Информация о мерах по расширению участия казачьих обществ в организации охраны общественного порядка на территории федерального округа

Охрана общественного порядка с участием казаков Кубанского казачьего войска началась практически с момента возрождения Войска. 14 июля 1991 года вышло решение Краснодарского городского Совета народных депутатов № 321 «О регистрации казачьей народной дружины гор. Краснодара». Это период когда еще существовали городские и районные штабы народных дружин в соответствии с Положением о добровольных народных дружинах РСФСР по охране общественного порядка от 19 июля 1974 года, но сами добровольные народные дружины уже прекратили  свою деятельность из-за «печального» Постановления Правительства, которым отменялись дополнительные отпуска и другие льготы, предусмотренные Положением о добровольных народных дружинах.

         Рабочие отряды охраны общественного порядка, которыми пытались заменить добровольные народные дружины были платными, но страна переходила уже на рыночные отношения и из-за отказа предприятий, организаций и учреждений финансировать этот вид деятельности, они были  ликвидированы. В этот сложный период возрождаются  добровольные народные дружины, но уже в форме казачьих.

         Начало вооруженных конфликтов в бывших союзных республиках, появление беженцев и вынужденных переселенцев по территории Краснодарского края значительно усложнили оперативную обстановку. Именно в то сложное переходное время, когда до предела обострились межнациональные отношения, резко возрос криминал, атаман Войска потребовал:

         -атаманам всех уровней незамедлительно активизировать работу по созданию территориальных казачьих дружин в соответствии с Положением о территориальных народных дружинах по охране общественного порядка, утвержденного Малым Советом Краснодарского краевого Совета народных депутатов от 11 ноября 1992 года № 375. Основные силы казаков направить на борьбу с хулиганством, пьянством, с нарушениями правил торговли, рэкетом и другими правонарушениями;

         -охрану общественного порядка осуществлять на улицах, площадях, в парках, на вокзалах, пристанях, аэропортах и других общественных местах по защите жизни, чести и достоинства, а также прав и законных интересов граждан Кубани, предприятий, учреждений и  организаций края;

         -специализированными группами в составе казачьих дружин принять участие в выявлении и ликвидации рэкетирских групп в своих районах, а также в проведении охранных мероприятий по защите природных богатств, борьба  с браконьерством, нарушениями правил охоты и рыболовства. Решительно и смело принимать предусмотренные законом меры к пресечению правонарушений;

         -атаманам строго выполнять Положение о территориальных казачьих дружинах, не допускать казаками нарушений законов и указов правоохранительных органов России.

         Шла активная работы по сокращению притока беженцев и переселенцев из Средней Азии и Закавказья, когда Советы всех уровней бездействовали, Кубанское казачье войско проявило инициативу в деле наведения порядка с пропиской граждан, незаконным приобретением жилья.

         Обстановка на Северном Кавказе развивалась стремительно, нарастали негативные процессы. В соответствии с Указом Президента РФ № 549 от 24 апреля 1993 года «О мерах по стабилизации обстановки в Краснодарском крае», Правительство Кубанского казачьего войска приняло на себя обязательство участвовать в создании штатных районных отрядов территориальной обороны дополнительно к территориальным народным дружинам на общественных началах, комплектовании казаками оперативных групп, а также направлении казаков для службы по контракту в оперативные части Министерства внутренних дел.

         Кроме территориальных народных дружин по охране общественного порядка создавались добровольные отряды охраны правопорядка на предприятиях, в учреждениях и организациях, но в конечном итоге наиболее организованными оставались добровольные казачьи дружины, которые не только сохранились, но и качественно изменились.

         Последующий период характеризуется резким подъемом активности в казачьем движении. На пути возрождения традиций самоуправления, культурного развития самобытности казачества как народа и его стремлении Отечеству возникают различные течения.  Создаются службы безопасности, происходит отход от традиционных форм участия членов казачьих обществ в охране общественного порядка. Возникают мнения, что период возрождения казачества закончился в том смысле, как осознание себя народом и тогда как другие народы, подвергшиеся репрессиям уже реабилитированы, имеют свои национально-территориальные образования и находятся под защитой государства. Казакам не возвратили утраченные исторические привилегии. Отход от концепции «возрождения» и период к новому этапу «борьбы» за свои права в рамках так называемого «национально-освободительного движения», активно внедряли бывший атаман Лабинского казачьего отдела генерал Антонов Ю.Н. и полковник Беспятов Е.А.

