Юрий Башмет: О Сочи, музыкальной ответственности, избалованности и мечтах

Юрий Башмет уже второй год предпочитает открывать свой концертный сезон у моря. На Большом осеннем концерте классической музыки в Сочи маэстро выступил и в качестве солиста, и в качестве дирижера с одним из своих коллективов – камерным оркестром классической музыки "Солисты Москвы", обладателем музыкальной премии "Грэмми".

А в 2016 году в "южной столице России" Юрий Башмет представит Зимний фестиваль искусств, программа которого настолько разнообразна и обширна, что еще находится на стадии утверждения.

В интервью порталу ЮГА.ру Юрий Башмет рассказал о своей музыкальной ответственности, современных студентах и школьных мечтах.

Юрий Абрамович, Вы как-то сравнили жанр интервью с "посиделками за рюмочкой", когда возникает полет двух фантазий и рождается что-то третье. Нам здесь, в Зимнем театре Сочи, предложили прекрасную чистую воду…

– Мы пофантазируем – и все получится. Я хочу Вас поприветствовать, если Вы пришли – значит, вам это тоже нужно, как и нам, и время мы проведем с пользой.

Слышала, что Вы очень любите Сочи.

– Даже если б мне в кошмарном сне приснилось, что я не люблю город Сочи, я бы сейчас не признался. Но я действительно люблю Сочи. Это и воспоминания детства – меня мама привозила из Ростова, я там родился. Как и для всех советских людей, Сочи означало море, совсем другой климат. Говорили еще, что детям полезно ходить босиком по гальке...

Представители администрации Сочи не раз говорили, что Юрий Башмет – это достояние города. Такие заявления – это дополнительная ответственность для Вас?

– Каждый выход на сцену – это ответственность, прежде всего – музыкальная. Но если мы сюда ездим уже десятый год, то открывается своеобразный счетчик взаимоотношений.
Вот есть человек, который посетил все наши фестивали. И он приходит, смотрит, как артисты портятся или развиваются. Поэтому моя ответственность перед ним выросла.

Вы хорошо разбираетесь в политике, это Ваше увлечение? Вы даже были доверенным лицом Владимира Путина во время выборов.

– Нас с Путиным объединяет то, что плохо или хорошо сейчас, но мы хотим быть в этой стране. В то же время от того, кто руководит страной, совершенно не зависит моя трактовка Баха, Шуберта, Бетховена, Моцарта… Все, что я делаю, я делаю искренне, я чувствую.

Вот сейчас половину репетиции мы уже прошли (прим.: интервью состоялось за 2 часа до начала концерта), и я задал вопрос: "Что-то делали с залом Зимнего театра?". Потому что акустика улучшилась. Появилась динамика, можно играть очень тихо и громко, есть контрастность, а это средство выразительности. Поэтому я сейчас нахожусь в волнении.

Сказали, что будет потрясающий концерт, а это только Бог знает. Серьезно, в основе этой профессии и вообще музыки – звук, который нечто выражает. Есть содержание, даже одна нота. Потом она соединяется со второй нотой и, поскольку это живой процесс, вторая нота может появиться чуть раньше или чуть позже, немножко с другой краской, чем на репетиции. Это будет импровизация, вы будете участниками рождения этой живой музыкальной клетки – и тогда вам понравится. И только Бог знает, состоится ли такое. Конечно, будем очень стараться.

Расскажите о Большом осеннем концерте. В Сочи в сентябре концертный сезон, скорее, закрывается, а вы все равно открываете сезон. Хотите что-то новое "испытать" на аудитории и удовлетворить любопытство верных слушателей? Или есть еще какой-то сокровенный смысл?

– Расскажу. Я очень рад, что мы пригласили молодежь, четверых молодых скрипачей из разных городов России, участников Всероссийского юношеского симфонического оркестра. Они прилетели из Екатеринбурга, Ростова-на-Дону, Воронежа и Тольятти. Сегодня мы прорепетировали – посмотрим, что получится.

У нас в первом отделении непривычное сочетание – "Времен года" Вивальди и Пьяццолла.
Я вообще по-особому отношусь к этому выступлению – как к фестивалю, а не как к просто концерту. У программы фестивальная база. Потому что так просто не повезешь по стране и на другие континенты вместе Вивальди и Пьяццоллу.

И это не просто программа необычного концерта. Обратите внимание, там так тонко все сделано, что иногда звучит танго и не совсем классические вещи, а потом на нем цитата Вивальди, а затем без перехода, когда публика уже подготовлена, через танго звучит Вивальди. Т.е. последние восемь тактов у Пьяццоллы звучит Вивальди.

То, какие это вызывает чувства, эмоции и ассоциации – это и есть смысл. Мы вместе будем переживать этот момент только сегодня, это будет рождаться именно здесь. И я с нетерпением жду премьеры, это тоже чисто фестивальная температура.

Тогда как раз и поговорим о Зимнем фестивале, которого все очень ждут.

– И я жду. Жду наших премьер. Хоть и обещали пока ничего не говорить, но темы очень интересные. Что если мы пофантазируем о том, как герой Чарльз Второй посетил Россию? Хотим показать очень интересное соединение.
Есть произведение моего друга Александра Чайковского "Гарольд в России" и произведение бакинца Фелинза "And Harold again". И вот в один из вечеров фестиваля я хочу показать такую тематическую программу, трех оригинальных Гарольдов.

Программа будет еще более насыщенной, чем в прошлые годы?

