Петр Виноградов: О "Катастрофе", казаках, хитрости и честности

Накануне масштабного мероприятия "2012: Фестиваль-катастрофа" с краснодарскими художниками встретился Петр Виноградов – главный  организатор мультиформатного фестиваля и проекта "Про.движение" в целом.

П. Виноградов – председатель Молодежного объединения Союза московских Архитекторов (МОСМА), руководитель архитектурной мастерской "Проектная группа А2". Лауреат архитектурных смотров-конкурсов: "Золотое Сечение" (2003, 2005 и 2010), "Перспектива" (2006), "Зодчество" (2006), "Леонардо"(2007 и 2009), а также многих других. Последний на данный момент является проект "Сколково", где П. Виноградов с работой "РОСпил" прошел в состав 30 финалистов.

Проект "Про.Движение", организованный Петром Виноградовым, занимается созданием и продвижением  творческих проектов, фестивалей, выставок, конкурсов, рассчитанных на широкую аудиторию архитекторов, дизайнеров, художников, творческую молодежь.
Приоритетным направлением деятельности проекта является разработка и создание объектов средового дизайна путем проведения творческих фестивалей в различных регионах России.
 В рамках проекта Петр работал как организатор и куратор фестивалей "АрхКузница 2010", "СамараNEXT", куратор конкурса "Сарай#11", "МорозСити".

После встречи арт-менеджер рассказал порталу ЮГА.ру о планах, связанных с предстоящим фестивалем.

Как началась Ваша деятельность, связанная с фестивалями?

– Надоело все. Натуральным образом надоело. Начиналось все так: работали в мастерских, но кризис грянул, и захотелось чего-то другого, заполнить какую-то нишу. Плюс вокруг, в моей личной жизни, была такая атмосфера, что просто было необходимо все поменять. И стал делать свои проекты.

До этого Вы занимались архитектурой?

– И сейчас занимаемся. Например, в настоящий момент летно-испытательный комплекс проектирую.

То есть фестивали  для Вас – факультативная деятельность, а основная работа – архитектура?

– Сейчас уже из факультативного перерастаем в некую "корпорацию зла". Затянуло –  отдача хорошая, ребят хороших много. Есть, конечно, разные авторы, есть тяп-ляп делающие. А есть, можно сказать, творческая элита, в хорошем смысле, люди, которые не обладают излишним пафосом по отношению к реализации своих объектов, которые работают головой и руками. И поэтому наши проекты вырастают уже в нечто большее.

Как Вы считаете, удастся ли вписать этот альтернативный и современный фестиваль в традиционную казачью среду, которая сейчас существует на Тамани? Как это будет сочетаться?

– Ничего не получится. Мы эту цель и не ставили перед собой даже. Мы не для этого это делали. Нам просто  предложили это место. Пока перевешивают минусы, но не сильно. Мы ищем компромисс, с администрацией работаем. Мы им, в том числе, предлагаем какие-то темы казачьи использовать, большую стену граффити, например. Но будем делать и свои проекты, которые затем будут вынесены оттуда.
"Атамань" будет в основном использоваться как площадка. Какие-то объекты могут себе взять спонсоры, те же винодельческие заводы. Это "вкусные" вещи – привлекать туристов, привлекать внимание, создавать бренд. Это реклама, наконец. Просто мы учились, учимся и уже более-менее научились. И этот фестиваль – рубеж. То, чему мы научились за два года, будет максимально реализовано. Честно – есть запасной вариант. Другая площадка под уже раскрученный проект.

Представьте себе: море, расслабленные отдыхающие. И тут – "Катастрофа" и вообще Апокалипсис.

– Ну, нет. Слово Апокалипсис у нас не звучит. А катастрофы могут быть разные – природные, техногенные. Выборы – это катастрофа, футбол – катастрофа.  У нас широкоформатный фестиваль: у нас по этой теме будут арт-объекты; плюс раздел, посвященный "Атамани"; плюс большая широкоформатная тусовка, интересное, живое общение.

