Хэллоуин: с чем вас едят?

Все нижеизложенное рекомендуется для употребления перед, во время, а также после 31 октября.

Есть у русского человека такая характерная черта – со всей страстью отдаваться любому занятию, пусть даже совершенно пустяковому и несущественному. Любить – так до гроба, горевать – так до прогрызания крышки того же гроба, веселиться – во всю мощь до упаду, ненавидеть – так до свадьбы. Этим мы немного схожи с американцами, только у них сфера выражения несколько отличается – не дом, а небоскреб, не свободная страна, а непосредственный источник свободы, смерть только от ожирения и свадьба только по контракту. То же и с множеством праздников, привезенных на американский континент милыми иммигрантами, искавшими уже упомянутый источник. Взять, к примеру, Хэллоуин, такой же, по сути, языческий, как и славянский праздник Ивана Купалы. Ирландцы, ассимилируясь с аборигенами и другими прибывшими на свежеоткрытый континент в поисках счастья, и не подозревали, до какой степени их День всех святых будет сведен к массовому поклонению вседозволенности и обнаружению в себе всего самого темного. То есть тех самых черт характера, ради избавления от которых множество известных истории грешников провели остаток дней в самозабвенном отмаливании своих грехов, стоя на жестких зернах кукурузы и питаясь только водой, приходящей лишь в виде осадков в сезон дождей.

Что же имел под собой Хэллоуин у тех, кто его придумал? Погружаясь в глубины истории, можно увидеть непосредственную связь данного праздника с кельтами, а точнее с теми длинно-белобородыми старцами, которых называли друидами и которые служили в качестве жрецов на благо простого галльского народа. Это они взяли на себя ответственность каждый год общаться с душами умерших с целью умилостивить их и задобрить, потому что душа, пусть и мертвая, может быть как доброй, так и злой. Добрых душ ждали в гости в их дома при жизни, а вот злых остерегались, поскольку по какому-то оставшемуся известным только старцам секрету злая душа не может находиться на земле вне чьего-либо физического тела, будь то животное или человек. Причем из людей такие души предпочитали чистых своими помыслами и горячих сердцем. Вот и приходилось всем народом (ну кто, скажите мне, сознается в отсутствии горячего сердца и светлой души) облачаться нечистью, привидениями да ведьмами-колдунами.

Постепенно праздник развивался. Римляне, которые в начале своего национального пути отличались наглым копированием чужой культуры, после захвата кельтских земель взяли на заметку и Хэллоуин, а первые христиане, тоже, кстати, бывшие римлянами и обладавшие, соответственно, той же любовью к плагиату, "придумали" День всех святых. При этом традиция переодевания и замены обычного освещения на оскаленную беззубым ртом с выпученными отверстиями для глаз тыкву оставались неизменным приложением к самому празднику и была уже фактически от него неотделима. В итоге Хэллоуин сопровождал людей через века, распространяясь по телу планеты по мере освоения неевропейских материков народами, знакомыми с данным праздником. В Россию он пришел едва ли не в последнюю очередь после крушения Берлинской стены и последовавшим за этим падением железного занавеса. Пришел уже слегка потрепанным и с подутраченным после долгих скитаний значением, сохранив только естественный рефлекс на переодевание и тот глубоко сидящий, а потому невыгоняемый, первобытный страх перед потусторонним миром.

Первые годы от прихода праздника в нашу страну страдали в основном ученики средних школ с углубленным изучением английского языка и студенты факультетов романо-германской филологии, плюс их бабушки, измученные собственными попытками после лучезарных снежинко-зайчиковых детсадовских лет переквалифицироваться в этаких адских кутюрье. Затем подтянулись и обычные учебные заведения, где английский язык хотя бы упоминался в перечне дисциплин, армия бабушек росла и вот уже назрел повод появиться противникам Хэллоуина, якобы насаждаемого в рамках американской стратегии разрушения российской культуры и посягающего на незыблемые религиозные устои православной церкви (вновь появившиеся общедоступно только при распаде Советского Союза). Сия битва продолжается и по сей день, особенно обострившись с переходом Хэллоуина в стадию неофициального праздника национального масштаба с последующим празднованием его в клубах и дискотеках.