         В этот сложный для казачества период атаман Войска Громов В.П., председатель Рады Загудаев Ю.Н. не дали возможность разрастанию экстремистских настроений среди казачества Кубани. Проводя последовательную политику, Войско уже 5 мая 1998 года вошло в государственный реестр обществ Российской Федерации. Указом Президента РФ № 448 от 24 апреля 1998 года был утвержден Устав Кубанского войскового казачьего общества, в ст. 15 сказано, что Кубанское казачье войско не вправе создавать в своей структуре военизированные объединения и вооруженные формирования.

         Атаману Громову В.П., Правительству Войска, Кубанской казачьей Раде также удалось отстоять целостность Войска от попыток создания Кавказской казачьей линии в противовес ВКВ, в состав которой должны были войти Баталпашинский, Кавказский, Лабинский, Майкопский и Ейский отделы, а также Терское казачье Войско.

         Кубанское казачье войско объединяет  казачьи общества на территориях субъектов Российской Федерации (Краснодарский край, Республика Адыгея, Карачаево-Черкесская Республика), в 1998 году подписано соглашение между администрациями Краснодарского края, Республики Адыгея и Карачаево-Черкесской Республики «Об участии членов казачьих обществ Кубанского казачьего войска в государственной и иной службе». Согласно этому документу Кубанское казачье войско организует государственную или иную службу на территориях этих республик. (Соглашение позволило нам согласовать документы, определяющие порядок привлечения членов казачьих обществ к охране общественного порядка, борьбе с правонарушениями и преступлениями с министрами внутренних дел Республики Адыгея, Карачаево-Черкесской Республики). У руководителей этих республик возникал законный вопрос. Если на территории республики работает казачья дружина, то почему нет адыгейских или карачаево-черкесских дружин? Есть Указы Президента Российской Федерации «О государственном реестре казачьих обществ в Российской Федерации» № 835 от 9 августа 1995г. и «О порядке привлечения членов казачьих обществ к государственной и иной службе» № 563 от 16 апреля 1996 года, в которых пока на уровне рекомендации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления, исходя из государственных интересов и потребностей регионов, принять меры по созданию условий для привлечения в установленном порядке членов казачьих обществ, внесенные в государственный реестр, к несению государственной службы.

         Законодательной и нормативно-правовой основой привлечения членов казачьих обществ к охране общественного порядка является:

-ч.1 ст. 132 Конституции Российской Федерации …. органы местного самоуправления …. осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения;

         -п.8 ч.2 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Постановления главы администрации Краснодарского края № 95 от 10 февраля 1995 года «О неотложных мерах по усилению охраны общественного порядка и борьбы с организованной преступностью в крае» от 24 марта 1997 года, «Об организации государственной и иной службы членов казачьи обществ Кубанского казачьего войска в Краснодарском крае», указание ГУВД края № 1/181 от 11 марта 1998 года «О взаимодействии членов казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ РФ с органами внутренних дел».

Одновременно необходимо отметить, что основным недостатком правового регулирования участия членов казачьих обществ в охране общественного порядка является отсутствие Закона «Об участии граждан в охране общественного порядка в том числе и казачьих дружин». В Законе Краснодарского края «О дополнительных мерах социальной защиты членов казачьих обществ Кубанского войскового казачьего общества, привлекаемых к несению государственной службы в Краснодарском крае» № 247-КЗ от 13 марта 2000 года в ст.1 сказано, что органы исполнительной власти края в соответствии  с федеральным законодательством заключает договор с Кубанским войсковым казачьим обществом об условиях привлечения членов казачьих обществ к несению государственной службы, в т.ч. и по охране общественного порядка. Но до настоящего времени механизм реализации положений этой статьи Закона не урегулирован.

За 10 лет сотрудничества Кубанского казачьего войска и Главного управления внутренних дел Краснодарского края определились основные направления совместной деятельности. Это:

-проведение рейдов по обеспечению охраны общественного порядка;

-дежурства с сотрудниками ГИБДД на  КПМ по пресечению незаконного ввоза в край огнестрельного оружия, взрывчатых веществ, наркотических средств;

-совместное патрулирование в общественных местах;

-участие в охране правопорядка при проведении культурно-массовых мероприятий и религиозных праздников;

-проведение совместных рейдов по проверке соблюдения гражданами паспортных правил;

-охрана объектов обеспечения жизнедеятельности населения края;

-охрана рыбных запасов в бассейнах рек Азовского и Черного морей;

-обеспечение сохранности с/х урожая и животных;

-сопровождение грузов.

