— Любые, но больше сладкие.

— Почему бы и нет? Судя по описаниям, это был веселый средневековый цирк.

— Все традиции хороши. Другое дело, что многие нынешние попытки создать похожую атмосферу выглядят как бледная пародия.


Станислав Слободянюк

Станислав Слободянюк

актер Молодежного театра, режиссер

— Люблю блины, приготовленные замечательными любимыми людьми. Ем я их в любом виде — хоть ветчина, хоть семга, хоть просто блины со сметаной.

— Любое путешествие во времени — это было бы круто. Конечно, да!

— Все в тему. Особенно хороши сжигание чучела и кулачные бои — это экшен и файтинг.


Ольга Киппель

Ольга Киппель

руководитель радиостанции «Первое радио Кубани»

— У меня с блинами связана личная светлая и в то же время и грустная история. В заметках моего телефона записан рецепт, который моя бабушка диктовала мне, когда лежала в больнице. Она попала туда с инфарктом, который случился с ней во время масленичной недели, бабушка как раз пекла блины. До февраля прошлого года вкуснее блинов, чем те, что пекла моя бабушка, я в жизни не ела. В этом году буду печь по ее рецепту уже сама. В детстве любила блины, которые просто макала в сахар, если повезет — в сгущенное молоко. У нас блины не начиняли несладкими начинками и не заворачивали. Сахар, сметана, сгущенка, варенье. Лучше абрикосовое.

— Интересно было бы увидеть ярмарочные гуляния, снег, ощутить атмосферу праздника, но не более. Лучше перенестись в будущее, посмотреть, что там.

— Я прошу прощения у своих родных. Лично или по телефону. За год бывает за что. Но рассылок с дурацкими открытками не делаю. Все остальные традиции в моей жизни не прижились. Снежных горок нет, родственники далеко, чучело нужно жечь на природе (как-то была свидетелем, это красиво). Да, кулачные бои — отличная возможность для выброса негативной энергии у молодежи, жаль только, что их и так слишком много в нашей жизни.


Анна Филатова

Анна Филатова

менеджер по маркетингу и PR агентства «PR PArtner Юг»

— Мне нравятся тонкие блины на кефире или молоке. Любимые сочетания: блины с тушеной капустой и вареным яйцом, со сметаной и красной икрой, со сгущенкой, с медом или каким-нибудь ягодным вареньем.

— Если бы мне представилась такая возможность, то разумеется. Любая традиция в ее «каноническом» проявлении интересна. Да и на корову в лаптях я бы точно посмотрела. Еще любопытно, что происходило на Масленицу в крупных городах, в Москве или Новгороде. Я читала некоторые описания, все это сейчас кажется прямо-таки первобытным буйством. Такое надо видеть.

— Жечь чучело — хорошо, ходить в гости — отлично. Угощать малоимущих — вообще замечательно. Полезны все масленичные традиции, которые позволяют кому-то помочь или повеселиться в отличной компании.


Станислав Бабин

Станислав Бабин

заместитель председателя Совета при губернаторе Краснодарского края по развитию гражданского общества и правам человека

— Я люблю блины-оладьи. С детства меня мама приучила, готовила мне оладушки. В советское время сметана и варенье были в каждой семье, и эти традиции у меня остались. С тех времен я люблю обмакнуть блин в варенье, потом в сметану — это было прекрасно.

— Безусловно, интересно. В детстве, я помню, у нас были традиции, гуляния — и мы туда бегали. Интересно в этот праздник было погулять на улице, когда был снежок — на санках катались. На столб залазили, снимали оттуда игрушки, какие-то перетягивания были. Конечно, вернуться в то время было бы интересно, поучаствовать во всем этом.

— Русские обычаи пользуются популярностью больше в деревнях, где люди активно принимают в этом участие. В городе, наверное, меньше. Русские блины — это национальный продукт. Можно было бы заменить на них и «Макдоналдсы», и прочие гамбургеры. Тогда производители блинов и оладьев преуспевали бы. Надо внедрять такой подход, способствовать этому, давать предпринимателям льготы на открытие точек по производству блинов. А вообще, Масленица — замечательный праздник!


