"Наша Russia: яйца судьбы": опять всмятку

Два с лишним года назад авторы популярного в простонародных массах и среди особых снобов скетчкома на ТНТ решили в очередной раз проэксплуатировать естественное желание людей смеяться в кино и, на фоне растущего тогда благосостояния и проката, затеяли (потенциальную) комедию с привычными публике героями.

Время идет, люди взрослеют, набираются жизненного опыта, осмысливают реакцию на собственные предыдущие киноподелки, смотрят по сторонам. Пытаются/стараются думать. Дописывают-переписывают до последней минуты сценарий, стремительно устаревающий в частностях из-за идейной недостаточности – идея, как водится, заместилась желанием целого лукошка золотых яиц от одной курицы.
Результат умственных потуг в данном случае, как говорится, налицо. Московские приключения Равшана и Джумшуда (Михаил Галустян и Валерий Магдьяш), гастарбайтеров из несчастного (ибо лишился пятнадцать лет назад судьбоносных яиц) Нубарашена, прибывших в клетчатом чемодане по воле русоусого прораба Лени для ремонта одной стенки в одной богатой гостиной, да разгромивших половину мегаполиса, все-таки имеют непосредственное отношение к нашей действительности, а также к ее "веселому" отображению.

Авторы знают, что публика охотно платит за, извините, стебок над окружающей жизнью, называемый в культуре сатирической комедией. Чтобы максимально "сатиризировать" и "юморнуть", авторы прибегают к испытанной сюжетной канве: дикари в большом городе, встреча Наивных с цивилизацией. Разумеется, подлинными дикарями оказываются аборигены – в данном случае, москвичи, а чистосердечность и доброжелательность прибывших вознаграждается.
Но по пути зритель может вдоволь веселиться над встречей Равшана и Джумшуда с чужим языком, с блюстителями порядка, с "высшим светом". Над их (нашей общей) зависимостью от "нацайника" (начальника) и вынужденной любовью к нему – фактически, полубогу. Правда, случаи бытового сокрушительного идиотизма дикарей никак не согласуются с их чуткой и, в намерении, положительной сущностью, а потому эти два персонажа выглядят идиотами обыкновенными. Наша парочка – представители вида, а не индивидуальности. Никакой веры в то, что, обретя в финале заветные яйца судьбы, они осчастливят собственное гастарбайтерское племя, нет.

То есть, нет сопереживания героям. И это далеко не единственная грубая работа в фильме. Авторы "Нашей Раши"  постарались подумать о смысле – однако не подумали о кинематографе как таковом. Но без кино что делать в кино? Посмеяться-то можно и перед теликом.
Уж не знаю, трэш ли это, но сугубая приблизительность сделанного продукта отсылает к уверенности в "пипл схавает" из все тех же 90-х, а не к советским комедиям, которые повсеместно чтятся образцом и служат критикам образцом для сравнения. В советских комедиях всегда был замечательно логичный проработанный сценарий с мотивировками. И с героями, сущность которых можно разобрать – значит, отличить от прочих, поскольку их масочный характер не препятствовал индивидуальности и живости каждого. В то время как "Наша Раша" – будто детская книжка со "встающими" плоскими персонажами, имеющими одно и то же выражение лиц.

Еще в нашем старом кино были диалоги, а не только репризы. Были прекрасные актеры. Проработанный второй план. Режиссура и операторское мастерство, которые своим профессионализмом и серьезностью подхода усиливали по контрасту комедийную чепуху. Санкционировали даже полную чушь сюжета, естественную и закономерную в определенных жанрах. Да, вот такая проглядывает мыслишка из-за отсутствия профессионализма и серьезности, которые прежде не замечались, считались чем-то само собой разумеющимся. Тогда вопияло отсутствие таланта – нынче об этой роскоши и вспомнить неприлично…

К сожалению, и считать фильм по разряду юмора и сатиры можно лишь чтя козу хищником. Смеяться над олигархом, гаишником, пьяным хирургом, тупизной охранников, проститутками или "голубыми" – увольте. Юмор уже даже не бородатый, а совершенно лысый. А нового-то нет. Страна изумилась, увидев новогодней ночью танец маленьких президентов, спьяну вообразив на секундочку, что грядет новый переворот, но ложка оливье от старшего поколения успокоила: это просто крышка для выпуска пара приотодвинулась ради праздника и хорошего поведения пациентов, вот и все.

В советские годы кавээнщики, равно как авторы фильмов с фигой в кармане и без оной, безобиднейших комедий в том числе, как известно, реально рисковали: куски из передач и фильмов вырезались, картины клались на полку, проработки на парткомах и разгромные рецензии следовали с периодичностью нынешних сиквелов. А при сегодняшней полной, так сказать, свободе слова – кто чем рискует?
Но коли нет смелости ни содержательной, ни эстетической – о чем, простите, базар? И вот весь пыл уходит в хорошо замаскированную пародию на заставку чудесной анимационной серии "Гора самоцветов", которая становится пафосно-смешной от частого повтора: "Мы живем в России…". Или в намек на оранжевую революцию, так хорошо запрятанный в явление толпы, наряженной в оранжевые комбинезоны и поставленной возле бронзовой группы с фигурой Ленина в центре.

Основная же достигнутая смелость – купание персонажей в содержимом биоклозета (и тут неточно, неизобретательно, бессмысленно! сравните с аналогичным кадром в "Миллионере из трущоб") и титр: "Все чаще и чаще в российском кино мы сталкиваемся с г-ном". Так ведь и это уже было давно сказано…
Однако было бы несправедливо совсем уж утопить "Нашу Рашу" в глухом ворчании, этом варианте далеко не самого аппетитного продукта жизнедеятельности. Есть забавные вещи. У каждого они свои. Мне понравилось четвертое транспортное кольцо на присосках над столицей – выход в иное измерение как остроумное "решение" проблемы. Николай Басков, изображающий себя самое без признаков авторефлексии и юмора. Гуманистическая идея о том, что Чингисхан, видимо, был новогодней елкой (кто видел картину, тот поймет).

Фразочка в предфинале: "Если нацайник укусит меня, и я начну превращаться в нацайника – убей меня!". И еще одна, в финале: "Мне сорок три года, а я все в Тарантино играю".

А вот послесловие опять расстроило.

Сидит артист Сергей Светлаков в роли обыкновенного мужика перед теликом и почем зря кроет нацайников фильма – сценаристов, режиссера, продюсеров… Вот ведь отлично знают, что самоирония спасает от погружения в полное г…но. Но почему знают только это?

Где посмотреть фильм "Наша Раша: Яйца судьбы" в Краснодаре?

Лента новостей