Виктору Лихоносову посвятили документальный фильм

26 октября в "Кубанькино" состоялся премьерный показ документального фильма "Одинокое лето", посвященного Виктору Ивановичу Лихоносову.

Структура фильма построена на серии коротких эпизодов, выражающих отдельные мысли писателя о прошлом и современности, о людях и о себе. Спокойный проникновенный голос читает отрывки из писем, интервью, эссе Лихоносова. Видеоряд показывает чаще всего образные зарисовки природы, городской и сельской жизни. Сам писатель в кадре появляется не так часто и не надолго. То с кружкой воды у себя во дворе, то за старенькой печатной машинкой в своем доме, в храме, на улицах Краснодара или на берегу реки. Прямая речь прямо в камеру звучит лишь однажды: Виктор Иванович говорит о попытке дополнить написанное и дописать, то, что не успел.

По мнению оператора картины Михаила Шнурикова, кино получилось "не парадным и не научно-популярным". Фильм действительно вышел светлый, тихий, спокойный, без какого-либо кричащего надрыва. Отрывки мыслей писателя, отражают восхищение прошлым Руси и России, тоску, непонимание нынешнего времени и поколения. Игровые клубы, салоны связи, модные магазины с безголовыми манекенами, дети, играющие в пасти у резинового чудища, и толпы людей - не знакомых, не крещеных, не верующих… Все это чуждо ему. С тихой скорбью он смотрит, как разрушаются старые дома, сожалея о том, что людям ничего не жаль. Он этого не понимает. Но не осуждает, а переживает. Ему "бесконечно жаль", что утрачены духовность и истинная вера, утеряны достоинство и самосознание, забыты предания и нежность к отеческим могилам.

Вся мирская суета противопоставлена словам Владимира Мономаха: "Посмотри, как много взяли мы, кроме того, что для своей души". Ценности писателя составляют светлые воспоминания о матери, бабушке, отце, родной улице в Новосибирске и школьных годах; бесконечные полки книг, иконы на стенах, фотографии, репродукции картин и спокойная жизнь в частном домике, где его не тревожат ни учителя, ни журналисты.
Таким предстает Виктор Лихоносов в глазах режиссера. И сам фильм в целом оставляет ощущение умиротворения, но и щемящей грусти.

По словам Николая Рогожина - режиссера фильма, проза писателя произвела на него впечатление еще в юности, с самых первых строк прочтения. Режиссер искренне удивлен, что Виктору Лихоносову, которого для себя он считает "небожителем", так мало посвящено публицистики, передач и сюжетов. Поэтому снять фильм об одном из любимых писателей, он считал своим долгом. Но идея долгие годы не находила финансовой поддержки, пока, наконец, Госкино приняло заявку режиссера и выделило 700 тысяч рублей на съемки.
Работа над фильмом велась 4 месяца. Режиссер говорит, что герой фильма постоянно занят и достаточно сложный человек в общении. Но поскольку оператор фильма Михаил Шнуриков давно знаком с Лихоносовым и знает, как с ним работать, то съемки прошли достаточно быстро. Кстати, в первоначальном замысле режиссера текст должен был читать Алексей Баталов, но для реализации этой идеи не хватило средств.

Рогожину хотелось сделать кино в стилистике произведений Лихоносова, поэтому ему особенно нравилось, что в сценарии была использована проза писателя. Хотя задачей фильма не было отразить какие-то конкретные произведения писателя. Это личность Лихоносова, писателя и человека глазами режиссера. Автор стремился показать одиночество гения и одновременно передать то ощущение волшебства, навеянное прозой писателя.

Кстати, сам Виктор Лихоносов фильм еще не видел и на премьерный показ не смог приехать, но организаторы пообещали продемонстрировать фильм писателю отдельно.
Что посмотреть в Сочи
27 апреля, 10:44
Что посмотреть в Сочи
Музей-бар, водопады, ресторан с видом на горы и еще 3 классных места
Вязкий газон в Самаре и эмоции футболистов
Вчера, 16:01
Вязкий газон в Самаре и эмоции футболистов
Разбор матча «Краснодара» с «Крыльями Советов»