Основным документом, регламентирующим взаимодействие членов казачьих обществ Кубанского казачьего войска с ГУВД Краснодарского края является Договор от 5 августа  1997 года «Об участии членов казачьих обществ Всекубанского казачьего войска в охране общественного порядка и борьбе с правонарушениями на территории Краснодарского края». В соответствии с этим договором создана постоянно-действующая рабочая группа, в которую входят представители Главного управления внутренних дел и Кубанского казачьего войска. Проводится работа по разработке совместных планов и мероприятий по укреплению законности и правопорядка на территории Краснодарского края. Проводится подбор и направление казачьей молодежи на службу в органы Министерства внутренних дел Российской Федерации. В целом Договор отвечает требованиям сторон, но часть статей необходимо наполнить конкретным содержанием с учетом изменений, происшедшими с момента заключения Договора. Требует изменения само название Войска, в Договоре оно еще обозначено Всекубанским. Не урегулированы вопросы социальной защищенности, порядок взаимодействия с работниками милиции во время охраны общественного порядка. В крае действуют  285 казачьих дружин, общей численностью 5364 человек, из которых 923 являются  внештатными сотрудниками милиции. За 2000 год совместно с милицией раскрыто 556 преступлений, разыскано 144 человек. К административной ответственности привлечено 32442 человек, сумма штрафов составила 466923 рубля. За 1 квартал 2001 года раскрыто 122 преступления, разыскано 22 человека, привлечено к административной ответственности 7622 человек, сумма штрафов составила 112264 рублей.

Необходимо отметить,  что члены казачьих обществ Кубанского казачьего войска участвуют в мероприятиях по охране общественного порядка безвозмездно, за счет личного времени.

Казачьи дружины в крае практически не обеспечиваются форменной одеждой. Так, администрацией Ленинградского района было приобретено для казачьей дружины Уманского казачьего общества  двадцать комплектов камуфляжной формы, но без обуви и головных уборов.

Необходимо добавить, что камуфляжную форму из-за нашей бедности носят все, а казаки-дружинники должны носить традиционную казачью форму.

На территории  Прикубанского административного округа г. Краснодара зарегистрировано девять казачьих дружин, но ни одна из них не финансируется администрацией района, а средства они «добывают» за счет оказания платных услуг по охране рынков, стоянок. Даже расходы на бензин, используемый во время патрулирования по охране общественного порядка оплачивают так называемые спонсоры – директора рынков, стоянок и т.д. Все это не может не сказаться на качестве работы казачьих дружин, на их морально-психологическом настрое, заставляет искать оплачиваемые виды деятельности.

В крае имеет место практика привлечения членов казачьих обществ к охране объектов государственной собственности. В соответствии с решением  федеральной службы лесного хозяйства от 11 июня 1998 года № Д-5-64/273 «О проведении эксперимента по отработке механизма взаимодействия с казачьими обществами» и договором от 19 мая 1999 года между Кубанским казачьим войском и Краснодарским управлением лесами «О несении государственной службы по охране лесов Краснодарского края членами казачьих обществ Кубанского казачьего войска» на территориях трех лесхозов с 1 июля 1999 года охрана лесов осуществляется с участием патрульных казачьих групп.

От Министерства природных ресурсов РФ поступило предложение о привлечении казачьих формирований Кубанского казачьего войска для охраны объектов Краснодарского водохранилища. 25 октября 1999 года заключен Договор с Управлением эксплуатации Краснодарского водохранилища с казачьими обществами Кубанского казачьего войска по охране некоторых объектов Краснодарского водохранилища».

Кубанское казачье войско не останавливается на достигнутом, идет работа по привлечению членов казачьих обществ к взаимовыгодному сотрудничеству с другими комитетами и  ведомствами. Заключены договора с комитетами по геологии по эффективному использованию природных ресурсов, с комитетом охраны окружающей среды.

