Грушинский фестиваль: островок живой песни

Что такое Грушинский? Все тысячи раз слышали, что это фестиваль авторской песни. Это особый мир, где под особенным небом каждый год встречаются особенные люди. Но вы никогда не узнаете, что такое Грушинский, пока не увидите все своими глазами, или не прочитаете эту статью.


Как все начиналось

Река времени течет неумолимо, все дальше от нас уходят события, послужившие толчком к зарождению фестиваля. Все дальше уходит человек, чьим именем назван фестиваль. И все больше приезжает сюда людей, для которых, в силу их юного возраста, гибель Валерия Грушина уже не отзывается острой болью. Для них Валерий Грушин стал только именем, легендой.

Этот парень прожил всего 23 года. И за это короткое время успел настолько стать нужным своим друзьям, что осенью 1968 года, через год после его гибели, над Каменной Чашей в Жигулях вспомнить Валерку собрались 600 человек. Друзья Валерия подняли флаг, который всегда развевался над его палаткой - аист и солнце на голубом фоне. Сегодня этот рисунок знает каждый, кто хоть раз приезжал на Грушинский.

Но тогда, в 1968-м, никто не думал о всемирном фестивале. Просто пели песни в память о хорошем человеке. И накрапывал небольшой дождь...

Родился Валера Грушин не в Самаре. Его отец, Федор Иванович, был военным летчиком и тогда служил в Заполярье, в Мурманской области. А Валера в 6 лет уже пел на гарнизонных сценах. И видел северное сияние, красота которого потрясала детское воображение. Наверное, поэтому первые "взрослые" походы Валерки были именно туда - на Север. Но судьбой военного летчика распоряжается командование. И когда Валере было 12 лет, семья Грушиных приехала в Новокуйбышевск. Красота Волги с успехом выдержала сравнение с северным сиянием, и жить в другом месте Валерию уже не хотелось.

Увлечений у Валеры было много. К тому времени, когда парень поступил в Куйбышевский авиационный институт, он уже умел слесарить, стрелять (охота на мелкое зверье, как и туристические походы, были страстью), водить мотоцикл и автомобиль. И еще - петь. Голос у него был не сильный, но он умел удивительно точно передать душу песни. Его готовы были слушать часами. В авиационном институте и сложилось легендарное трио "Поющие бобры": Анатолий Головин, Валерий Грушин, Вячеслав Лунев. Валерка любил песни, любил петь и пел всегда. Но вот то, что он был пропагандистом песни, придумали уже потом.

Людей к нему притягивало как магнитом. Никто так и не смог объяснить, что же такое в Валерке было. Легкий характер? Обостренное чувство справедливости?

Походы были необходимой частью жизни. Где он только не побывал! Саяны, Карпаты, Урал, Алтай, Кольский полуостров, Тува и, конечно, свое родное Поволжье.

В тот роковой поход по реке Уде в Иркутской области Валерий отправился с группой самарских туристов. Добираясь до места, откуда должен был начаться поход, туристы остановились на ночевку на метеостанции. Ее начальник очень доброжелательно встретил ребят, пригласил их переночевать у него в доме.

А наутро он решил отвезти на моторной лодке на другой берег реки гостивших у него двух сыновей и племянницу. Течение на реке было очень сильное, вода, налетая на камни, вставала огромным валом. Перегруженная лодка на большой скорости выскочила на этот вал, перевернулась - люди стали тонуть.

На берегу находились только жена начальника и Валерка. Не раздумывая, Валерка прыгнул в воду. Он помог девушке доплыть до берега и повернул назад, в воде еще оставался Леня. Но сил не хватило. Вода была ледяная, а течение - сильное. Так он погиб.

Потом были поиски Валерки. Но река не отдала его, несмотря на то что полтора месяца над тайгой кружили вертолеты Иркутского аэрофлота, а дно Уды днем и ночью при свете фонариков обшаривали службы поиска. Поиски окончились безрезультатно, хотя местные жители утверждали, что их река всегда возвращает свои жертвы.

