Материал подготовлен при поддержке ООО «Краснодар Сити»

Кубанская народная республика. Как Кубань в 1917 году чуть не стала независимой и не вошла в состав Украины

Кубанское казачье войсковое правительство, узурпировавшее власть в области в июле 1917 года, не было однородным по своему составу. В парламенте неформально обозначились две фракции казаков: черноморцы и линейцы — две совершенно разные казачьи общности. Разбираемся, как они сложились исторически, в чем был конфликт интересов между ними, как Кубань при черноморцах попыталась стать независимой и почему из этого ничего не вышло.

Отношения казаков с Временным правительством
После Февральской революции новая власть видела в казачестве наиболее организованную и влиятельную часть населения, в которой стремилась найти опору. Заигрывая с казаками, Временное правительство санкционировало в марте первый общеказачий съезд в Петрограде для «выяснения нужд казачества». На самом деле целью съезда была организация лояльных правительству казачьих органов самоуправления.

Всю весну 1917 года со стороны Петрограда не было никаких запретов на создание Кубанским казачьим войском своих органов власти. Казаки имели  право избирать собственный исполнительный орган — Кубанское войсковое правительство (Раду) и его представителя в лице атамана.

На самом деле целью «казачьего» съезда в Петрограде была организация лояльных правительству казачьих органов самоуправления

Но в среде казачества не было единого мнения по поводу организации войсковой власти в области. Часть казаков считала разумным перед официальным открытием Рады оповестить фронтовиков, составлявших «наиболее жизненную часть казачества», чтобы те смогли прислать своих представителей. Комитет 1-го Полтавского полка объяснял свою позицию так: «…вопрос дальнейшего казачьего политического устройства не может разрешаться только кучкой оставшихся в тылу казаков».

В первые месяцы после революции внутри молодого казачьего парламента происходило размежевание на сторонников жесткого и независимого политического курса и на более умеренных, действующих в рамках компромисса политиков. Со временем оппоненты будут только отдаляться.

Казаки-черноморцы и идеи самостийности
Кубанские казаки еще в конце XVIII века приехали на эту землю с хорошим опытом военно-гражданского самоуправления — ведь это были потомки запорожских казаков, самая зажиточная часть казачества, жившая на плодородном черноземье.

Члены фракции черноморцев — или, как их называли, самостийников (федералистов) — в Раде считались украинофилами. О многом говорили и фамилии членов фракции: Лука Быч, Николай Рябовол, Федор Щербина (основоположник российской бюджетной статистики), Василий Иванис (последний председатель кубанского правительства), братья Петр и Иван Макаренко.

Черноморцы видели в Украине прародину своих предков, а потому  судьбу Кубани представляли неразрывной с будущим «рідної матері»

Черноморцы, как во внешнеполитическом сотрудничестве, так и в собственном политическом курсе, явно ориентировались на политику Центральной рады и правительства Симона Петлюры. Они видели в Украине прародину своих предков, а потому судьбу Кубани представляли неразрывной с будущим «рідної матері». Кубанская область, по замыслу черноморской фракции, должна была стать равноправным членом в едином с Украиной союзе.

Черноморская часть казачества противостояла любым общероссийским государственным тенденциям, от кого бы они ни исходили, будь то Временное правительство, большевики или белая администрация.

В конечном счете черноморцам удалось воплотить на практике, хоть и на короткий срок, свою идею независимой Кубани. В конце сентября — начале октября 1917 года Рада приняла «Временные основные положения о высших органах власти в Кубанской области», которые односторонним актом заключали в себе проект федеративного управления на Кубани.

«Положения» — такая региональная конституция, по которой неказачье население области ограничивалось в избирательных правах — должны были вступить в силу по окончании заседания Рады от 24 сентября 1917 года, и только после этого их собирались отправить на утверждение центральной российской власти. При этом депутаты Рады заявляли, что не считают нужным «куда бы то ни было посылать проекты, да и вообще она [Рада] не знает, кому посылать».

«Положения» позже лягут в основание Кубанской народной республики, провозглашенной 8 января 1918 года. «На 1-й сессии объединенной Законодательной Рады Кубань была провозглашена самостоятельной республикой, входящей в состав России на федеративных началах, и приняты постановления о созыве кубанского учредительного собрания, о введении 8-часового рабочего дня», — пишет об этом профессор Андрей Зайцев. Тем не менее просуществовала республика недолго — 16 февраля 1918 года в Екатеринодар вошли войска красных. Немногочисленная добровольческая казачья армия не смогла им противостоять.