– В этом году у нас будет большая музыкальная академия – не просто серия мастер-классов. Мы пригласили в партнеры Королевскую музыкальную школу из Брюсселя, хоровой коллектив из Финляндии. Будет очень большая театральная академия, которую мы совместно со школой-студией МХАТ хотим делать в Сочи, школа молодых журналистов тоже будет развиваться.
Поэтому мы решили представить людям не только вишенки на торте в виде концертов в Зимнем театре, а 1 октября полноценно представить будущий фестиваль.

На каждом фестивале Вы стараетесь играть то, что раньше еще нигде не звучало. Что ждать в 2016 году?

– Например, мы делаем большой проект с Нино Катамадзе. Она будет петь не то, что поет последние 20 лет, а только произведения классических композиторов – Чайковского, Рахманинова, Шуберта. Нино была у нас на фестивале два раза, мы с ней очень дружим. В последние года три мы с ней обсуждали: "А давай сделаем все по-другому – не джаз, а ты поешь классику в своем стиле". Ее это очень увлекло, мы долго это готовили, и так появилось еще одно интересное сочетание. Она будет выступать с "Солистами Москвы".

Будет еще один необычный проект с Константином Хабенским, еще одно воплощение идеи синтеза искусств на основе истории с "Маленьким принцем". Во что это выльется, я пока не знаю! Будем как в школе, когда готовишься к КВНу, я уже вижу, как мы ночами не спим, зачеркиваем идеи, пишем новые.

Что касается серии произведений Евгения Крылатова, там еще предстоит многое пережить, принять в тексте, это у нас еще не готово.

Для вас написано немало, Вам просто найти время для нового произведения?

– В этом смысле я судьбой избалован, есть несколько произведений – ну просто шедевры, которые для меня написаны. Это Шнитке, конечно, большой Второй концерт; это Гия Канчели и его "Стикс"; это Саша Чайковский, у которого для меня написано три произведения. И у Альфреда Шнитке тоже три, но самое знаменитое – "Большой концерт для альта с оркестром". Избалован, но все-таки жду еще.

Мне еще Ростропович сказал: "Старик, ты играй все, что для тебя будут писать! И из десяти дерьма одно будет обязательно интересное, а может быть и гениальное!".
Я хочу это делать. И это нужно делать, тогда автор понимает, что он не в стол пишет. Но сложно выучить что-то новое. Потому что учить утром одно, а вечером на концерте играть другое – это совсем не то, надо несколько дней, погрузиться, пережить. Но это происходит.

Во втором отделении Большого осеннего концерта "Ноктюрн для виолончели с оркестром" Чайковского играет молодой сочинский музыкант Даниил Калайда. Вы уже много времени сотрудничаете с ним, как видите его развитие?

– Это очаровательный молодой виолончелист, который растет и радует. Три года назад я выводил юношеский оркестр на сцену, все выстраивались по росту, и он был впереди. А сегодня Даниил уже среди тех, кто постарше. Он очень хорошо развивается. Я даже сейчас на репетиции почувствовал у него такое бережное, драгоценное отношение.

Драгоценная душа у парнишки, это слышно. Может быть, он еще не такой откровенный, из-за возраста. Возможно, он немного стесняется, поэтому играет с такой дистанцией, но это совсем не холодно, а очень музыкально и душевно. И ему уже есть, о чем песню петь, он уже что-то знает в жизни. Пока не видно потолка, он в процессе.

Вы преподаете, что можете сказать о сегодняшних студентах?

– В наше время молодые люди имеют больше свободы информации. Но раньше был более плотный стержень у самой школы. Классическая музыка была авторитетнее и популярнее среди молодежи. Я понял, что полюбил музыку через мелодизм "Битлз". Пока в школе не услышал Шестую симфонию Чайковского и не почувствовал, что это еще богаче. Мне тогда было 12-13 лет.

Когда Вы учились, то о чем мечтали, что сбылось? И о чем мечтаете теперь?

– У меня была спецшкола для талантливых детей имени Соломии Крушельницкой. Это была шикарная певица. Я с радостью вспоминаю школьные дни. В самой школе многое происходило, и меня там учили очень хорошо. И там были Поступки.

Я сейчас вспоминаю преподавателя географии, фронтовика Виктора Ульянова. Он как завуч должен был также присутствовать на экзаменах. В десятом классе я должен был прочитать отрывок на украинском языке. А я был в русском классе и перепутал Шевченко с каким-то другим украинским писателем, начав совсем не то. Он подбежал ко мне, потрогал мой лоб и произнес: "Так вiн же хворi! Быстро домой, лечиться!". Я ушел, дождался своих одноклассников, и они мне сказали: "Он уговорил училку поставить тебе четверку".

И я не могу забыть этот его поступок. Конечно, я понимаю, что из специальных музыкальных школ многие выходят "топориками", не знают какие-то азы физики, химии… Но учителя понимали, что нам надо по много часов в день заниматься специальностью, и поддерживали нас во множестве моментов.

Школу я вспоминаю с теплотой, потому что это и первые танцы, и первая сигарета, первое вино, друзья. С некоторыми до сих пор дружим. А мечтал я о том, что чего-то добьюсь. Правда, не думал, что это будет альт. Я рассчитывал на гитару – я был таким неудобным хиппи, у нас была группа.

Сегодня я мечтаю, чтобы Брамс, Моцарт и Шуберт посвятили мне концерты. Но, может быть, мы там еще встретимся. Без мечты нет жизни!