К годовщине его гибели там, на скале на берегу реки Уды, был установлен барельеф Валерия. И живет фестиваль. Все больше людей приезжает сюда, не задумываясь о человеке, подвиг которого дал ему начало. Но обязательно на каждом фестивале проливается хотя бы несколько слезинок дождя.


В первый раз

Вы говорили всем, что никогда не были на Грушинском, и пренебрежительно усмехались, глядя, как ваши друзья собирают рюкзаки. Но однажды вы решите рискнуть и отправитесь вместе с ними. И, трясясь в поезде, машине, электричке, будете проклинать себя, свою глупость, ту неизвестность, куда вас занесло, и того, кто все это придумал. И не раз будет произнесено: "Зачем мне все это было нужно?"

Зачем - вы поймете, когда попадете в живой поток таких же слегка сумасшедших, и в первый раз к вам придет странное чувство единения с незнакомыми людьми.

Зачем - вы поймете, когда вам откроется огромный город палаток и костров. И вас захлестнет размах происходящего, и вы точно онемеете секунд на двадцать.

Здесь собираются те, кому есть что сказать и спеть. Они пытаются донести до других все то свое - прочувствованное и пережитое. И в разных концах Поляны - на эстрадах и просто у костров - звенят струны, срываются или взлетают к небу голоса.
Здесь собираются те, кто хочет уйти от обыденности и окунуться в карнавальный мир огромного праздника - повеселиться, покуражиться, оторваться...

Сюда приезжают со всех концов страны, чтобы увидеться с далекими друзьями или найти родственную душу.
Это мир, где возможно все! Здесь исчезают всяческие различиями предрассудки, здесь все равны и нет чужих и незнакомых. Здесь каждый - свой. А вечером вы отправитесь в гости - к старым и новоприобретенным друзьям. И, сидя у костра, будете знакомиться, болтать и слушать гитару. И, может быть, на зов струн к вашему костру придет кто-то еще...

Здесь каждый лагерь - свое маленькое государство под своим флагом и с собственными правилами. И двух одинаковых лагерей вы не найдете, даже если хватит сил обойти всю Поляну. Вы увидите лагерь "Пьзника", "Секретную базу военно-морских свинок" и прочее, и прочее...

Здесь время течет по-другому. Пробыв на Грушинском всего пару-тройку дней, вам будет казаться, что вы прожили здесь очень долго, что в оставленной где-то далеко повседневной жизни прошло так много времени, так много изменилось. Потом вы будете выспрашивать своих близких: "Что нового?" А народ будет удивленно пожимать плечами: "Да все по-старому, вас не было всего несколько дней!"

Днем Поляна гудит и шумит, как большой живой улей. Потоки людей сходятся и растекаются, поглощая в себе все новых попутчиков. Один поток вынесет вас на грандиозную торговую площадь, где есть практически все. Ведь на Грушинский достаточно взять только себя. Все остальное можно найти здесь: палатки, спальники, котелки, рюкзаки и надувные лодки... Здесь можно позавтракать, пообедать и поужинать почти как в ресторане. Здесь можно стать обладателем серебряных браслетов и глиняных колокольчиков, стеклянных слонов и колец из бисера, всевозможной символики фестиваля...

Здесь есть еда, одежда, обувь, посуда, музыкальные инструменты, сувениры, книги, музыка... - все-все-все. Если постараться, можно найти даже роликовые коньки и горные лыжи. И еще - гитары, гитары, гитары - от вполне настоящих, с хорошим звучанием, до различных сувенирных: глиняных, стеклянных, деревянных, на шнурках, подставках, подвесках...

С другим потоком вы попадете в большую художественную мастерскую под открытым небом. Здесь на ваших глазах творит, создает, фантазирует и воплощает свои мечты творческий люд.

На Поляне под огромным шатром вы попробуете сладости кришнаитов, послушаете о радостях жизни с Кришной в душе и поводите хоровод. На другой площадке можно стать участником рыцарского турнира и обсудить с парочкой гоблинов новости Средиземья.

Еще одна дорога в течение 8-10 минут выведет вас на широкий песчаный берег Волги. Здесь, на пляже, в летний зной так приятно окунуться в холодные воды великой реки. А еще можно покататься на речных катерах и гидроплане...