Казаки-линейцы и курс на автономию Кубани
Линейцами называли себя потомки донских, терских казаков и ставропольских крестьян, переселенных на Кубань в годы Кавказской войны. Они осваивали левобережье и верховье Кубани — предгорье, каменистые почвы без чернозема. Себя они считали носителями великорусской культуры.

В отличие от радикальных черноморцев, стремившихся к полной независимости, линейцы своей целью видели автономию Кубанской области с правом самостоятельно осуществлять некоторые внутренние функции власти, не выходя из состава Российского государства.

Парламентская фракция линейцев в Раде была малочисленнее черноморской. Наиболее яркими представителями из числа автономистов были министр просвещения Кубани Федор Сушков, который возглавит Кубанское правительство в 1919 году, и Даниил Скобцов, оставивший ценнейшие воспоминания о революции и Гражданской войне на Кубани.

В 1918 году Скобцов был одним из делегатов от казачьего правительства на гетманскую Украину. Там он был свидетелем политического спектакля, разыгранного немецкими оккупационными войсками, — бывший генерал русской императорской армии Павел Скоропадский стал гетманом марионеточной украинской державы. Там кубанцы хотели получить военную и денежную помощь от братского государства, но попытки оказались тщетны. Какой бы пиетет ни испытывали украинцы к послам, немцы не дали вывезти ни одной пули.

Из-за своей малочисленности и слабого влияния линейцы так и не реализовали никаких политических проектов. Тем не менее именно они впоследствии примкнут к красным — в отличие от черноморцев у них не было никаких особых казачьих привилегий, которые они боялись бы потерять.

Последствия политики самостийников
После того как казакам удалось создать свои органы власти в Кубанской области, в Раде второго созыва (сентябрь-октябрь 1917-го) большинство голосов получили черноморцы. Во главе правительства встал ярый самостийник Николай Рябовол.

Региональная власть в то время принимает решения, направленные на суверенизацию области и на ее сближение с Украиной. При этом кубанские парламентарии понимали, что Украина с ее нестабильной внутриполитической ситуацией не может выступать в роли надежного политического партнера. Выходом стала организация по инициативе кубанцев Юго-Восточного союза. В нем они видели казачье государство со всеми присущими ему вольностями — правом самостоятельно выбирать атаманов, создавать законодательные и исполнительные органы, распределять продовольственные ресурсы, а также доминированием казачьего населения над всеми остальными.

Юго-Восточный союз казачьих войск, горцев Кавказа и вольных народов степей — объединение Донского, Кубанского, Терского и Астраханского казачьих войск, представителей калмыков, горских народов Дагестана и Закатальского округа, Терского края, Кубанского края, Сухумского края, степных народов Терского края и Ставропольской губернии как государственно-территориальная единица, управляемая на принципах конфедерации. Создан 20 октября 1917 года.

Заявленной целью ЮВС была борьба с анархией и большевизмом на территории казачьих войск. Октябрьская революция и установление советской власти на юге России приостановили реализацию проекта на неопределенный срок.

Однако наступление большевиков на Кубань показало неэффективность  самостийного подхода, основанного на казачьих вольностях. Даже заявления станичных атаманов о готовности защищать свою землю на деле оборачивались тем, что местные атаманы защищали только свои станицы, устанавливая там режим личной власти.

28 февраля 1918 года кубанское правительство покинуло Екатеринодар. Численность правительственного казачьего отряда составила около 3 тыс. человек — 2 тыс. 500 штыков и 500 сабель при 12 орудиях и 24 пулеметах. В дальнейшем кубанцы подчинились генералу Корнилову и влились в ряды его армии.


Казалось бы, с марта по октябрь казачеству удалось построить прочный институт власти. Популистские идеи черноморской фракции в условиях слабости Временного правительства были очень привлекательными для кубанских казаков. Но отсутствие опыта управления в масштабах целой области, местечковый национализм с украинским окрасом и ограничение в правах иногородних обрекло идеи самостийности на провал.

Что посмотреть в Сочи
27 апреля, 10:44
Что посмотреть в Сочи
Музей-бар, водопады, ресторан с видом на горы и еще 3 классных места
Вязкий газон в Самаре и эмоции футболистов
Сегодня, 16:01
Вязкий газон в Самаре и эмоции футболистов
Разбор матча «Краснодара» с «Крыльями Советов»