Школьные частности

В этом году школьный звонок прозвенел не только в государственных, но и в 27 частных школах края. Что же такое кубанская частная школа – роскошь или средство обучения? По количеству негосударственных образовательных учреждений наш край занимает третье место в стране после Москвы и Санкт-Петербурга - в регионе их насчитывается двадцать семь. В процентном соотношении государственных и негосударственных школ край обгоняет среднероссийский уровень ровно вдвое, но при сравнении цифры получаются какие-то несерьезные: в России частные школы составляют один процент от общего количества школ, на Кубани, соответственно, два процента. Еще незначительнее сравнительный показатель числа учеников негосударственных учебных заведений: в крае их насчитывается всего 0,64 % от общего количества учащихся. Судя по этим цифрам, идея частного среднего образования пока не овладела широкими массами родителей. И это несмотря на то, что негосударственные школы Кубани имеют достаточный срок работы и неплохую репутацию.

Старейшая и самая авторитетная из частных школ края – новороссийская гимназия № 1 – в этом году отмечает свое пятнадцатилетие, краснодарские школы «Альтернатива», «Эрудит», «Новатор», частная школа № 1 работают на рынке образовательных услуг по 12-13 лет. Частное школьное образование перестало быть привилегией крупных городов – учебные заведения работают в Анапе, Армавире, Курганинске, даже в отдаленных станицах Мостовской и Отрадной, – всего в 10 районных центрах. Но в представлении большинства кубанских родителей частная школа по-прежнему остается роскошью, недоступной и ненужной для средней семьи. Так ли это на самом деле?

Самое первое впечатление: в частных школах нет «новорусской» экзотики и особо роскошных условий. Школы, занимающие типовые помещения бывших детских садов, выглядят скромно. Единственное отличие от обычной государственной школы – тишина и семейная атмосфера, негромкие голоса, уютные помещения. В коридоре - домашний запах вкусного обеда. Вот и все «навороты». В остальном – обычная школа, стандартный курс обучения, кружки, спортивные секции. Двух- или трехразовое питание. Иностранный язык с первого класса, информатика – с пятого. Изостудия, хореография, поездки в бассейн. Школьный автобус. Обязательная форма. Вот такой усредненный портрет, в который с небольшими особенностями вписываются самые известные негосударственные учебные заведения Краснодарского края.

Все прошли обязательное лицензирование на образовательную деятельность. Аккредитованы, то есть имеют право выдавать документы об образовании государственного образца, 17 школ из 27. А как же остальные? В департаменте образования и науки Краснодарского края объяснили, что на учебе детей отсутствие аккредитации не должно отражаться – при необходимости ребенок имеет право сдать выпускной экзамен в любой другой школе. Цена обучения колеблется от 700 до 4 000 рублей в месяц, включая стоимость питания. Разница зависит от многих факторов, в частности, от того, сколько времени проводит ребенок в школе: полный день или половину. Есть льготники, в частности, дети педагогов. В новороссийской частной гимназии № 1 детям даже платят стипендию. Но это исключение, а для большинства кубанцев плата за обучение составляет весьма существенную сумму. За что же готовы платить жители края и что пользуется сейчас наибольшим спросом в сфере школьных образовательных услуг?

По наблюдениям учителей, на первом месте при выборе места учебы стоит стремление семьи обеспечить для ребенка комфортные условия обучения, безопасность, заботу о здоровье и добротный уровень базовых знаний по всем школьным предметам. Одной из частых причин выбора частной школы становятся конфликты ребенка с учителями и сверстниками. Причину конфликтов родители склонны видеть в невозможности для педагога охватить своим вниманием каждого ребенка в классе из 25-40 человек. Выход – частная школа. Заместитель директора школы «Альтернатива» Наталья Мишакова рассказала, что в некоторых старших классах этой школы учатся почти исключительно мальчики – те, кто в государственной школе по разным причинам «не ужился». Частная школа благодаря своей малокомплектности и камерности - в классах по 10-12 человек – помогает решить проблему индивидуального подхода. Родители хотят защитить детей от стрессов, переутомления и перегрузок, и за это они готовы платить.

Еще одна причина, по которой родители делают выбор в пользу частной школы - грядущее поступление ребенка в ВУЗ и необходимость усиленной подготовки по тому или иному предмету. В этом случае критерии выбора школы совсем иные: родители готовы мириться с учебными перегрузками своего ребенка. При Краснодарском технологическом университете существует, к примеру, лицей «Истэк». Родители платят в 2 200 рублей в месяц – без питания - за общеобразовательный курс с углубленным изучением физики, математики и других профилирующих предметов. Однако никаких щадящих «санаторных» условий, как в обычных частных школах, это учебное заведение не предполагает. «Истэк» уже успел завоевать хорошую репутацию - по результатам ЕГЭ в этом году трое выпускников лицея показали одни из лучших результатов в крае. Недавно начали работать несколько подобных частных лицеев в Армавире, Новороссийске и Краснодаре. Специалисты говорят, что в некоторых из них уровень комфорта отмечается со знаком «минус», но родителей это не смущает.

Сегодня частные школы в Краснодаре перестали быть редкостью, но все же нельзя сказать, что рынок образовательных услуг в городе находится на подъеме. Возможно, одна из главных причин - низких доходы большинства семей, для которых требуемые 100 долларов в месяц – неподъемная сумма. Но иногда ситуация складывается парадоксально: родители готовы платить, а попасть в школу возможности нет. По свидетельству специалистов, спрос на места в частных школах превышает предложение в среднем на 20% - почти пятой части желающих краснодарские директора отказывают по причине отсутствия свободных мест. Некоторые школы принимают учеников по конкурсу. К тому же в Краснодаре, например, все частные учебные заведения сосредоточены в одном округе - именно здесь 12-15 лет назад в больших количествах закрывались детские сады.

Казалось бы, если бы в такой ситуации кто-то взялся организовать школу в другой части города, такое начинание могло бы быть успешным. И среди педагогов есть желающие начать свое дело. Однако почему-то «школьный бизнес» не спешит развиваться. Директор краснодарской частной школы №1 Елена Вершигора считает, что причин такого положения две: во-первых, бесприбыльность бизнеса, во-вторых, острый дефицит помещений, в которых могли бы разместиться школы. На тесноту жалуются все. Только две школы из двадцати семи сумели выкупить здания детских садов, в которых они расположены – это краснодарские школы «Альтернатива» и «Новатор», остальные работают в арендованных зданиях. А вот «Альтернатива» даже собирается расширяться – уже есть проекты строительства собственного бассейна, большого спортивного зала и живого уголка. В анапском образовательном центре «Светоч» его руководитель Елена Доронина запланировала еще более масштабный проект – строительство собственного школьного здания. Инвестор у этого проекта есть, однако он застопорился на стадии бюрократического согласования. Но это – редкое исключение.

Деньги не спешат в частную школу. Поэтому директора частных школ еще долго будут шутить над собой – у нас не бизнес, у нас диагноз.