В соответствии с Постановлением главы администрации Краснодарского края № 233 от 7 апреля 1999 года и № 864 от 20 ноября 2000 года «О состоянии и мерах по обеспечению сохранности сельскохозяйственных животных в Краснодарском крае» члены казачьих обществ Кубанского казачьего войска, привлекаются к службе по охране животноводческих комплексов и ферм. Совместно с Главным управлением внутренних дел созданы  подвижные вооруженных группы по охране животноводческих комплексов и ферм. И это взаимодействие с территориальными органами внутренних дел дает уже положительные результаты. Меньше стало краж животных в Мостовском, Отрадненском и др. районах края.

Кубанское казачье войско планирует в дальнейшем использовать казачьи подразделения не только в охране общественного порядка, государственной и муниципальной собственности, но и в не войсковой охране государственной и административной границы. Нами уже внесены предложения – из членов казачьих дружин через военные комиссариаты призывать по контракту казаков военнослужащих запаса на 2-х месячные сборы один раз в течение трех лет и из них комплектовать команды по охране отдаленных участков государственной и административной границы. Обмундирование, оружие, снаряжение и технику выделяют пограничные отряды ФПС. Охрана участков государственной и административной границы будет осуществляться по схеме:

-первый этап – в течение 10 дней охрана участка границы;

-второй этап – в течение 50 дней охрана общественного порядка в населенных пунктах приграничной зоны.

Оплата может производиться как через ФПС России, так и из бюджетов администраций субъектов Федерации, на территории которых члены казачьих обществ обеспечивают охрану государственной и административной границы.

Дальнейшее сотрудничество Кубанского казачьего войска с ГУВД Краснодарского края предполагает необходимым привлекать членов казачьих обществ к охране общественного порядка, объектов муниципальной и государственной собственности, объектов обеспечения жизнедеятельности, но при этом необходимо учитывать, что члены казачьих обществ уже длительный период времени привлекаются к различным видам государственной и иной службы, в том числе и в условиях, когда жизни и здоровью члена казачьего общества может угрожать непосредственная опасность. Необходимо принять на федеральном уровне нормативно-правовой акт, предусматривающий социальные гарантии членам казачьих обществ в случае гибели или повреждения здоровья.

Привлечение граждан -  членов казачьих обществ к государственной и иной службе, в том числе и правоохранительной деятельности должно осуществляться на возмездной основе. Кроме того, членами казачьих обществ, исполняющих обязанности государственной и иной службы предусмотреть льготы сотрудников ведомств и организаций, которые привлекают их для государственной и иной службы.

Установить, что вся деятельность казачьих формирований по охране общественного порядка, борьбы с правонарушениями и преступлениями должна осуществляться  во взаимодействии и под руководством органов внутренних дел при строгом соблюдении принципов законности. Но это не значит, что казачьи подразделения должны быть только простыми исполнителями, они также должны быть наделены властными полномочиями, но для этого необходимо принять соответствующие нормативно-правовые акты.

На уровне  территориальных органов внутренних дел с членами казачьих обществ  необходимо заключать договора «об участии членов казачьих обществ Кубанского казачьего войска в охране общественного порядка и борьбы с правонарушителями на территории административно -территориального образования, в соответствии  с Договором ГУВД Краснодарского края с Всекубанским казачьим войском от 5 августа 1997 года. В органах местного самоуправления  зарегистрировать  список членов казачьей дружины, соответствующим постановлением Главы администрации местного самоуправления. Организовать на местах обучение казаков-дружинников формам и методам работы с правонарушителями, для этого привлекать специалистов всех служб УВД, ГО-РОВД. Продолжить практику краевых рейдов по охране общественного порядка и выявлению лиц, незаконно находящихся на территории края без регистрации. При осложнении оперативной обстановки привлекать казачьи дружины к охране объектов жизнеобеспечивания населения. Анализировать результаты совместной деятельности сотрудников милиции и добровольных казачьих дружин, наиболее отличившихся поощрять правами начальников УВД-ОВД и глав местного самоуправления. Шире освещать через средства массовой информации факты положительного взаимодействия правоохранительных органов и казачьих обществ в обеспечении общественного порядка.

Все эти и другие вопросы нашли отражение в совместном плане работы ГУВД Краснодарского края и Кубанского казачьего войска по охране общественного порядка на 2001 год. Организация работы казачьих дружин строится в тесном взаимодействии с отделом по межнациональным отношениям управления охраны общественного порядка милиции общественной безопасности ГУВД края. Совместными усилиями нам удалось оказать влияние на состояние межнациональной обстановки в крае, сократить наметившийся в 2000 году рост националистических проявлений в деятельности отдельных казачьих обществ в Крымском и Анапском районах.

