Евгений Гришковец: я не боюсь работать в коллективе, я боюсь руководить

18 октября известный российский режиссер и актер Евгений Гришковец впервые посетил Краснодар, где отыграл спектакль "Как я съел собаку". За несколько часов до этого актер провел пресс-конференцию с журналистами города.

- Какое первое впечатление производит город?
- Ну... Здесь подъезжали, увидели зелень и очень много машин, бесшабашно ведомых. А вообще я приехал не за впечатлениями о городе, да и вообще главные впечатления о городе - это люди. Вот иногда приходишь на спектакль, а там только треть зала, к тому же человек десять не выключили мобильники. Ну, какое может быть впечатление? Плохое, больше в этот город я приехать не захочу.

- Вы в последнее время очень много гастролируете и, соответственно, очень много времени проводите в дороге. Поэтому такой вопрос: чем вы себя занимаете в пути?
- Выработались определенные навыки. В дороге (я поездами не езжу, не могу спать и устаю, теперь только на машине) я не читаю, слушаю музыку и беседую с водителем, если это такой человек, с которым можно поговорить.

- Это вам нужно как писателю?
- Нет, это мне интересно как человеку. Я не провоцирую людей на откровенность, чтобы потом об этом написать. Любое событие будет описано мной, только если пережито мной. Кстати, очень люблю аэропорты. Приехать загодя, взять газету (кстати, я читаю только культурные обозрения), неспеша выпить кофе. А в самолетах я сплю. Я понял, что время в дороге не получается использовать с пользой: книга не читается, не получается отвечать на письма.

- Чем обусловлен выбор спектакля для Краснодара? (Гришковец представил в нашем городе программу "Как я съел собаку" - прим. Автора)
- Все очень просто. Я буду говорить об этом перед спектаклем. Я не играл этот спектакль уже три года, я его играю только там, где еще ни разу не был. А вообще я его сыграл более пятисот раз в разных странах и на разных языках. Но с этого нужно начать.

- Расскажите о своих творческих планах, связанных с кинематографом.
- Это будет режиссерско-авторский дебют. Фильм будет не документальным, будет монолог… Монолог о Москве, Москва глазами приезжего, зачем люди едут в Москву. Автором сценария и режиссером буду я. У меня есть желание коснуться жанра, это не кинопублицистика, и мне интересно входить в другую область искусства. Мне хочется, чтобы это стало не элитной экспериментальной работой, а чтобы фильм посмотрело как можно больше людей. Съемки начнутся 25 января, десять съемочных дней пройдут зимой, десять – весной и десять – летом. Там не будет актеров, я буду разговаривать с людьми…

- Но вы же снялись в нескольких игровых кино. А есть подобные дальнейшие планы?
- Вообще я сразу отказываюсь от съемок в сериалах, исключение только Памфилов. Остальные я рассматриваю, но в основном отказываюсь. Сейчас предложили интересный проект с хорошей командой, если все получится со сроками, буду принимать участие.

- Вы же индивидуалист в творчестве, как вы собираетесь работать с коллективом?
- У меня уже есть опыт работы в коллективе, я работал руководителем театра в Кемерово, я остался один по одной простой причине, у меня был единственный актер, которому не нужно было платить – это я сам. Раньше я считал себя абсолютно непригодным для сцены, очень комплексовал из-за картавости. Когда я играл первые спектакли на фестивале "Золотая маска", я вышел и сказал публике: вы не думайте, что я изображаю картавость, я действительно не могу произносить букву "р". Я не опасаюсь работать в коллективе, я боюсь руководить. Я свел свои руководительские функции к минимуму. Я могу лишь советовать, а не руководить. Я становлюсь жестким, грубым и категоричным – я таким сам себе не нравлюсь.

- На своем недавнем концерте в Краснодаре Михаил Михайлович Жванецкий очень лестно отозвался о вашем творчестве. Вы знали, что он так к вам относится?
- Да, мы знакомы, мало того, за несколько дней до приезда в Краснодар, мы созвонились, и диалог получился таким:
- А я еду в Краснодар.
- О, и я тоже скоро еду.
Потом он мне позвонил из Ростова, сказал, что видел здесь мою афишу, и он едет по моим следам. Мы знакомы уже года три, познакомились на вручении "Триумфа". Стали общаться. Для меня предмет гордости только то, что я с ним знаком. А уж то, что он читает мои книги…

- Вам вообще нравится, когда вас хвалят?
- Да, конечно. Но только не тогда, когда хвалят бессмысленно.

- У творческих людей, которые часто гастролируют, обычно трудно складываются семейные отношения из-за того, что человек часто отсутствует. Как у вас с этим?
- У меня есть четкие рамки: три месяца летом я дома, три месяца зимой я дома. Уже полгода. Так что дома я бываю часто.

- У вас есть способы вернуть хорошее настроение?
- Стараюсь быть внимательным человеком и правильно понимать ситуацию. Сильно изменить настроение может хорошая музыка или кино. Предпочитаю современную музыку.

- Если бы у вас была своя радиостанция, какой бы был формат?
- Я терпеть не могу слово "формат", но там бы была та музыка, которая мне нравится. Сколько я встречался с редакторами радиостанций, все время идет разговор о форматах, а в телевидении эта тенденция еще сильнее выражена. Например, Эрнсту не нравится Петросян, но он присутствует на "Первом", сам Эрнст смотрит другие программы и другое кино. Я считаю это манипулированием людьми. Так что на моей радиостанции такого бы не было.

- А вам было б интересно сыграть в многонаселенном спектакле?
- Такое желание есть. Например, я бы с удовольствием сыграл в труппе Петра Фоменко.

- А сами вы ходите на чужие спектакли?
- Да, если я возлагаю на спектакль какие-то надежды, я иду. Часто руководствуюсь советами друзей в выборе пьесы.

- Можно играть каждый раз по-новому?
- Это единственно возможное для меня, невозможно играть каждый раз одинаково. Вот, например, "Как я съел собаку" я сыграл более пятисот раз, испробовав разные вариации, он стал просто кристально идеальным. Поэтому я его теперь так редко играю.

 

В России решили бороться с нелегальной занятостью
Вчера, 18:38
В России решили бороться с нелегальной занятостью
Правительство поручило создать в регионах соответствующие комиссии