Вениамин Смехов: О "театре памяти", современной культуре и безнадежности

  • Вениамин Смехов © Елена Синеок, ЮГА.ру
    Вениамин Смехов © Елена Синеок, ЮГА.ру
  • Вениамин Смехов © Елена Синеок, ЮГА.ру
    Вениамин Смехов © Елена Синеок, ЮГА.ру
  • Вениамин Смехов © Елена Синеок, ЮГА.ру
    Вениамин Смехов © Елена Синеок, ЮГА.ру

В октябре Краснодар с творческим вечером посетил известный актер и режиссер Вениамин Смехов. Такой подарок для своих клиентов и сотрудников сделал банк "Глобэкс", пригласив артиста с выступлениями в города, в которых присутствуют отделения сети. За плечами уже остались Тольятти, Новосибирск, Пермь, Ростов-на-Дону и вот, наконец, увидеть Смехова на сцене смогли и краснодарские зрители.

В утренний час ресторан гостиницы Hilton Garden Inn безлюден и тих. В укрытом от посторонних глаз углу нам удалось побеседовать о сцене, жизни, других странах и прикоснуться к тому, что сам Вениамин Борисович называет "театром памяти" – к воспоминаниям о театре на Таганке.

Вы первый раз в Краснодаре, и у Вас такая насыщенная культурная программа...

– Да, мне интересна тема казачества, поэтому я считаю, что стоило сюда приехать хотя бы за тем, чтобы больше узнать об этом и прикоснуться к этой истории.

К слову, я был удивлен тому, что продемонстрировал клуб Высоцкого в Краснодаре. Я обычно отказываюсь посещать такие мероприятия, потому что меня ошибочно называют другом Высоцкого. Мы не были друзьями, этот человек сам определял, кто его друг в разное время жизни... Но мы были товарищами. Мы прожили с ним прекрасный период, когда нас никто не знал, когда мы учились на сцене.

Клуб, о котором я говорю, показал спектакль о Высоцком и Марине Влади. Все просто, но, как сказала моя жена, это было нежно. Это то, чего не хватает современному искусству. Она не репетируется. Она просто должна быть. Сразу думаю о том, что в России к актерам относятся неприлично хорошо, так нигде не относятся.

Говоря о любви к артистам: Вы видели памятник Кларе Лучко? После установки он вызвал множество споров и дискуссий. Вы были хорошо с ней знакомы, как Вы относитесь к такому увековечиванию?

– Клара была бесподобная. Для настолько известной актрисы она очень легко общалась с окружающими.
"Кубанские казаки" – это знаковый фильм, который соединяет школу русского дореволюционного кинематографа с последующим временем, поэтому то, что поставили памятник одной из героинь этого фильма, мне кажется очень милым.

Какой прогноз Вы можете дать российскому искусству в целом?

– Обойдемся мыслью о том, что мы находимся между двумя безнадежностями. И нас защищает опыт предыдущей безнадежности. Говорят, нам грозит что-то? Отвечу: нам ничего не грозит, потому что у нашей нации нет идеологического ценза и мыслей о будущем. Сейчас нужно прожить, обмануть или просто прожить и спасти семью, никто не борется за построение какого-то общества. В таком состоянии нам уже ничего грозить не может.

Несмотря на то, что Вы покинули сцену, Вы продолжаете много работать с театром. Чем отличается театр прошлых лет от нынешнего?

– В 1983-84 году мы защищали имя Юрия Любимова. Нас было не много потому что, как сказано Булгаковым, "культурные люди перешли на сторону следствия".

Таганка состояла из нормальных людей, а несколько человек, включая нас с Леонидом Филатовым были "не нормальными", поэтому мы начали защищать человека, который был признан мертвым при жизни, у которого была "гражданская смерть" (Юрия Любимова лишили гражданства СССР). В 1984-87 на Таганке шли спектакли, на афише которых не было имени постановщика – Юрия Любимова. Люди ходили просто на название, без постановщика…

Многое было. Сейчас все мне кажется более мягким и иным.

На фоне скандалов, связанных с искусством, все же хочется спросить: что же происходит с театром?

– Мы были с женой на опере "Тангейзер" и слышали, как первые спектакли люди встречали овациями. Потом оскорбились церковники – это отдельный разговор.

Сегодня преобладает рассеянное внимание. Человек ходит в театр и смотрит на него "одним глазом". И делает выводы о всем театре: мне этот спектакль не понравился, значит весь театр плохой. А на самом деле нужно знать "грибные места", нужно знать хорошие театры, знать, куда ходить.

Под именем "Театра на Таганке" – новое будущее и новые имена. Так же, как и под именем Театра Вахтангова, МХТ, Театра Сатиры – новая история. Ученики Любимого талантливы, Ирина Апексимова – хорошая актриса и хороший организатор будущего репертуара. Новое поколение прекрасно разбирается в слове, они чувственны, умеют работать на сцене. Я не вижу проблем.

Вы много путешествовали по Америке. Различается ли то, что говорят об этой стране у нас с тем, как выглядит Америка на самом деле?

– Я не узнал Америку, так я не могу сказать. Я знаю только университетскую Америку, которую я видел, путешествуя с женой, когда она преподавала. Америка – это лоскутная страна, в любом случае. В одной американской учебной группе было два русских, поляк, афроамериканка, немец и итальянец, но все они звали себя американцами.

Когда мы с женой двинулись в путь, начиная путешествие, мы прочитали книгу Василия Аксенова "В поисках грустного бэби". Я решил спросить у него совет перед поездкой, и он сказал мне только "Don't generalized". Не обобщай.

Это касается каждого из нас. Мы говорим у нас в стране нищета, у нас в стране 84 процента несчастных людей – это все обобщение, и это не верно.

Судя по биографии, в Вашей семье много интеллигентов. Многие люди сейчас озадачены вопросом, как воспитать достойных наследников. Что Вы думаете по этому поводу?

– – В последний теплый день в Москве мы с женой пошли на джазовый концерт, который был в Замоскворечье. Возвращаясь домой, мы были поражены огромным количеством людей, которые заполнили центр Москвы. Большинство из них были молодыми.

Я не думаю, что сейчас стоит бить тревогу и обобщать понимание о том, что у нас есть какие-то проблемы с молодежью. Старые артисты и нам говорили, что мы не ценим то, что ценили они. Все это – циклические процессы.

Вы приняли участие в чтениях Google "Чехов жив". Проект популярен среди интернет-пользователей, но имеет ли он серьезное просветительское значение?

– Прелестный экзерсис, ничего больше. Поточный конвейер примыкания к великой словесности.

Над чем в данный момент Вы работаете совместно с каналом "Культура", с которым, по Вашим словам, у Вас "роман"?

– По их заказу я сделал восемь серий передачи "Я пришел к вам со стихами" и восемь фильмов о Золотом веке Таганки. В ближайшее время в меня выйдет программа "Послушайте", жанр которой проще всего определить как "квартирник".
Хочу сказать, что сам канал "Культура" – благословенный. Самый честный, светлый и не продавшийся.