Режиссер Рустам Шоазимов: Причиняя боль одному – причиняешь боль всем

На фестивале "Киношок-2012" в Анапе прошел показ конкурсного фильма режиссера Рустама Шоазимова "Самоубийца" (Таджикистан). Малобюджетная лента рассказывает историю, напоминающую горскую легенду. В семье потомственного лесника после многолетнего ожидания вскоре появится наследник. Радостное событие – это практически чудо, и будущий отец ожидает его с нетерпением. Повитуха предсказывает, что ребенка ждет большое будущее, слава, богатство и почет, если беременную будут кормить 3 дня мясом олененка. Однако в лесу за последние годы родился только один олененок, и жертвоприношение, на которое решается лесник, оказывается тяжелым выбором.

На American International Film Festival 2011 лента победила в категориях "Лучший иностранный фильм", "Лучший режиссер", "Лучший актер первого плана" (заслуженный артист Таджикистана Берди Мингбоев).

В Вашем фильме есть такой переломный момент: супруги очень долго ждали этого счастья, и когда это, наконец, настало, появилось какое-то состояние аффекта, как говорится "бес попутал". И это приводит к принятию тяжелого, неестественного для героя решения.

– Да, это счастье, это был своего рода шок. Когда повитуха говорит убить олененка, жена не понимает – как это так, столько ждали, а муж задумался. Он не должен был думать, вот что она считает, он должен был сразу сказать: "Конечно, сейчас пойду и убью его". То, что он потомственный лесник, не позволяет ему переступить эту черту.

В финале непонятно, что все же стало с беременной женой. Лесник возвращается домой с убитым олененком, а жены дома нет.

– Финал остается открытым. Для меня человек, который поступает так, как главный герой – он приговаривает себя, но для других... Например, мы говорим о взаимосвязи всего живого. Как у Брэдбери – убили всего лишь бабочку, вернулись в свое время – а там всё другое. Тот же самый эффект здесь. Вначале герой колеблется: соглашайся – не соглашайся. Но потом все же под нажимом того, что и жена говорит, и сам он сомневается – он себе уже говорит: "Чего ты в той рухляди живешь", сам себя убеждает, обманывает себя и идет на этот шаг. Совершает это, желая принести счастье своей семье, но наоборот – он приговаривает их.

Их или себя?

– Себя. И семью. Сейчас что мы видим вообще в мире – говорят: не делайте того, этого, не загрязняйте окружающую среду, не убивайте природу, а все все равно это делают! Потому эпиграфом выбраны строки "Срывая лепесток, подумай, стоит ли его стон твоей цели". В жизни все взаимосвязано, и причиняя боль одному – причиняешь боль всем.
У нас есть старая легенда. Молодой человек хочет выстрелить из ружья, просто стрельнуть в воздух. К нему подходит его дед и говорит: "Не стреляй просто так никогда, это несет смерть". Молодой человек возражает – да нет же, я же просто стреляю в воздух. Тогда старик говорит ему посмотреть на воздух сквозь пальцы, и ему является святой Хизр, который везде присутствует (исламский пророк в суфизме, учитель пророка Мусы (Моисея). Легендами о Хизире обосновывается восточное гостеприимство, поскольку он может прийти в любом обличье). Нет пустого пространства, все это живое.
 
На чужой крови себе не построишь счастья.

– Никогда! Основа такая идет. И в конце фильм заканчивается строками (автор – сам режиссер Рустам Шоазимов):
Коль тайну вселенной желаешь постичь,
Завесу убрать и цель сути достичь,
Частица мельчайшая в ней скажет тебе:
"Великая тайна творца – это ты.
Ты – это я, а я – это ты".
Убери меня, маленькую частицу, и тебя не будет.

Раненый олененок выглядит так реалистично. Ни одно животное не пострадало при съемках?

– Нет, ни одно! Вообще, такое отношение к оленям, что не разрешили укол даже сделать. У нас олень – это символ благородства. Олененка мы нашли в ветлечебнице, и нам разрешили просто положить его и снять лежащего. Мы сняли сцену, и его сразу увезли. Очень строго насчет этого. В других сценах, например, где его несет главный герой, это чучело. Кстати, и его было достать непросто, брали у частного лица.

А где Вы брали остальных животных?

– Приходилось договариваться и с цирком нашим, и брать у частных лиц. Медведица, которую вы можете видеть в фильме, "уличная", ее показывали прохожим за деньги. Приходилось со всеми договариваться. Надо сказать, съемки были не самые простые. Оборудование весом под 800 кг приходилось тянуть на ишаке на гору 1,5 км, чтобы сделать 1 кадр, и на все это – команда в 6 человек.

Фильм уже шел в широком прокате в Таджикистане?

– Нет, у него был 1 показ там, и он продолжает крутиться по фестивалям.

Как ленту приняли на Западе?

– Она уже завоевала 9 призов в Чикаго, Сан-Диего, Индии. В Швейцарии он шел вне конкурса. Впереди еще Mirabella Festival в Испании, показ 3 октября. "Киношок" – это мой первый российский фестиваль.

Лента новостей