Молодежь, которую этот праздник интересует вообще, волнует именно факт устроения вечеринок. Не обращая внимания на спорящих, молодые люди заранее тщательно готовятся к Хэллоуину. Приготовления заключаются в поиске костюма, места проведения ночи, отмазки для родителей и коронного розыгрыша или страшной истории. Примерно в такой стройной последовательности и именно начиная с одежды. Поначалу, на заре еще тех, кельтских, веков, выбор амплуа для Хэллоуина был весьма скуден, отражая разве что кельтскую мифологию. Позднее, с обогащением мирового фольклора, дело пошло на лад. Сегодня в результате глобализации и национальной интеграции при наличии хотя бы немного развитой фантазии вы практически застрахованы от встречи в праздник своего двойника (разумеется, среди живых). Конечно, сейчас не обязательно своим внешним видом не оставлять сомнения в принадлежности к войскам тьмы. Но соль Хэллоуина именно для нас, а не для кельтов, заключается в том, что он выманивает и выворачивает наружу все озорное-бесовское внутри нас, причем без явной угрозы со стороны этого забавного внутреннего содержания как для нас самих, так и для окружающих.

Практические рекомендации какого-либо характера по проведению Хэллоуина стоило бы считать кощунственными и ограничивающими и без того подавленную буднями фантазию. Рецепты от великих, а-ля костюм "вам от меня", подобны многотомному изданию "Как бы я назвал вашего ребенка даже если бы вы не спросили", а брошюры типа "Делаем Хэллоуин сами", "Мой первый Хэллоуин" и апофеоз – "Хэллоуин без секретов от мастеров" заслуживают забвения на костре из тыкв посреди всеобщего веселья. Нет ни одного человека, который был бы не в состоянии поразить всех своим одеянием в Хэллоуин. Уместно все – от сатанистских настроений до находчивого юмора. Красная Шапочка легко может оказаться поклонницей графа Дракулы, а Спящая Красавица – всего лишь скорбящей по умершему мужу, снежному человеку. Впрочем, юный вампир в берете тоже вполне может страдать от того, что "он такой холодный". Надеемся, что убедили вас фантазировать своими силами.

К вопросу "где отпраздновать". Разумеется, никто не вломится к вам и не будет светить фонариком прямо в лицо, если вы надумаете устроить веселье у себя дома. Главное – пригласить побольше друзей и запастись недюжинной стойкостью, потому что в эту ночь вас могут застать врасплох самые жестокие розыгрыши, а стакан воды даже перед смертью доступен нестабильно. Лучшая защита в таких ситуациях – держать про запас пару трюков, которыми вы щедро отомстите обидчику. Впрочем, в домашних условиях не все средства хороши. Зато в любом клубе убирать придется уже далеко не вам, и это открывает новые перспективы. Многочисленные бонусы, прилагаемые к проведению ночи Хэллоуин в клубе, – отсутствие забот по оформлению интерьера в стиле "Лысая гора", музыка, зачастую под управлением специально приглашенных ди-джеев, а также четко определенная культурная программа с многочисленными конкурсами, призами и ценными подарками, ценнее которых чаще всего оказывается просто отличное настроение.

От родителей не стоит отмазываться избитыми и давно устаревшими "у Маши собачка рожает", "выпал снег и не могу добраться домой из соседнего подъезда" и им подобными несуразностями. Лучше сказать правду, благо криминальной хронике еще не известны случаи групповых жертвоприношений попавшего под руку хомячка Боры или попугая, который еще не пришел в себя после корма в виде брошюр с выставки. Хэллоуин – общий праздник, и пусть он обратится родственникам уверенным спокойствием в неизбежности возвращения любимых чад, которые хорошо провели время, а вовсе не набирались тайных каббалистических знаний или проводили спиритические сеансы. Впрочем, проводить их в Хэллоуин бессмысленно. Духи сами найдут…