"Скинхеды" в Краснодаре: миф или угроза?

Прошедшие недели ознаменовались небывалым всплеском национального экстремизма в стране. Слово "скинхед" прочно заняло лидирующее положение в заголовках главных новостей дня. 20 октября в Санкт-Петербурге неизвестные напали на студента из Африки, он госпитализирован с тяжелыми травмами. 14 октября в пригороде Москвы группа подростков погналась за двумя узбекскими рабочими и стала их избивать под крики: "Россия для русских!" Один из пострадавших скончался в больнице от ножевых ранений. В тот же день в городе Чита был забит до смерти выходец из Китая. Днем раньше в Санкт-Петербурге вьетнамский студент, возвращавшийся домой с вечеринки, был жестоко избит и умер.
На этом кровавом фоне драки и погромы, обошедшиеся без убитых и покалеченных, выглядят просто невинной шуткой, не стоящей общественного внимания. Такая информация приходит из Москвы, Воронежа, Ярославля, Нижнего Новгорода чуть ли не ежедневно и никого не удивляет.

Наверное, поэтому приговор по так называемому "скинхедовскому делу", прозвучавший недавно в Первомайском суде Краснодара, не вызвал никакого отклика в городе. И преступление какое-то идиотское, и решение суда — так себе, ничего особенного: девятнадцатилетние краснодарцы Евгений Зикий и Екатерина Остроух приговорены к четырем годам лишения свободы условно с испытательным сроком. Молодых людей признали виновными в избиении африканских студентов, но обвинение им было предъявлено не по статье 282 Уголовного кодекса — "Возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды", как можно было ожидать, а как банальным бытовым хулиганам — статья 213, часть 2.

Сам термин "скинхедовское дело" пишется в жирных кавычках — факт принадлежности обвиняемых к какой-либо националистической организации в приговоре не отражен. Пострадавшие студенты-африканцы утверждают, что подростки, напавшие на них, были одеты во все черное. Пожалуй, только эта деталь позволяет предположить "идейный" характер преступления. В суде не прозвучало ответа на главный вопрос: имело ли нападение на африканцев в качестве главного мотива расовую или национальную ненависть. Может быть, хулиганам было все равно кого бить?

Впрочем, суд все же признал "умысел на хулиганские действия", с коим подсудимые Зикий, Остроух и еще несколько их знакомых вышли на улицу Красную вечером 14 марта этого года. Подтверждением умысла, по версии следствия, были принесенные с собой железные цепи и бутылки из-под пива, но был ли умысел изначально направлен против "черных" — об этом приговор умалчивает. Недалеко от центрального переговорного пункта молодые люди заметили группу африканцев.

О том, что произошло дальше, подсудимые рассказывают по-разному. Евгений Зикий утверждает, что он споткнулся и упал, а один из иностранцев засмеялся — из-за чего якобы и произошла драка. Екатерина Остроух не упоминает этого случая, а просто рассказывает о том, что кто-то крикнул: "Негры!", и все побежали за ними. Пятеро студентов из Африки, направлявшихся в интернет-кафе, нападения не ожидали и бросились убегать от толпы подростков. Зикий догнал одного из африканцев, набросил ему на шею цепь и свалил на землю. Остроух ударила бутылкой по голове девушку-африканку, сбила ее с ног и начала избивать, опрокинув на свою жертву мусорный бак. Остальные иностранцы успели позвать на помощь, и хулиганы разбежались. Пострадавшей студентке вызвали "скорую помощь", которая отвезла девушку в больницу с сотрясением мозга.

Виновные в нападении на иностранцев вскоре были задержаны, правда, не все — большинство хулиганов в приговоре именуются "не установленными следствием лицами". На скамье подсудимых оказались двое: грузчик Евгений Зикий и ученица вечерней школы Екатерина Остроух. Возраст и социальный статус — вполне "скинхедовские", но однозначно причислить подсудимых к "скинам" все же нельзя.

