"Внук Гагарина": Братишка

Фильм Тамары Владимирцевой и Андрея Панина по сценарию Натальи Назаровой достоин Государственной премии.
Такую должны давать тем, кто работает на идею цивилизованного просвещенного гуманного государства. Другое дело, воплощается ли эта идея хоть как-то в нашей действительности, поддерживается ли она хоть кем-то. Понятно, что нет. В этом смысле наше нынешнее государство еще не такое лживое, как прежнее. Оно даже не особенно старательно делает вид, что стремится к общественному благу.

Как вы поняли, в данном случае я отступаю от железного принципа судить кино по  законам искусства. Потому что в этом фильме искусства как такового немного. Совсем нет здесь искусства "чистого", того, какое любо глазу и сердцу воспитанного киномана или же кинокритика. Образная система не просматривается. Кадр-символ всего один – финальный. Несколько привлекательных монтажных стыков. Никаких ровным счетом изысков, неожиданностей, аллюзий и подтекстов, тем более киноманских пародий.

Все честно и просто, все открыто исполнено, своими именами названо, бесхитростно показано, четко изложено. Достаточно профессионально по многим параметрам сделано. Жаль только, что не весь текст удалось разобрать (дефект работы звукорежиссера или зала, в котором я смотрела фильм?) – в картине достаточно  блестящих реплик.

Есть и настоящие достижения. Актерские работы Геннадия Назарова и Андрея Панина, например. Два типично русских мужика – один в усах-бороде, другой с лысым черепом, один во всем добрый, другой во всем горький, – оба получились как варианты национального  характера, и сыграны виртуозно. Публика в кинозале в голос смеялась и откровенно, вслух, сопереживала происходящему. Во многом картина должна быть благодарна и юному исполнителю Доне Лема, очень органичному, с обаятельнейшей улыбкой.

Но в принципе речь тут надо вести о смысле рассказанной истории. Ну, еще о контексте самой темы в отечественном кино. Тема двухуровневая. На первом – классическая история малолетнего сироты, "чужого", который попадает в дом и должен адаптироваться. На втором – факт: этот "чужой" принадлежит другой расе. Чтобы вы не подумали о хрестоматийном девятилетнем мальчике Ваньке Жукове, с одной стороны, и Инопланетянине, с другой, – вот дополнительные вводные.

Наше время, некий типичный российский город. Большой неожиданностью для 35-летнего Федора Внукова стало не только известие о том, что у него есть братишка в детдоме, но и факт: пацан – темнокожий. Звать Гена Гагарин. Когда-то безмужняя мать внушила ребенку, что его дедушка – космонавт. Да, тот самый.
Как говорится, оппаньки! Федор берет Генку к себе "насовсем", и начинаются перипетии двойного характера. Пацан курит, подворовывает и матерится – но мир ополчился на него, в основном, не за это. А потому что – другой. 

Больнющая тема/проблема бытового расизма в России начала XXI века – в полный рост.
Вспомним прошлый век. В СССР не было расизма (правда, почти не было и чернокожих, особенно в провинции). Был антисемитизм как государственная политика и бытовое явление. И было странное сочетание великодержавного русского шовинизма, отягощенного известными репрессивными по отношению к нерусским народам деяниями власти,  – с известным культурным развитием этих народов (ну, один простой пример: языки народов плохо преподавались их же детям и даже игнорировались в официальной жизни – а памятники языка, письменности и литературы переводились на русский и так выходили в мир).
Но расизма не было. По улице, где я живу, совершенно спокойно в 60-е – 80-е фланировали темнокожие красавцы – студенты и аспиранты Ленинградского Гидрометеорологического института – в свое общежитие и обратно.

Единственный фильм, который все могут вспомнить в связи с расизмом, – "Цирк" Григория Александрова (1936): там речь шла, разумеется, о непрогрессивных американцах и их мировоззрении. Колыбельную маленькому негритенку пели дети разных народов (вплоть до еврея Михоэлса, убитого режимом спустя двенадцать лет). Известный анекдот про шпиона-негра высмеивал вовсе не абстрактного негра, а советскую шпиономанию.

Потом пришли новые времена. Культурные скрепы, установленные, увы, не подлинным интернационализмом, а государственной ложью, упали. Расизм (теория и политика на ее основе, провозглашающее превосходство одной расы над другими) с ксенофобией (навязчивый страх перед иностранцами, доходящий до ненависти и агрессивных действий) вонючим, простите, потоком залили все вокруг. В Петербурге не проходит недели, чтобы не избили, а то и не убили, представителя черной или желтой расы.