Кубанское казачество всегда терпимо относилось к различным национальностям, населяющих Кубань, в том числе и к лицам, исповедующим  другую религию, но когда они грубо попирают законные права коренного населения, унижают их человеческое достоинство, такое положение не может быть терпимо. По официальным данным в крае проживает более 13 тысяч турок-месхетинцев, по неофициальным – до 20 тысяч. Турки-месхетинцы требуют прописать их, но отказываются оформлять гражданство, участвовать в  выборах, служить в армии. Как правило, они нигде не работают, занимаются торговлей, распространяют наркотики. Местное население, казачество выступают против такого проживания.

Опыт и практика взаимодействия казачьих обществ Кубанского казачьего войска с  территориальными органами  внутренних дел ГУВД Краснодарского края показывает, что необходимо искать новые формы этого сотрудничества, не только численностью казачьих дружин и количеством казаков, привлекаемых для совместного с работниками милиции патрулирования, оценивать  уровень и качество взаимодействия.

В соответствии с постановлением главы администрации Краснодарского края № 855 от 3 декабря 1999 года «О серьезных недостатках во взаимодействии правоохранительных органов исполнительной власти и общественности в вопросах борьбы с организованной преступностью на территории Краснодарского края» и в целях более эффективного использования казачьих формирований правоохранительной направленности мы  предлагаем создать в Краснодарском крае специализированные казачьи дружины:

-по работе со службой участковых инспекторов;

-по работе с ГИБДД;

-по работе с вневедомственной охраной;

-по работе с милицией на транспорте;

-по работе с органами госнаркоконтроля;

-по работе с милицией по охране рыбных запасов;

-по работе с санитарно-экологическими комиссиями.

Организация казачьих дружин по направлениям деятельности будет способствовать улучшению качества комплектования, даст возможность правоохранительным органам осуществлять специальную подготовку казаков-дружинников, полнее использовать потенциал добровольных правоохранительных формирований, позволит систематически уточнять мероприятия по организации взаимодействия правоохранительных органов с казачьими обществами и реально оценивать результаты совместной работы.

Кроме того, в соответствии с Указом Президента РФ от 3 июня 1996 года № 802 «О поэтапном формировании муниципальных органов охраны общественного порядка и в целях реализации Указа Президента РФ от 17 сентября № 1115 «О проведении в ряде муниципальных образований эксперимента по организации охраны общественного порядка органами местного самоуправления» в качестве эксперимента создать в одном из муниципальных образований Краснодарского края муниципальные подразделения охраны общественного порядка состоящего из членов соответствующего казачьего общества Кубанского казачьего войска.

Проведение эксперимента по созданию и использованию муниципального подразделения охраны общественного порядка в одном из муниципальных образований края даст возможность:

-определить правовые, организационные, материально-технические и другие условия, необходимые для формирования и функционирования муниципальных органов охраны общественного порядка;

-найти оптимальный путь формирования муниципальных органов охраны общественного порядка в крае;

-определить им организационно-правовые формы и объем полномочий, направления и способы взаимодействия с другими субъектами правоохранительной деятельности;

-установить порядок контроля со стороны органов исполнительной власти края, местного самоуправления и населения за деятельностью муниципальных органов охраны общественного порядка.

Кубанским казачьим войском совместно с ГУВД Краснодарского края, территориальными органами внутренних дел проделана большая работа в деле обеспечения охраны общественного порядка и борьбы с правонарушениями в Краснодарском крае. Войску удалось сохранить добровольные народные дружины, но уже на качественно новом уровне – в форме казачьих подразделений по охране общественного порядка, а проще казачьих дружин. Казачество как народ способный к саморегуляции, не может оставаться в стороне от сложившейся криминогенной обстановки в Краснодарском крае и на всем Северном Кавказе. Близость границ, военно-политическая ситуация в ближайших республиках, многонациональный состав края, миграция беженцев и вынужденных переселенцев, неприязнь славянского  населения к прибывшим лицам других национальностей, дает коренному населению Кубани – казачеству - возможность активно влиять на происходящие процессы, в том числе и негативные.

 

Пресс-служба ККВ