"Скины" — не партия, не клуб по интересам и даже не организованная преступная группировка. В отличие, допустим, от нацболов, радикальных экологов или байкеров, небольшие группы "бритоголовых" не имеют единого лидера и даже не общаются между собой. Некоторые специалисты считают, что "скиновского" движения как такового вообще не существует, а за него принимают деятельность разрозненных дворовых компаний численностью не более десятка человек каждая. Типичная городская молодежная субкультура, разбросанная по подъездам многоэтажных микрорайонов.

Правда, в Краснодаре есть несколько вполне взрослых идейных наставников националистически настроенной молодежи, которые знают в лицо своих сторонников, но не более того. О том, что двое молодых людей попали на скамью подсудимых за избиение африканцев, "взрослые скинхеды" не знали, и на вопрос о подсудимых: "Ваши или чужие?" ответить затруднились:
— Скиновский" прикид для многих подростков — просто веяние моды, стремление самоутвердиться, — мой собеседник, просивший не называть его имени, демонстрирует высокие ботинки на шнуровке и цепочку на поясе. — Одеться подобным образом может кто угодно, но это не значит, что он готов идти и кого-то бить.

О краснодарских "скинхедах" достоверно известно немного: появились в начале девяностых, особенно активны были в 1994-1995 годах, потом движение пошло на спад, а затем снова наблюдался всплеск активности, апофеозом которого стал погром могил на Славянском кладбище Краснодара весной 2002 года. Виновные сразу же были найдены, наказаны, и до весны этого года ни в каких громких делах кубанские "скины" не светились. И вот теперь, почти как в песне — побили негра…

"Консультанты по скинам", узнав о приговоре, укоризненно разводят руками: "Сколько раз говорили — не лезьте в драки, никакого толка от этого нет. Учитесь, работайте, не оставайтесь одноклеточными!" . На вопрос о том, сколько "бритоголовых" в городе, отвечают уклончиво — численность все время меняется и не поддается учету. По данным научного сотрудника московского Центра новой социологии и практической политики Александра Тарасова, крупнейшего в стране эксперта по движению "скинхедов", сейчас в Краснодаре насчитывается не менее тысячи подобных "неформалов". Идеологически движение не перегружено, оно имеет понятную социальную основу — вражду к этнически чужим, мигрантам, которые есть в любом большом городе.

Расовая ненависть напрямую зависит от статистики, — утверждает мой собеседник в черной рубашке. — Все просто: если чужаков больше, они начинают диктовать свою волю, и это, к сожалению, общеевропейская тенденция. Например, Франция, где арабов когда-то было совсем мало, вели себя они осторожно, старались приспособиться к местным обычаям. Сейчас Париж стал самым большим мусульманским городом Европы. Как результат — растет сопротивление белых французов. Движение "бритоголовых" появилось в низах европейского общества, в рабочих кварталах, где живут бедняки. То же самое с запозданием происходит у нас в России. Кто идет в "скинхеды" у нас в Краснодаре? Семьи у них неполные, бедные, зачастую этим ребятам просто нечего есть. В своих бедах они винят тех, кто, по их мнению, живет лучше — тех же нерусских. А российское государство, развалившее всю систему образования, воспитания и приобщения молодежи к культуре, ничего не может предложить молодому поколению.

С последним утверждением трудно не согласиться. Идеологически государство ничего противопоставить "скинхедам" не может. А это значит, что волна их активности не скоро пойдет на спад. Правда, далеко не все "бритоголовые" нового поколения носят черные рубашки и высокие ботинки на шнуровке — с возрастом приходит понимание того, что свои взгляды не обязательно афишировать. Новой тенденцией является и то, что движение идет не вширь, а вглубь, захватывая все новые социальные слои молодежи. К "скинам" примыкают выходцы из семей предпринимателей, которые воспринимают "инородцев" как конкурентов в бизнесе. Среди студентов появилось немало "интеллектуальных скинов", сильно отличающихся от традиционного образа "бритоголового" как неразвитого пэтэушника. Это будет совсем новый "идейный правый". Сейчас "скины" рисуют на стенах свастику, и это сигнал всему обществу — что-то у нас сильно неблагополучно. Какое послание готовит нам "скин" грядущий?