Даже ночью Грушинский не смолкает. Поляна живет, дышит, поет. И колышется живой океан огней, и дым от тысячи костров согревает воздух.


Наши

Конечно же, большинство из 150 тысяч людей, приезжающих на Грушу - жители ближайших городов - Самары и Тольятти. Но стоит пройтись по многочисленным улочкам и переулкам Грушинского фестиваля и непременно наткнешься на лагерь ставропольцев, тюменцев или новосибирцев. Сюда стремятся попасть любители авторской песни почти со всех уголков России, СНГ и даже дальнего зарубежья.

Каждый год добираются - на поезде, машинах, самолетом и другими способами - на Грушинский фестиваль и наши земляки. Если постараться, то на пол-пути к Волге, на полуострове, можно отыскать стоянку канала "Бакен Бардов" и ощутить крепкое рукопожатие самого Руслана Шмакова. И тут же можно услышать радушное кубанское приглашение присесть с дороги, отведать борща и выпить чашку горячего чая. Приходите сюда вечером, и вы утолите уже совсем иной голод - голод общения и жажду настоящих бардовских песен.

А не далеко от информационного центра, на Поляне, размещается лагерь студи авторской песни "Дилижанс". И здесь - все больше знакомые и родные лица. Почти круглые сутки в этой веселой компании звучит прекрасная музыка, авторы делятся советами, слушатели - новостями и впечатлениями.

В море палаток Грушинского фестиваля можно встретить и стоящие отдельно, с надписями: "Краснодар", "Ейск", "Тихорецк", "Кубань", "23 rus" и пр. Проделав путь длиной в 1700 км, их обладатели разбивают свои костры, чтобы на этот яркий свет пришли старые друзья и новые знакомые. Ведь со многими из них подчас удается увидеться только здесь.

Не проходит без участия краснодарцев и концертная программа. Вот и на этом - XXIX по счету - фестивале звучали песни Дианы Коденко, Алексея Еленевича, Олега Куприева... В течении целого часа наши авторы на 1-й сцене фестиваля представляли региональную программу Северного Кавказа. А лучшей оценкой их выступления стали аплодисменты и крики "Браво!" собравшихся зрителей.

А еще наши земляки были отмечены жюри фестиваля! Ирина Христианова стала лауреатом фестиваля, а Дмитрий Григорьев (гитара) - дипломантом.

Но вот настает тот день, когда всех жителей Груши в единое целое объединяет гала-концерт. И к десяткам тысяч зрителей, наблюдающих за ним, исполнители со сцены - знаменитой Гитары - обращаются не иначе как - Гора! И Гора отвечает им одобрительным гулом. Когда над Грушей сгущаются сумерки, а затем наступает ночь, с Горы видна вся залитая светом электрических лампочек и фонариков Поляна, ярко светящиеся окна теплоходов на Волге и огни поселений на том берегу. И как-будто отвечая им, каждый человек на Горе, чувствуя себя частичкой целого, прижимается к соседу и зажигает свой огонек фонарика, зажигалки, свечки...

Год от года популярность Грушинки только увеличивается. И последние фестивали запоминаются все большим количеством участников, и самыми знаменитыми гостями. К примеру, на XXIX фестивале можно было услышать Олега Митяева и гр. "Белая гвардия", Тимура Шаова и гр. "Гроссмейстер", Галину Хомчик и Владимира Туриянского. Настоящим же сюрпризом для Горы стал выход на сцену лидера группы ДДТ - Юрия Шевчука.

Гала-концерт закончился почти под утро, когда уже стало светать. Но даже после пятичасового сидения в вырытых в песке седушках люди не расходились и под собственные апплодисменты требовали продолжения...

И оно будет. В 2003 году. Как обычно, в первые выходные июля. Это - XXX юбилейный Грушинский фестиваль.
Как! Вы еще думаете, ехать ли туда???

В статье использованы материалы газеты "Грушинский 2002" (Борис Есипов и Елена Грачева).
Фото автора и сайта "Грушин.Самара.Ru"