Петербургский режиссер Алексей Балабанов стал говорить об этой отвратительной черте многих русских людей в своих фильмах "Брат" и "Брат-2". И о поведении некоторых "понаехавших" с окраин империи стал говорить – ибо иной раз четко видно: они хотят мстить за годы национальной подчиненности, хотят установить "свои порядки" (на самом деле, не свои, а – хамские, просто тут сошлось). Балабанова обвинили в расизме и национализме самого. Тогда он в фильме "Жмурки" придумал гениального чернокожего русского ("Ты, эфиоп!" – "Русский я") – но общественный резонанс начался/закончился смешком.

Теперь уж не до смеха. Приличным людям прилично что-то начать делать, чтобы хоть как-то противостоять этой мрази, которая на Западе четко означена как неофашизм. Там с этим борются. И фильмы снимают в огромном количестве. В Германии в том числе. Не вспомнить сейчас название, но хитом одного из питерских фестивалей стала немецкая короткометражка-комедия о том, как белокурая сестра бритоголового Ганса (ну или Карла) полюбила кудрявого чернокожего парнишку. И товарищам Ганса, тоже идейно незрелым вначале, ничего не оставалось, как организовать музыкальную группу и сделать этого "другого" солистом.
И вот без сомнения приличные люди сделали картину "Внук Гагарина". Я считаю этот фильм гражданским поступком. Одних продюсеров там указано шесть человек (как минимум четырех национальностей) – и совершенно ясно, что проект, простите, не затачивали под миллионные кассовые сборы.

Впрочем, о том, что фильм не увидят миллионы наших людей, можно лишь сожалеть. Но это так. Картина, несмотря на лирико-комедийные и даже очень смешные моменты, получилась весьма жесткая. Ничего хорошего (в смысле – оптимистичного), кроме дружбы пацана с двумя взрослыми, один из которых – сводный брат, нищий художник, а другой говорит "Я сам расист", в картине вообще нет. Фильм совершенно очевидно не вписывается ни в какую нынешнюю политику – ни в прокатную, ни в государственную.
 государственных интересах – точнее, в интересах нации – было бы сделать на Первом канале всероссийскую премьеру, да чтобы достойные и авторитетные в народе люди основную коллизию картины обсудили, а позорное явление – осудили (тут лишнего раза не бывает). Да только не призываю я к этому – понимаю, во что превратится такая телевечеринка по обе стороны экрана.

С другой стороны, надо признать, что "Внук Гагарина" робковат для любого рода набатных колоколов. Наверное, потому что постановщики – дебютанты в большом кино: известнейший артист Андрей Панин, один из лучших российских актеров в своем поколении, просто редкостный, и Тамара Владимирцева, прежде – второй режиссер (в ее послужном списке громкие в свое время фильмы "Лимита", "Сирота Казанская", "Олигарх", "Папа"); в 2004-м Владимирцева и Панин попробовали свои силы в совместной режиссуре сериала "Полный вперед!", жанр которого означен как лирическая трагикомедия.
И еще "Внук Гагарина" не стал пронзительным шедевром потому, что драматургическая основа Натальи Назаровой (наверняка очень талантливого человека – актриса, певица, два поставленных сценария, сорежиссер одного неигрового фильма), как можно судить из готовой картины, не дала фильму железного каркаса. Точные и тонкие наблюдения наличествуют, умно прописанные и небанальные характеры выведены, диалоги, повторю, есть весьма удачные, общая линия выдержана интеллектуально и стилистически… Однако дело подпорчено необъяснимыми сценарными ходами в духе "киношки", которые рвут фильм примерно с половины – когда историю надо развивать, а драматизм, извините, нагнетать.

Но я всего этого стараюсь не заметить. И вовсе не из-за кровоточивости самой "черно-белой" темы, тем более, что она вовсе не единственная во "Внуке Гагарина", – о нестяжательстве тоже очень хорошо сказано, и о сущности искусства речь идет. И не снисхождения к дебютантам для. Я просто вижу, как/что авторы думают. А это нынче такая редкость в кино.

Когда вы посмотрите картину, то, полагаю, поймете сами: они думают о крахе идей и чаяний шестидесятых годов (все помнят, что Гагарин полетел в космос в 1961-м?). О том, что у нас остались только надежды горькие обманутого сына над промотавшимся отцом.

Кстати, кудрявый темнокожий мальчик с развязавшимся шнурком в одном  ботинке кричит наизусть в картине Лермонтова, а не Пушкина. Не "На смерть поэта", разумеется, что было бы пошлым перебором по концепции, а "Исповедь".
…Я молод, молод, – знал ли ты,
Что значит молодость, мечты?
Или не знал – или забыл,
Как ненавидел и любил,
Как сердце билося живей
При виде солнца и полей
С высокой башни угловой,
Где воздух свеж и где порой,
В глубокой скважине стены
Дитя неведомой страны,
Прижавшись, голубь молодой
Сидит, испуганный грозой!
…………
ты жил, старик;
Тебе есть в мире что забыть!
Ты жил! я также мог бы жить!

Где посмотреть в Краснодаре