Если у нас будут какие-то проблемы, то все решим, любым способом. Мне хватает наглости уже, я уже понял, как надо действовать, куда надо идти, даже не писать, просто можно позвонить куда-то, выйти на кого-то, договориться с кем-то. Да то же самое можно на Алтае сделать.  
У нас уже готовый продукт, который имеет некие контуры. И он, конечно, не продается – мы не собираемся его продавать. Но, на самом деле, в текущий момент проблем нет. Все предварительные разговоры уже были, и сейчас мы приехали в Краснодар для ребят из  творческой тусовки – андеграунда, бомонда. У нас назначена встреча, на которой мы подводим итоги, обсуждаем наработанный  материал. Цель нашей встречи – все запустить в работу.

Сейчас Вы продлили прием работ, куда их можно присылать?

– Работы можно присылать на наш сайт в раздел "2012". Там есть есть контакты с почтой, у каждого раздела фестиваля свой адрес электронной почты. Все присланное мы публикуем "Вконтакте", в Facebook и на нашем сайте.

Критерии оценки будут не очень жесткими, у нас не коммерческий фестиваль. Авторы вкладывают свои силы, свои ресурсы творческие. В одном блоке мы отберем 12-15 больших работ, сложных, может быть, это будет 8 работ, как решит Николай Полисский, вторым блоком будут работы, которые не требуют больших затрат, к которым заранее, в отличии от первого блока, не подготавливать  заготовки не делать, а сразу реализовать. Для первых, мощных работ какие-то вещи нужно будет делать заранее, ввиду их сложности, чтобы все было без суеты.

В третьем блоке мы не  ограничиваем тех, кто не присылал работы. Можно будет просто приехать и создать их из металла, дерева – мы вам поможем сделать небольшой объект 2 на 2 метра. Нам хочется, чтобы все могли реализоваться.

Нам хочется, чтобы фестиваль прозвучал, не в рамках Краснодарского края, а в общероссийском формате. Это первый в России проект, такого у нас еще не было. Мы хотим хорошие проекты, которые будут воспитывать зрителя, детей, которые были бы интерактивны, интересны, зачем обременяться примитивщиной.

Мешает ли организация фестивалей Вам творить самому, ведь это занимает так много времени? И при этом приходится быть немного хитрым, немного спекулятивным.

– Нет, для меня такое не ново. Это нормально –  издержки нашей архитектурной профессии. Я уже 10 лет проектирую, можно быстро научиться. Это путь политики, архитектор это должен уметь, чтобы объяснить заказчику. Иногда мешает, отбирает очень много сил, и нет времени просто на  самореализацию.
Сейчас такой момент, что мы отказываемся от себя, и занимаемся организационной работой. А в чем- то другом даже и способствует. Просто не хватает иногда  времени. За эти два года мы очень много успели, не знаю, как так получилось.

Но мы обязательно сделаем перерыв и займемся творчеством. Есть громадный коллектив единомышленников, порядка 20 человек, которые в той или иной мере что-то делают: кто-то общается с прессой, кто-то фотографирует, кто-то занимается рассылкой. И мы эту вертикаль власти постепенно выстраиваем. И сейчас как организатор фестиваля "2012" я свою функцию практически выполнил, и с мая понемножечку освобождаюсь, буду заниматься созданием своих арт-объектов. А разделы фестиваля будут вести мои единомышленники.

Вы – свободный человек, который реализует себя, помогает реализоваться другим. Что помогает Вам по жизни бороться с фальшью?

– Свободный? Конечно, в чем-то несвободный, у меня есть жена, дети, работа, и  любимое второе дело. А честность –просто мы говорим на дерьмо, что это дерьмо,, любим поругаться, разве что не деремся. Мы не шли к социальным темам специально, но получается, что мы их заявляем в итоге. Просто честность – и все. Никакой лжи и фальши.

Портал Южного региона ЮГА.ру выступает информационным партнером мероприятия "2012: Фестиваль-катастрофа".

Как цветет Японский сад в Краснодаре в мае
15 мая, 09:25
Как цветет Японский сад в Краснодаре в мае
Море люпинов, рододендроны и шалфей
Как выиграть путешествие на море летом 2024 года?
15 мая, 17:23
Как выиграть путешествие на море летом 2024 года?
Рассказываем условия
В ожидании Corona
14 мая, 12:23
В ожидании Corona
Беседа с Сергеем Калугиным из «Оргии Праведников» о православии на пороге Нового мира, «старинном» постмодерне и истории