Нина Шилоносова

Нина Шилоносова

главный редактор «Деловой газеты-Юг»

— Блины люблю классические, с дырочками. Чтоб не сухие и пережаренные, а нежные и сливочным маслом промазанные. Предпочитаю со сметаной, вареньем, иногда со сгущенкой. Лишь похожие на них оладьи, панкейки и крепы ем, конечно, но блинами никогда не назову.

— Мое понимание Масленицы началось в советское время, тогда был календарный праздник-заменитель — «Проводы зимы». Отмечалось всегда весело, ярко. С огромными дровяными самоварами, блинами, выпечкой. Взрослым продавцы наливали водку и дешевый портвейн. Ряженые (артисты из кружков ДК) устраивали игры, состязания, обязательно шла борьба за приз на вершине свежеоструганного столба и сжигалось чучело Зимы. Никаких других «канонов» мы не знали. Ну разве что выражение «к теще на блины» звучало часто. И тем не менее ни в какое прошлое возвращаться мне не хочется. Ни в советское, ни в дореволюционное.

— По идее, этот древний праздник позволяет русским, славянам ощущать себя таковыми. Самоидентификация происходит не только же по православию. Церковные деятели хоть и пытаются «откреститься» от всего языческого, на самом деле всегда активно апгрейдили народные обычаи, даже в регионах (взять хотя бы кубанскую традицию отмечать Радоницу не на девятый день после Пасхи, как положено, а на восьмой, в понедельник). И эта мясопустная седмица — приготовление к Великому посту, плавная перестройка организма к жестким ограничениям в питании.

Из принятых ритуалов для меня важнее всего Прощеное воскресенье. Когда-то я ходила в церковь, и этот чин запомнился. Но чтобы проникнуться по‑настоящему, нужно исповедаться и причаститься. И важно, чтобы священник был настоящим духовным отцом для паствы этого храма. И тогда слезы прощения очищают по‑настоящему. Скорее, для многих людей из моего круга сегодня стихи Александра Володина «Простите, простите, простите меня…» звучат как молитва. Всегда в этот день звоним родным. А малоимущим помогать надо вне календаря, вообще не люблю «флешмобы».


Антон Ищенко

Антон Ищенко

руководитель краснодарского «IT-парка», основатель Федеральной справочной поиска лекарств Apteki.su

— Блины очень люблю, особенно по бабушкиному рецепту — с добавлением манной крупы, с цветочным медом или сгущенкой, обязательно нашей, кореновской, а самые любимые просто посыпаются хрустящим сахаром.

— Скорее, хотел бы перенестись в будущее и убедиться, что традиция отмечать Масленицу сохранилась.

— Наиболее полезными, интересными и веселыми считаю традиции приглашения родственников в гости, это будет востребованно во все времена. Катание с горок в нашем климате затруднено, разве что в Красной Поляне, а вот угощение малоимущих вполне может дополняться традициями благотворительности в данный период. И, конечно же, традиция просить прощения позволяет не переносить из года в год наболевшие вопросы. Всех с Масленицей!


Максим Митькин

Максим Митькин

коммерческий директор Tele2 макрорегион «Юг»

— Блины люблю больше всего с творогом и икрой.

— Да, я c огромным удовольствием стал бы свидетелем традиционных русских забав: кулачные бои, катания на санках, оббивание банными веничками. Это традиционные масленичные гуляния, которые издревле объединяют людей и имеют глубокий символизм. Сегодня как раз мобильная связь способствует сохранению контактов и общения в высоконасыщенном информационном обществе, но настоящих встреч технологии не заменят, какими бы передовыми они ни были.

— Для себя я выделяю три такие традиции: просить прощения, кулачные бои и ледяной столб. Возможно, последняя традиция мало известна и распространена на Кубани, в силу климатических условий, но именно эта традиция осталась у меня ярким воспоминанием из детства и юности в Брянске. Вкапывают высокий столб, обливают его водой для обледенения, на верхушку вешают всякие подарочки, когда-то в старину, поговаривают, привязывали живого петуха. Участники должны залезть на этот столб за гостинцами, но соскальзывают, я сам лет в 13–14 пытался, но не удалось. Побеждает самый стремительный и упорный игрок, которому удается долезть до верха и получить ценный подарок.